logo
Хрест-нов

Тема 7. Советская власть и культура: 1922-1992 гг.

Смотрите планы семинара.

Интервью А. Сахарова

А. Зиновьев. Зияющие высоты

К. МАРКС, Ф. ЭНГЕЛЬС. МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ. 1848 г.

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых. Общество всё более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат.

Современная буржуазия сама является продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена. Каждая из этих ступеней сопровождалась соответствующим политическим успехом. Современная государственная власть – это только комитет, управляющий общими делами своего класса.

Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль. Итак, мы видели, что средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На известной ступени развития этих средств производства и обмена отношения, в которых проходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать развившимся производительным силам. Они тормозили производство, вместо того, чтобы его развивать. Они превратились в его оковы. Их необходимо было разбить, и они были разбиты.

Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии.

Подобное же движение совершается на наших глазах. Современное буржуазное общество, с его буржуазными отношениями производства и обмена, буржуазными отношениями собственности, создавшее как бы по волшебству столь могущественные средства производства и обмена, походит на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями. Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и её господства. Достаточно указать на торговые кризисы. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими общество.

Оружие, которым буржуазия уничтожила феодализм, направляется теперь против самой буржуазии. Буржуазия породила и людей, которые направят против неё это оружие, – современных рабочих, пролетариев. Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Средние слои: мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин – все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти своё существование. Они не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть колесо истории назад. Если они революционны, то постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата.

Ближайшая цель коммунистов та же, что и всех остальных пролетарских партий: формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти. Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности. Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и всё производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова – это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путём революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и своё собственное господство как класса.

На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения в трёх томах. Т.1.-М.: 1970. С. 107-127.

К. МАРКС. К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ЭКОНОМИИ. 1859 г.

Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей XVIII века, называет “гражданским обществом”, и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по её сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия её решения имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предистория человеческого общества.

К .Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения в трёх томах. Т.1.-М.: 1970. С. 535-537.

А. Д.ТОЙНБИ. ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ

В наш век в сознании общества главным является осмысление себя как части более широкого универсума. Каково умопостигаемое поле исторического исследования? Пространственная протяжённость “умопостигаемого поля” шире пределов распространения отдельной нации, но уже всей освоенной человечеством поверхности Земли и длительность его во времени больше, чем срок жизни любой отдельной нации, но в то же время меньше срока, отпущенного человеку в целом. Общество, а не государство есть тот социальный “атом”, на котором следует фиксировать своё внимание историку.

В свете этих выводов можно сделать ряд заключений, подходя к истории как исследованию человеческих отношений. Её подлинный предмет – жизнь общества, взятая как во внутренних, так и во внешних её аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его общин. Внешний аспект – это отношения между отдельными обществами, развёрнутые во времени и пространстве.

Вселенская церковь является основным признаком, позволяющим предварительно классифицировать общества одного вида. Другим критерием является степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло. Попытаемся вывести единую классификацию. Получается последовательность:

египетское + андское

китайское + минойское + шумерское + майянское

сирийское

индское + хетское + эллинское

западное

православное христианское (в России) + дальневосточное (в Корее, Японии)

православное христианское (основное) + дальневосточное (основное)

иранское

арабское индуистское

мексиканское

юкатанское

вавилонское.

Эти общества ничего не объединяет, кроме лишь того, что они предстают как “интеллигибельные поля исторического исследования”, образуя род, вбирая в себя 21 общество одного вида. Общества этого вида принято называть “цивилизациями”, чтобы отличать их от “примитивных обществ”. Известных примитивных обществ значительно больше, приблизительно 650 таких обществ.

Тезис о “единстве цивилизации” является ложной концепцией, весьма популярной среди западных историков. Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и к поразительному сужению исторического кругозора.

Подобный взгляд на современный мир следует ограничить только экономическими и политическими аспектами социальной жизни, но никак не распространять его на культуру, которая не только глубже первых двух слоёв, но и фундаментальнее.

Они попросту игнорируют истории других цивилизаций, если те не вписываются в их общую концепцию, опуская их как полу варварские, или “разлагавшиеся”, или, относя их к Востоку, который фактически исключался из цивилизации.

Православное христианство, по этой версии, зародившись, служило оплотом западного общества в борьбе с Востоком. Исчерпав свои функции, нарост этот атрофировался и исчез, подобно тому, как у головастика отваливаются жабры и хвост на стадии превращения его в лягушку. Что же касается трёх других не западных цивилизаций – исламской, индуистской, дальневосточной, – они вообще отвергаются как “туземные” по отношению к колеснице западного общества.

