Язычество и православие древней Руси
Язычество. Древнерусские летописи, а так же в других церковных сборниках поуче-ния против язычества. Но пишутся они ду-ховными людьми которые к язычеству отно-сились отрицательно. Записи позднего сред-невековья 15-17 веков. Донесения католиче-ских миссионеров. Данные топонимики. Материальные достижения. Археология. Свидетельства восточных авторов (Ибн Фадлан).
Поучения Григория богослова. Он вы-делял четыре периода: 1. поклонения двум началам. Упырям и берегини. 2. культ рода и рожениц. 3. культ Перуна. 4. молились всем и вся.
Ключевский разделил божества на два типа – отражавших природу и душу предков. Только в 60 годы 19 века Афанасьев, Потебня, Щапов – это были первые исследователи – все верования восходят к олицетворению сил и явлений природы. Есть антропоморфные и зооморфные.
Космологический подход – Знойко А.П. – отражал структуру вселенной. Источ-ником было знание их о небе, цикле природы и т.д. Отождествляли божеств с небесными объектами.
Заимствование. В 1914 году вышла ра-бота Аничкова «язычество древней Руси». Верования из материальных условий потреб-ностей реальной жизни. Культ великих богов заимствован.
Наиболее полные труды у Рыбакова. Он вводит понятия «эволюция» - добавление нового к существующему старому. Пытается проследить язычество славян еще с каменного века. На этой стадии верования у большинства народов были схожими. Охотничьи культы медведей и оленей эпохи мезолита. Это подтверждается вышивкой. Древнейший из богов – это «Велес» - он полагает, что это медвежий культ, начинающийся еще у неан-дертальцев. Энеолит связан с приходом земледелия и культ рода и роженицы. Культ матери. Культ матери природы рождающей что-то. Можно проследить: 1. культ предков. 2. аграрные обряды. 3. скотоводческие куль-ты. 4. культ домашнего очага. Представления о матери природе выражается в двух божест-вах. В скифскую эпоху (эра железа) – это начало Сворога. Имя это он сравнивает с индийским Сварго (небо) – от этого и трупо-сожжение – существование души на верху. Он пытается проследить персональных божеств. Начинает с женского рода и делит их на несколько групп: 1. жива, подача. 2. желя, морена, купала. 3. макошь – богиня удачи, судьбы, урожая. 4. лада –брака и благополу-чия. Мужские: 1. Перун. 2. волас или Велес. 3. хорс – бог солнца как светила. 4. дажбог – солнца как податель благ. 5. стрибог – ветра, неба. 6. симарги.
Языческие святилища хорошо освещены археологами. Святилища 8-9 века – это круглая площадка окруженная валом, вокруг которой ров. Под насыпью следы костра.
Седов исследовал святилище Перуна, центр – горизонтальная площадка с кругом по середине с диаметром в 21 метр. Окружена валом и рвом. Вал напоминает цветок с лепестками. Их 8 штук, на каждом следы костра. В центре яма для костра. Жертвенник из камня.
Христианство. – это религия феодаль-ного общества. Покровский признал церковь как продукт разложения общества, но эти изменения внешние. Крещение Руси – это случайный эпизод. В 36 году специальным постановлением «о несе Демьяна бедного «богатыри» зазвучали слова о том, что хри-стианство сыграло положительную роль в истории Руси, дало толчок культуре и сбли-зила с развитыми народами. Бакрушин в 37 году отмечает, что христианство как свиде-тельство феодализации Руси. Но оказало влияние на развитие культуры. В 67 году вышла обобщающая работа – церковь в истории Руси. Монографии стали выходить только во время перестройки.
Христианство существовало на Руси еще до крещения. Греков считал, что христи-анство начинает проникать уже в 5 веке. Крещение княгини Ольги тому свидетельство. Назаренко обращает внимание на то, что сведения о крещении Ольги есть и в ино-странной литературе.
Крещение Руси носило скорее полити-ческий характер. Вершинство князя и его приближенных над всеми славянами. Никаких классовых причин нет. (т. зр. Фроянова) Христианство привлекалось для сохранения старых родоплеменных отношений. Спорным является вопрос, откуда воспринято христи-анство. По источникам, оно пришло из Ви-зантии по инициативе кн. Владимира. Но проблема в следующем: почему пришлось Владимиру сговориться с Византией, в даль-нейшем с боем требовать этого. ……..Владимир помогал Византии подавить восстание, а после этого Анна выходит замуж за Владимира , а он принимает новую веру. Но … почем3 неизвестны первые метрополи-ты на Руси. Преселков предполагал др. вари-ант. Первые века Русь находилась под юрис-дикцией болгарской патриархии, В это время Болгария независима и воевала с Византией. Принятие же Христианства из Византии Владимир бы обрек себя вассалом византий-ским. В Болгарии были уже готовые священ-ники говорившие на славянском языке. Ни-кольский: основным источником христ-ва являются зап. славяне. А.Г. Кузьмин: ирланд-ские миссионеры.
Церковный устав Владимира документ, который говорит о том, что церковь получает большую юрисдикцию над христианами (брачные отношения, убийства, преступления против нравственности) выделяется группа лиц – церковный люд. Кроме этого миряне , которые работают в церкви и наконец, люди бесприютные. На содержание церкви гос-во выделяет 1/10 от всех своих доходов.
Устав Ярослава Мудрого – фактически это судебник. Разграничение дел на церков-ные и гос-ные делится: а) греховные – суд церкви, б) греховно-преступные – совместная компетенция, в) дела духовных лиц – церковный суд, но в особо тяжких совместно с княжеским судом.
В самой Византии подразделения церкви: 80 метрополий, и несколько сот епископов. На Руси метрополит один , епархии стали появ-ляться на протяжении 12 в. , а к 13 в. их 15. Такое положение вплоть до монгольского нашествия, но все еще сохранилось язычество , которое в некотором роде вошло в христ-во. Археологи фиксируют в отдельных местах языческие святилища до 12 в.
- Введение в Российскую историю
- Восточные славяне в 6-8 веках
- Генезис древнерусских городов
- Проблема политической истории Киевской Руси
- Проблема социально-экономического строя киевской Руси.
- Древнерусские города: спорные проблемы
- Язычество и православие древней Руси
- Расцвет и распад Киевской державы
- Владимиро-Суздальские земли в 12-13 века
- Новгородская земля в 12 – 13 веках
- Галицко-волынские земли в12-13 веках
- Кочевники Евразии
- «Золотая Орда в 13-15 вв.
- Отношения Руси и Золотой Орды
- Южные и западные земли Руси в 13-14 веках
- Северо-западная Русь в 13-15 веках
- Северо-восточная Русь в 13-15 веках
- Развитие Феодализма
- Феодальная война 2-й четверти 15в.