7. Глобальные процессы современности
Российская Федерация оставалась единственной державой, обладавшей потенциалом уничтожения США. Это определило ее особое положение в международных отношениях. «Классической» биполярности уже не было: перестал существовать один из двух имевшихся ранее сопоставимых между собой полюсов влияния. На период в пять-шесть лет в мире установилась «полутораполярность», которая характеризовалась сохранением биполярных отношений между США и Россией в военно-политической области при явном преобладании Соединенных Штатов над Россией по остальным показателям мощи. Но и в военно-политической сфере способность Российской Федерации выступать с сопоставимых с США позиций уменьшалась. В международных отношениях снова стала возрастать роль силы. Ее значение увеличивалось по двум причинам. Во-первых, распад биполярности вызвали появление ряда относительно мелких, но многочисленных вооруженных конфликтов – прежде всего на территории бывших многонациональных государств. Во-вторых, США и страны НАТО, не опасаясь противодействия Советского Союза, стали шире использовать силу для отстаивания своих интересов в региональных и локальных конфликтах, делая это под лозунгами поддержки демократии и защиты прав человека. В международных отношениях к середине 90-х годов стало занимать большое место миротворчество, под которым понималось применение странами международного сообщества многообразных, в том числе силовых, мер для прекращения кровопролития в отдельных конфликтах. Среди этих мер особое внимание стало уделяться такому инструменту, как гуманитарная интервенция, то есть вооруженное вмешательство в конфликт третьих стран, как правило, многостороннее, предпринимаемое коалициями государств, из гуманитарных побуждений.
Распад Югославской Федерации, а затем и СССР привел к возникновению новых региональных конфликтов, которые не урегулированы до настоящего времени. Страны Восточной Европы переориентировались на Запад. В июле 1997 г. на саммите НАТО в Мадриде было принято решение о расширении альянса за счет трех государств бывшего Варшавского Договора – Чехии, Польши и Венгрии. Приближение военной структуры НАТО к большинству государств СНГ может изменить геополитическую обстановку, способно подорвать систему договоров по ограничению вооружений. Такое развитие событий может осложнить создание новой структуры Европы, дестабилизировать всю
систему международных отношений. Война на Балканах, другие конфликты в Европейском регионе, трудности переходного периода в странах Восточной Европы и в постсоветском пространстве создают угрозу безопасности в Европе. Эта угроза
дополняется агрессивным национализмом, религиозной и этнической нетерпимостью, терроризмом, организованной преступностью, неконтролируемой миграцией.
Первая половина 90-х годов XX века стала завершающей фазой распада биполярной структуры. Несмотря на вспышку дисперсной конфликтности, новой мировой войны не возникло, и угроза ее развязывания не просматривалась ни в один из наиболее напряженных моментов международного развития 1991-1996 гг. Это был первый за много веков случай, когда радикальное изменение конфигурации международной системы не было сопряжено с обширным вооруженным конфликтом.
В мире сложилась уникальная ситуация: США оказались вне конкуренции. Более того, ко второй половине 90-х годов они смогли в этом убедиться, что подтолкнуло Вашингтон к проведению наступательной внешней политики с целью реализовать конкурентные преимущества и сформировать международный порядок, максимально благоприятный для национальных интересов Соединенных Штатов.
- 1. Образование и основные этапы деятельности оон
- 2. Международные отношения в первые послевоенные годы (1945-1947)
- 3. Международные отношения в к.40-50-х гг.
- 4. Основные тенденции в международных отношениях в к. 50 - 60-е гг.
- 5. Международные отношения в период разрядки (к.60-к.70-х)
- 6. Международные отношения в 80-90-е гг. Окончание "холодной войны"
- 7. Глобальные процессы современности
- 8. Западноевропейская интеграция в 50-70-е
- 9. Европейская интеграция в 80 - 90-е
- 10. Рабочее и коммунистическое движение после второй мировой войны. Коминформ. Международное совещание коммунистических и рабочих партий
- 11. Социалистические и социал-демократические партии после Второй мировой войны. Деятельность Социалистического Интернационала.