В сравнении с периодом жизни отдельного индивида период жизни цивилизации столь огромен, что нельзя и надеяться измерить его кривую, пока не окажешься на достаточном удалении. А получить эту перспективу можно только исследуя умершее общество. Историк никогда не сможет освободиться от того общества, в котором живёт. Брать на себя смелость утверждать, что ныне существующее общество – итог человеческой истории, значит, настаивать на правильности вывода, исключив возможность его проверки.

Цивилизации ещё очень молоды. Если возраст человечества равняется приблизительно 300 тыс. лет, то возраст цивилизаций равен менее чем 2% данного отрезка. На этой временной шкале жизни все выявленные нами цивилизации распределяются не более чем в три поколения обществ и сосредоточены в пределах менее пятой части времени всей жизни Человечества. С философской точки зрения жизнь их протекает в одно и то же время.

Стоит ли, преодолев заблуждение относительно уникальности своей цивилизации, вновь впадать в старый грех, настаивая, что одна цивилизация может быть значимее другой? Ценность, подобно времени, относительна. Чтобы построить для сравнения оценочную шкалу, которая была бы в известной степени абсолютной, необходимо сравнивать цивилизации не только друг с другом с учётом конечной целевой установки каждой, но и с примитивными обществами, необходимо определить, сколь далеко они продвинулись в достижении своей и общей цели и насколько отстоят от наиболее низкого уровня, достигнутого примитивными обществами. Лишь осуществив эти измерения, можно будет говорить о значимости каждой отдельной цивилизации, и попытаться установить высшую точку развития их, поскольку цивилизации представляют собой не статические формации, а динамические образования эволюционного типа. Они не только не могут пребывать в состоянии покоя, но не могут и произвольно менять направление, как если бы они двигались по улице с односторонним движением.

Если провести эмпирическое исследование фактов человеческой жизни, отражённых в истории цивилизаций, то обнаружится регулярность и повторяемость их, что открывает возможность использовать для анализа сравнительный метод.

Приступая к исследованию генезиса цивилизаций, подумаем, с чего начать? с мутации примитивных обществ в независимые цивилизации или с появления родственно связанных цивилизаций. Второй способ возникновения цивилизаций встречается в истории чаще и будущее, по нашему мнению, принадлежит ему. Однако мутация приводит к гораздо большим изменениям.

Глубина мутации примитивного общества, становящегося цивилизацией, отражена в различиях между двумя видами обществ. Они не в наличии или отсутствии институтов, ибо институты, будучи регуляторами межличностных отношений, представляют собой атрибуты всего рода, а, следовательно, могут быть обнаружены в обществах обоих видов.

Не представляется возможностей провести различие между цивилизациями и примитивными обществами на основании разделения труда, потому что рудименты процесса разделения труда можно заметить и у примитивных обществ.

Дополнением или противоположностью разделения труда является социальное подражание, или мимесис, что можно определить и как приобщение через имитацию к социальным ценностям. Мимесис – общая черта социальной жизни. В примитивных обществах мимесис ориентирован на старшее поколение и на уже умерших предков, авторитет которых поддерживается старейшинами, в свою очередь, обеспечивая влияние и престиж власти. В обществе, где мимесис направлен в прошлое, господствует обычай, потому такое общество статично. В цивилизациях мимесис ориентирован на творческих личностей, которые оказываются первооткрывателями на пути к общечеловеческой цели. В обществе, где мимесис направлен в будущее, обычай увядает, и общество динамично устремляется по пути изменений и роста.

Динамичное движение характерно для цивилизаций, тогда как статичное состояние свойственно примитивным обществам. Начав с мутаций, преобразовавших примитивные общества в цивилизации, мы обнаружили процесс перехода от статичного состояния к динамичной деятельности. Эта же формула характеризует и альтернативный способ возникновения цивилизации – через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших обществ, утративших свою творческую силу. Правящее меньшинство такого рода обществ статично и отделение пролетариата представляет собой динамичную реакцию именно на эту статичность, что, в конечном счёте, оказывается главным условием возникновения нового общества.

Негативный фактор – сила инерции, воплощённая в обычае, хорошо объясняет задержку человечества на примитивном уровне приблизительно на 300 тыс. лет. Однако почему же примерно 6000 лет назад некоторые индивиды направили свои усилия на то, чтобы преодолеть эту инерцию?

Эту неизвестную силу мы исследуем, определив её пока как позитивный фактор.

Введённый нами закон камня на камне не оставляет от того ошибочного предположения, что какой-то особый расовый признак определённой части человечества послужил тем позитивным фактором, который на протяжении последних 6000 лет мобилизовал человечество. Генезис цивилизации требует творческих усилий более чем одной расы.

