logo search
Россия ответы

Проблема социально-экономического строя киевской Руси.

Главный источник по данной теме – «русская правда». Но это памятник юридиче-ского характера. Часть информации можно почерпнуть из летописей. Главная проблема: бесспорное существование крупной земель-ной собственности – лишь с середины 11 века. Проблема феодализма – центральная. На это стали обращать внимание лишь со второй половины 19 века, но господствовало мнение о кардинальном различие социально-экономического строя Руси и западной Евро-пы. Отрицалось наличие крупной земельной собственности (Погодин: вообще не было частной собственности, а следовательно и феодализма). Славянофилы (К. Аксаков): земля находилась во владении общины. Западники (Б.Н.Чечерин): земля принадлежа-ла родовой общине. Даже Соловьев считал, что в древней Руси земледелие не являлось основой хозяйства, люди вели бродячий образ жизни до 15 века. Костомаров: фео-дальной иерархии в древней Руси не было, она создана монголами после завоевания. Ключевский: земледелие не играло важную роль. Но он замечал, что существовали бояр-ские вотчины, однако никакого отношения к западноевропейскому феодализму это не имело.

В 1907 году вышла книга Павлова-Сельванского: он доказал, что для древней Руси характерны феодальные институты. Феодальный период он начинал с 12 века и заканчивал серединой 16 века. Признаки: 1. раздробление верхней власти (собственник земли сочетает в себе и государственное начало); 2. иерархическая система вассалов и сюзеренов (удельные князья должны были служить великому князю, а бояре удельным князьям); 3. условный характер землевладе-ния (землю получали за службу). Отношения землевладельца и крестьянина не входили в его представление феодализма.

Маркс и Энгельс: отношения эксплуа-таторов и эксплуатируемых – главное в феодализме. Феодально-экономический строй – это когда крестьянин лишен земли. Соединение понятия собственность и власть: имущественная зависимость влекла за собой личную (в средневековье). Собственник земли владеет всеми крестьянами на его земле. После победы революции марксистский подход возобладал.

Покровский: признавал наличие в киев-ской Руси феодальные отношения, но в целом шел за учителем Ключевским, считая основой хозяйства лесные промыслы и торговлю. Рабовладельческой или феодальной была Русь? В спорах победил Греков. В 1933 году он сделал доклад «рабство и феодализм в древней Руси». Он доказал, что еще в 8 – 9 веках Русь – земледельческая страна (на основании археологических данных), следо-вательно оп мнению Грекова, уже тогда существовал крупный слой земельной вотчи-ны. На базе возникновения крупной земель-ной собственности, возникавшей естествен-ным путем, в результате разложения общины. Этот процесс почти идентичен происходя-щему в западной Европе. По Грекову рабство существовало как уклад, но имело домашний характер. Его концепция понравилась Стали-ну и вскоре стала классической. После смерти Сталина стали возможны споры. Труды Грекова базировались на параллелях с запад-ной Европой, но письменных источников о наличие крупной земельной собственности не было.

Л.В. Черепнин: первичная форма зе-мельной собственности – государственная. Верховным собственником земли был князь. Дань, которую он собирал – не государствен-ные налоги, а феодальная рента. Феодальные отношения реализовывались не раздачей земель. А правом на сбор дани.

Проблема политического строя киевской Руси

Татищев, Карамзин: древняя Русь = са-модержавной монархии. Соловьев: межкня-жеские отношения были пронизаны родовы-ми связями. Говорить о настоящем государ-стве еще рано. С 12 века род дробится на семьи, каждая из которых владеет частью русской земли. Ключевский: воспринял идею Соловьева о родовом владении князей Русью. Этапы развития русской государственности: 1. союз славян и финских племен во главе с великим князем киевским; 2. с конца 11 века участник межкняжеских отношений – город с вечем. Древнерусское государство не было монархией, но не было и федерацией земель, так как объединились они родственным правом. Русь 12 – 13 веков – генеалогическая федерация. По Ключевскому. Существовала и определенная система родового старшинства – лестничное восхождение(большие города – старшие братья и так далее). Пока на престоле не перебывают все братья, он не достанется детям (ступенчатая система).

Сергеевич: единого государства на Руси не было, было множество не больших обра-зований, где существовала смешанная форма правления – монарх в лице князя, народ – в лице вече. Общеродового владения князьями Русью не было.