- 12. Основные тенденции в международном рабочем движении в 80-90-е Профессиональные союзы.
- 13. Основные тенденции в развитии международных общественных движений в 50-60-е
- 4. Основные тенденции в развитии международных общественных движений в 70-90-е.
- 15. Сущность и основные черты неолиберальной модели социально-экономического и политического разития западных стран после Второй мировой войны
- 16. Мировые структурные кризисы сер.70- нач. 80-х гг. И переход западных стран к неоконсервативной политике
- 17. Сша после Второй мировой войны. Внутренняя и внешняя политика правительств Трумэна, Эйзенхауэра. Маккартизм
- 18. Сша в 60-е гг. Политика "новых рубежей" Дж. Кеннеди и политика правительства Джонсона
- 19. Политика правительств Никсона, Форда. Президентство Картера
- 20. Неоконсервативная политика правительства Рейгана в 80-е годы. Приход к власти Дж.Буша
- 21. Сша в 90-е. Политика правительства Клинтона. Выборы 2000
- 22. Оккупационная политика западных стран в Германии и её раскол. Образование фрг
- 23. Внутренняя и внешняя политика фрг в период правления хдс/хсс (1949-1966). Экономическое чудо. Неофашизм
- 24. Социал-демократы у власти. Внутренняя и внешняя политика правительств Брандта и Шмидта
- 25. Неоконсервативный курс правительств Коля в 80-е
- 26. Объединение Германии 3 октября 1990. Политическое и социально-экономическое развитие фрг в 90-е
- 27. Великобритания после Второй мировой войны. Социально-экономическая политика Третьего лейбористского правительства
- 28. Политика консервативных правительств Англии в 1954-1964. Суэцкий кризис.
- 29. Великобритания во второй половине 60-70-х. Ольстерский кризис
- 30. Неоконсервативная политика правительств Тэтчер. Тэтчеризм. Фольклендская война
- 31. Внутренняя и внешняя политика лейбористских правительств э.Блэра в 90-е гг.
- 32. Франция после Второй мировой войны. Временный режим
- 33. Четвёртая республика во Франции
- 34. Установление Пятой республики во Франции. Внутренняя и внешняя политика президента де Голля. Франция в 70-е годы
- 35. Социалисты у власти. Внутренняя и внешняя политика Франции в 80-перв. Полов. 90-х гг.
- 36. Внутренняя и внешняя политика президента Ширака в 90-е.
- 37. Италия после Второй мировой войны. Установление республики. Политика правительства де Гаспери
- 38. Политика центристских правительств в Италии (1953-1962). Экономическое чудо. Проблемы юга
- 39. Политика правительств "левоцентристской коалиции" в Италии (1962-1972). Терроризм
- 40. Италия в 70-80-е гг. Политика коалиции "национального единства". Наступление консервативных сил
- 41. Италия в 90-е. Становление Второй республики
- 42. Образование гдр. Основные этапы строительства командно-административной системы социализма
- 43. Нарастание социально-экономического и полиического кризиса в гдр в 80е. Революционные перемены.Объединение с фрг
- 44. Победа народно-демократической революции в Венгрии. Строительство командно-административной системы социализма. События 1956 г. Реформы "эры Кадара".
- 45. Демократическая революция 1989 г. В Венгрии. Перестройка эконом в 90-е гг. Становл. Демократ о-ва
- 46. Установление народно-демократической власти в Румынии. Строительство командно-административной системы социализма
- 47. Кризис авторитарно-бюрократического режима в Румынии в 80-е гг. Нар восстание в 1989 г. Демократизация полит. Жизни и рефором эконом в 90-е годы
- 48. Испания во второй половине хх века: от франкистского режима до демократии при Франко
- 49. Научно-техническая революция в западных странах, ее экономические и социальные последствия