Фактор Среды может рассматриваться как положительный фактор, обусловивший появление цивилизаций. Гипотеза, согласно которой своеобразие православного христианства – продукт русских лесов, рек и зимы, может быть опровергнута указанием на то, что аналогичные условия не породили цивилизации в Канаде. Причина генезиса цивилизаций кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких.

Общество в своём жизненном процессе сталкивается с рядом проблем и каждая из них есть вызов. Функция “внешнего фактора” заключается в том, чтобы превратить внутренний творческий импульс в постоянный стимул, способствующий реализации потенциально возможных творческих вариаций. Если в качестве примера внешнего фактора взять климатические и географические условия, то мы обнаружим, что наше утверждение согласуется со словами Хантингтона: «Относительно частые шторма и продолжительные ежегодные циклоны, очевидно, были характерны для тех мест, где цивилизации достигли высокого уровня развития».

Первые вызовы, которые можно зафиксировать в человеческой истории, были сделаны дельтами рек – Нила, Иордана, Тигра, Евфрата. В нильской долине ответом стал генезис египетской цивилизации, в долине Тигра и Евфрата – шумерской. По окончании ледникового периода афразийская территория стала испытывать сильные климатические изменения, что привело к иссушению земель. Процесс иссушения – вызов, ответом на который стало возникновение цивилизаций. Общины охотников и собирателей афроазиатской саваны, не изменив в ответ на вызов ни своего местопребывания, ни своего образа жизни, поплатились за это полным вымиранием. Но те, которые изменили свой образ жизни, превратившись из охотников в пастухов, искусно ведущих свои стада по сезонному маршруту миграции, стали кочевниками Афразийской степи.

Те же общины, что не переменили своего образа жизни, но, следуя за циклонным поясом, движущимся на север, оказались помимо своей воли перед другим вызовом – вызовом северного холода – и сумели дать ответ; между тем общины, ушедшие от засухи на юг, в пояс муссонов, попали под усыпляющее влияние тропического климата. Наконец, были общины, которые ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни, и эта редкая двойная реакция означала динамический акт, который из исчезающих примитивных обществ Афразийской степи породил древнеегипетскую и шумерскую цивилизации. Строптивость природы была покорена трудом человека.

Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию. Традиционное мнение, согласно которому благоприятные климатические и географические условия, безусловно способствуют общественному развитию, оказывается неверным. Наоборот, исторические примеры показывают, что слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста. Цивилизации существуют благодаря постоянным усилиям человека.

Стимулы роста цивилизации можно разделить на два основных вида: стимулы природной Среды и стимулы человеческого окружения. Среди стимулов природной Среды можно выделить стимул “бесплодной земли”, “новой земли”, “суровых стран”, “новых земель”, особый стимул “заморской эмиграции”, “ударов”, “давлений”.

21 развитая цивилизация и 4 неродившихся (дальнезападная, христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, сирийская) не исчерпывают списка цивилизаций. Продолжив исследование, мы обнаружим третий класс цивилизаций – примеры обществ, которые родились, но были остановлены в своём развитии. Таких обществ можно назвать полдесятка. Среди цивилизаций, родившихся в результате ответа на вызов природной Среды – и полинезийцы, и эскимосы, и кочевники. А среди цивилизаций, родившихся в результате ответов на вызовы социального окружения – некоторые специфические общины типа османов в православно-христианском мире, или спартанцев в эллинском мире, ответ которых был интенсивен, но не продолжителен в силу чрезмерной суровости этих вызовов.

Все задержанные цивилизации потерпели фиаско, пытаясь преодолеть возникшие препятствия рывком. Неподвижность – их неизменное состояние, пока они живы. В конце концов, они гибнут, либо потому, что отважились всё-таки двинуться, либо потому, что окоченели, застыв в неудобной позе.

Рост цивилизации по своей природе является поступательным движением. Цивилизации развиваются благодаря прорыву, который влечёт их от вызова через ответ к дальнейшему вызову, от дифференциации через интеграцию и снова к дифференциации. Этот процесс не имеет пространственных координат, ибо прогресс, который мы называем ростом, представляет кумулятивное поступательное движение, и кумулятивный характер его проявляется как во внутреннем, так и во внешнем аспектах. В макрокосме рост проявляется как прогрессивное и кумулятивное овладение внешним миром, в микрокосме – как прогрессивная и кумулятивная внутренняя само детерминация и самоорганизация.

Прогрессивное и кумулятивное завоевание человеческого окружения напрямую связано с территориальной экспансией, направленной от географического центра цивилизации к периферии, но это ни в коей мере не может считаться правомерным показателем роста цивилизации. Единственным социальным последствием территориальной экспансии можно считать ретардацию, или замедление роста. Территориальные завоевания приводят не к росту, а к распаду.