Князья занимали престол не по стар-шинству, а по народному избранию, либо по воле старшего князя, либо по межкняжескому договору. В советское время вопрос о политическом строе приобрел марксистскую окраску. Греков: киевская Русь – раннефео-дальное государство, имеющее сходство с государствами Меровингов и Каролингов. Киевский князь – «первый среди равных», вечевые собрания – отживающий элемент. В 50-е годы Тихомиров: доказывал, что вече в городах продолжало играть большое значе-ние. В вече принимали участие простые люди. Киев 12 века отличается развитой самостоятельностью городской общины. Рыбаков: раннефеодальная монархия, авто-кратическая империя – такова была и древняя Русь. Это начальная форма содействовала первичным процессам феодализации. В 12 веке на смену этой организации приходит феодальное княжество-королевство, то есть вполне сложившиеся суверенные государства. Фроянов: вплоть до 11 века Русь – союз союзов племен. Дальше начинают формиро-ваться государства на старой племенной основе.

Летопись постоянно упоминает отдель-ные племена, следовательно, они во многом самостоятельны. В договоре 911 года упоми-нается великий князь русский Олег, но под его рукою «светлые и великие князья» - возможно, представители племен. Трактат Константина Багрянородного так же упоми-нает о племенах, которые являются данниками россов. Каждому из новых князей приходится снова подчинять себе племена, следовательно, до середины 10 века племенные княжения на местах сохраняются. В сообщении летописи о походе Игоря на Византию 944 года количество племен уменьшается, князья упоминаются без приписки «великий». Это говорит о усилении великокняжеской власти.

В чем выражена зависимость? Констан-тин Багрянородный как только реки замерза-ют, великий киевский князь с дружиной объезжает племенные центры – погодье. Полюдье – круговой объезд киевским князем столиц важных племенных центров. Горский, Свердлов – разъезд (киевский князь посылает своих дружинников). На этом уровне у князя нет бюрократического аппарата на местах. Ю. Кобищанов: похожие события происходят почти у всех народов на стадии перехода к государственности. Глава государства перио-дически объезжает всех подданных, то есть сам он вместе с дружинниками заменяет государственный аппарат. Функции полюдье: 1. экономическая – регулярное изъятие при-бавочного продукта – примитивная форма взимания налогов; 2. изымались экзотические товары, необходимые как средство торговли с развитыми государствами; 3. политическая – глава государства подтверждал свою власть периодически объезжая территории, усили-вал авторитет власти; 4. социальная – в ходе общения глава государства укреплял свои личные связи. Почти везде он пополнял свое войско за счет лучших из местного населения, следовательно, надплеменная структура власти; 5 судебные функции; 6. религиозные – глава государства мог выступать как вер-ховный жрец.

Горский предлагает назвать такое госу-дарство «дружинным», где дружина – сово-купный правящий слой. Скрынников: отри-цает наличие государственности до середины 10 века, до этого – недолговечные образова-ния во главе с норманнскими вождями. Пер-вый из норманнских князей, - не Рюрик, а Игорь. После ликвидации древлянского восстания Ольга провела ряд реформ: 1. упорядочивание способов и норм взимания дани (для каждой земли установлен свой урок); 2. вместо системы полюдья – новая система княжеских опорных пунктов (крепо-сти - погосты), куда население свозит дань княжеским представителям; 3. ликвидация племенных княжений («огосударствление» земель племенных княжений), следовательно административный и судебная системы Киева распространяются повсеместно. По археологическим данным, возведение княже-ской крепости в окрестностях Киева, по Тимощуку с рубежа 9 – 10 веков – строитель-ство крепостей. В землях древлян – середина 10 века, на северо-востоке Руси – конец 10 века. Крепости – это центры сбора дани и торговли. Вводится новое административное деление, появляется понятие «волость», в центре которой княжеская крепость. Госу-дарственные функции стали выполняться не периодически. А систематически. Крепости строились как на месте старого племенного центра, если разрушен, или рядом. При рас-сказе о походе Святослава представители различных племен не употребляются вообще, это свидетельствует о ликвидации племенных княжений. Формируется аппарат власти: князь, дружина. Она делится на старшую и младшую. По отношению к старшей дружине летопись упоминает термин «бояре», а к младшей – «отроки». Данный этап заканчи-вается правлением Владимира. На место посадников и наместников он сажает своих сыновей. Тогда можно говорить о государст-венности: есть налоговая система, бюрокра-тический аппарат. Территориальное деление. Появляется представление о наследственной монархии, начиная с Ярослава Мудрого.

В это время говорят о единой Руси, но и кризися имели место. Посли смерти Ярослава Мудрого начинается третий этап в развитии государственности. В этот период продолжа-ется борьба за власть, момент относительного единства. С другой стороны княжение сильных князей – Святополк, Владимир Мономах, Мстислав. После смерти последне-го – эпоха феодальной раздробленности