6. Природа и культура
Общеизвестно, что само слово «cultura» возникло как оппозиция понятию «natura» – природа. Однако такое противопоставление не вполне корректно. Ибо человек не только создает вторую природу, он меняет и облик и первой. Природа земли все в большей степени окультурена, а сама культура неизбежно включает в себя природное. Природа и культура едины и неразрывны, они отрицают и взаимно обогащают и дополняют друг друга. Понятие «природы» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют сущностькакого-либо явления. Природой мы называем непосредственно окружающую нас естественную среду. Наконец, в самом общем смысле слова «природа» - синоним понятия «материальный мир», точнее весь материальный мир не созданный человеком. Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупностьестественных условийсуществования человеческого общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человеческого общества. Это освоенная человеком, вовлеченная в орбиту его жизнедеятельности часть мира. В ходе истории человечества все новые и новые пласты окружающего мира входят в эту сферу, становятся природой. Культура выступает своеобразным посредником между природой, с одной стороны, и обществом с другой. Влияние общества на природу, равно как и влияние природной среды на общество, опосредуется культурой. Природа и культуранеразрывны. Они связаны генетически, ибо человек – высший цвет развития природы, а культура – величайшее из творений человека. Природа – материал и почва культуры. В конечном счете, все естествознание – изучение, «испытание природы». Природа – древнейший и наиболее постоянный объект эстетического и художественногоосвоения. Человек ощущает себя частью большого мира – Природы, и в то же время он отделяет, отличает себя от природы –этап ее самосознания. На заре человечества слитность человека и природы еще не была так сильно нарушена. Основой первобытной культуры являлся культ природы – человек жил природой и чувствовал себя ее неотъемлемой частицей. Природа была близкой, ибо она поила и кормила человека, но и далекой – грозной, неизвестной, таинственной. В ходе предметно-практической деятельности возникло «человеческое чувство» природы: не только ее эстетическое приятие, но и наделение ее человеческими качествами –очеловечивание. Она стала одновременно мастерской и храмом. Для первобытного человека природа ограничивалась сравнительно узкой территорией, на которой жило его племя. Затем возниклопротивопоставлениечеловека природы. Скорее всего, это произошло тогда, когда были противопоставлены телесное и духовное, с пониманием природного как чего-то низшего, неполноценного. К этому добавилось отношение к природе естествоиспытателей Нового времени: природа – мастерская, ее надо подчинить человеку, «преобразовать» согласно его интересам. Утилитарное отношение к природе привело к тому, что по отношению к ней все стало дозволенным. Здесь не действовали запретительные нормы права, религии и морали. Исчезло восхищение природой. Природа стала восприниматься как антитеза духа и культуры. В философии марксизма природа рассматривалась какобъектпроизводственной деятельности человека. До сих пор в качестве образца «творческого марксизма» приводят фразу И.В. Мичурина, которая, кстати, никогда не рассматривалась им как некий философский принцип: «Нам нечего ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача». Так подход противоположен коренным принципам народной культуры, для которой всегда земля была «родной матушкой», священным именем отца назывались реки. Без такого любовного отношения к природе невозможна высокая культура сельскохозяйственного труда. Сегодня люди привыкли жить на взятые у природы в кредиты, вернуть которые уже невозможно. Ныне все человечество стоит пред новым витком спирали – единством природы и культуры, когда все богатство культуры должно быть поставлено на службу защиты природы. Единство человека и природы было верно понято еще И. Кантом, для которого человек – «последняя цель природы», а природа, в свою очередь «материя всех его целей». В этом и заключается единство природы и культуры. Миссия человека состоит в непрерывном сближении с природой, все более глубоко познавать ее законы и вносить в природную стихию разумное сознательное начало. Одной из важнейших, глобальных проблем, от которых буквально зависит жизнь или смерть всего человечества, стала сегодняэкологическаяпроблема – разумноеприродопользованиеиприродоохранение. Экологический кризис может быть преодолен только в том случае, если нам удастся сформировать у каждого имеющего дело с человеческими процессамичеловеческое чувство природы, объединяющее рациональное и эмоциональное, эстетическое и этическое отношение к ней. Из некоторых психофизиологических экспериментов следует, что реакции человека на некоторые, существенно важные раздражители замедлены по сравнению с аналогичными реакция животного примерно на одну секунду. Судя по всему, причиной этой задержки является скрытая речевая деятельность.
- 1. Культура как научная дисциплина
- 2. Многообразие и многозначность подходов к исследованию сущности культуры
- 3. Структура и функции культуры
- 5. Проблема массовости культуры
- 6. Природа и культура
- 7. Миф, религия и культура
- 8. Личность и общество в культуре
- 9. Культура и цивилизация
- 11. Цивилизационная концепция исторического процесса
- 12. Первобытное искусство и культура Религия
- 1. Культ Богини-Матери
- 2. Фетишизм
- 3. Тотемизм Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом.
- 4. Культ животных
- 5. Промысловый культ
- 7. Анимизм
- 8. Культ предков
- 10. Шаманизм
- 13. Культура древнего Китая: конфуцианско-даоссицкий тип культуры
- 14. Индо-буддийский тип культуры: философско-мировоззренческие основы
- 15. Культура Древней Греции
- Зодчество
- Обособление наук
- Театр древней греции
- 16. Культура Древнего Рима
- 1. Этрусская культура
- 2. Царский период.
- 2.1. Легенда о Ромуле и Реме.
- 2.2. Религия.
- 17. Культура Средних веков
- 1. Раннее Средневековье (V-X вв.)
- 2. Высокое (классическое) Средневековье (X-XIV вв.)
- 3. Позднее средневековье (XIV - XV вв.)
- 18. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 19. Культура нового времени эпохи Просвещения
- 20. Западноевропейская культура 19-20 вв.
- 21. Основные направления искусства 20 в.
- 23. «Золотой век» русской культуры
- 24. «Серебряный век» русской культуры
- 25. Культура советского периода
- 1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре
- 26. Постмодернизм как явление современной культуры. Основные черты