М.М. Щербатов. О повреждении нравов в россии
Воззрим же теперь, какие перемены учинила в нас нужная, но, может быть, излишняя перемена Петром Великим и как от оной пороки зачали закрадываться в души наши.
Петр Великий, подражая чужестранным народам, не токмо тщался ввести познания наук, искусств и ремесел, военное порядочное устроение, торговлю и приличнейшие узаконения в свое государство, также старался ввести людскость1, сообщение и великолепие, являющиеся ему грубые нравы смягчить. Учредил разные собрания, где женщины, до сего отделенные от сообщения мужчин, вместе с ними при веселиях присутствовали. Приятно было женску полу, бывшему почти до сего невольницами в домах своих, пользоваться всеми удовольствиями общества, украшать себя одеяниями и уборами, умножающими красоту лица их и оказующими их хороший стан; не малое же им удовольствие учинило, что должны прежде видеть, с кем на век должны осовкупиться2, и что лица женихов их и мужей уже не покрыты стали колючими бородами. Жены, до того не чувствующие своей красоты, начали силу ее познавать. Стали стараться умножить ее пристойными одеяниями и более предков своих распростерли роскошь в украшениях. О, коль желание быть приятной действует над чувствами жен! Я от верных людей слыхал, что когда в Москве была одна только уборщица для волосов женских3, и, ежели к какому празднику, когда должны были младые женщины убираться, тогда случалось, что она за трое суток некоторых убирала и они должны были до дня выезда сидя спать.
Тщание украшения ту же роскошь рождало. И уже перестали довольствоваться одним или двумя платьями, но многие с галунами, с шитьем делать начали.
Колико сам государь не держался древней простоты нравов в своей одежде, так что, кроме простых кафтанов и мундиров, никогда богатых не нашивал. Однако хотел он, чтобы подданные его некоторое великолепие имели. Я думаю, что сей великий государь, который ничего без дальновидности не делал, имел себе в предмете4, чтобы великолепием и роскошью подданных побудить торговлю, фабрики и ремесла, быв уверен, что при жизни его излишнее сластолюбие не утвердит престола своего5 при царском дворе
Касательно до внутреннего житья, хотя сам государь довольствовался самою простою пищею, однако он ввел уже в употребление прежде незнаемые в России напитки. То есть вместо водки домашней водку голландскую анисовую, которая приказной называлась, и вина: Эрмитаж и венгерское, до того незнаемые в России.
Уже в многих домах открытые столы завелися, и столы не такие, как были старинные, то есть, что токмо произведения домостройства своего употреблялись; но уже старались чужестранными приправами придать вкус доброте мяс и рыб.
Не неприятель был Петр Великий честному обществу6; но хотел, чтобы оно безубыточно каждому было. Он учредил ассамблеи. Но сим ассамблеям предписал печатными листами правила, что должно на стол поставлять и как принимать приезжих, сим упреждая и излишнюю роскошь, и тягость высших себе принимать.
Но слабы были сии преграды, когда вкус, естественное сластолюбие и роскошь стараются поставленную преграду разрушить и где неравность чинов и надежда получить что от вельмож истребляют равность.
Начали люди наиболее привязываться к государю и вельможам, яко к источникам богатства и награждений. Привязанность сия учинилась не привязанность верных подданных, любящих государя и его честь и соображающих все с пользою государства, но привязанность рабов, жертвующих все своим выгодам.
Грубость нравов уменьшилась, но оставленное ею место лестью наполнялось; оттуда произошло раболепство, презрение истины, обольщение государя, которые днесь при дворе царствуют и которые в домах вельможей возгнездились.
Были еще и другие причины, происходящие от самых учреждений, которые твердость и добронравие искореняли. Ибо стали не роды почетны, а чины и заслуги и выслуги; и тако каждый стал добиваться чинов, а не всякому удасться прямые заслуги учинить7, то за недостатком заслуг стали стараться выслужиться всякими образами, льстя и угождая государю и вельможам.
Могла ли остаться добродетель и твердость в тех, которые в юности своей от палки своих начальников дрожали?
Хрестоматия по истории России. В 4 т. Т.2. Кн.1. М.,1995.С.219-221.
- Отечественная история практикум для семинарских занятий
- Содержание
- Тема 7. Советская власть и культура: 1922-1992 гг.
- Из дневника ф.В. Берхгольца. 1721 г.
- М.М. Щербатов. О повреждении нравов в россии
- Указ о фискалах. 1714 г.
- Табель о рангах. 1722 г.
- Декрет о земле. 1917 г.
- Резолюция общего собрания моряков кронштадта. 1921 г.
- О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом. Декрет вцик. 1921 г.
- Из выступление в. Ульянова (ленина). 1921 г.
- Отношение и. Джугашвили (сталина) к водке. 1927 г.
- Договор об образовании ссср. 1922 г.
- Директива в. Ульянова (ленина) министру юстиции. 1922 г.
- Письма и. Сталина в. Молотову. 1930 г.
- Вячеслав!
- Интервью а. Сахарова стенхольму, корреспонденту шведского радио и телевидения. 1973 г.
- Андрей сахаров. О себе. 1974 г.
- А. Зиновьев. Зияющие высоты
- Отечественная история практикум для семинарских занятий