Ветвь православно-христианского общества в России обладает схожими историческими чертами. В этом случае также имел место перенос власти из центра, который самобытная православная культура создала в бассейне Днепра в Киеве, в новую область, завоёванную русскими лесными жителями из варварских финских племён в бассейне Верхней Волги. Перенос центра тяжести с Днепра на Волгу – из Киева во Владимир – сопровождался социальным надломом. Социальный спад и здесь оказался ценой территориальной экспансии. Московское государство сумело объединить разрозненные русские княжества под единой властью универсального государства (условной датой создания российского универсального государства можно считать 1478 г., когда был покорён Новгород), экспансия русского православного христианства продолжалась с беспрецедентной интенсивностью и в невиданных масштабах. Московитам потребовалось менее столетия, чтобы распространить свою власть и культуру на Северную Азию. К 1552 г. восточная граница русского мира пролегала в бассейне Волги западнее Казани. К 1638 г. граница была продвинута до Охотского моря. Но и в этом случае территориальная экспансия сопровождалась не ростом, а упадком. Милитаризм является наиболее общей и распространённой причиной надломов цивилизации.

Эмпирический обзор показывает, что не существует какого-либо соответствия между прогрессом в области техники и прогрессом в развитии цивилизации в целом. Железный меч, равно как и стальной танк, подводная лодка, бомбардировщик или любая другая машина уничтожения может быть символом победы, но не символом культуры.

По мере роста всё меньше и меньше возникает вызовов, идущих из внешней Среды, и всё больше и больше появляется вызовов, рождённых внутри действующей системы или личности.

Растущие цивилизации отличаются от примитивных обществ поступательным движением за счёт творческого меньшинства. Характерным типом индивида, действия которого превращают примитивное общество в цивилизацию является сильная личность, “гений”, “медиум”, “сверхчеловек”, но в растущем обществе представители этого типа всегда находятся в меньшинстве. Они лишь дрожжи в общем котле человечества. Подтягивание нетворческого большинства растущего общества до уровня творческих пионеров на практике решается благодаря свободному мимесису. Если в примитивном обществе мимесис сориентирован на старшее поколение и на образы предков, то в обществах растущих образцом для подражания, эталоном становится творческая личность, лидер, прокладывающий новый путь.

Догматически твердить вслед за Шпенглером, что каждому обществу предопределён срок существования, столь же глупо, как и требовать, чтобы каждая пьеса состояла из одинакового числа тактов.

По мере укрепления власти над окружением начинается процесс надлома и распада, а не роста. Проявляется это в эскалации внутренних войн. Череда войн ведёт к надлому, который, усиливаясь, переходит в распад. Война может стимулировать развитие техники, а значит, способствует углублению наших знаний о законах материального мира. Поскольку уровень человеческого процветания обычно оценивают по масштабам власти и богатства, часто случается так, что уже познанные главы истории трагического общественного упадка в обыденном народном сознании воспринимаются как периоды изумительного взлёта и процветания. Однако рано или поздно заблуждения проходят. Прозрение наступает, когда общество, неизлечимо больное, начинает войну против самого себя. Эта война поглощает ресурсы, истощает жизненные силы. Общество начинает пожирать самого себя.

В движении распада такты – это всего лишь повторяющиеся представления одной и той же пьесы. Вызов, на который даётся успешный ответ, порождает новый вызов, на который вновь следует успешный ответ и так до надлома – формула прогрессирующего роста. Формулой же для прогрессирующего распада будет следующее заключение: “Вызов, на который даётся безуспешный ответ, порождает другую попытку, столь же безуспешную, и т.д., вплоть до полного уничтожения”. В истории падения любой цивилизации можно уловить ритм распада, имеющий, по меньшей мере, полтора такта. За спадом, который начинается в момент надлома, следует оживление, что совпадает с моментом основания универсального государства. Однако и этот процесс завершается в свою очередь надломом, знаменующим начало нового спада, за которым уже не наступит оживления, но последует окончательный распад.

Универсальное государство возникает после, а не до надлома цивилизации. Универсальные государства – продукт доминирующих меньшинств, то есть тех социальных групп, которые когда-то обладали творческой силой, но затем утратили её. Универсальные государства – симптомы социального распада, однако, это одновременно попытка взять его под контроль, предотвратив падение в пропасть.

Наблюдатель, который может оценить ситуацию со стороны, ясно видит, что универсальные государства находятся в состоянии агонии. Сами жители универсального государства неизбежно воспринимают свою страну не как пещеру в мрачной пустыне, а как землю обетованную, как цель исторического прогресса. Очень многие становятся жертвами этой странной галлюцинации.

А. Д. Тойнби. Постижение истории.– М.: 1991.С. 20-500.

РУССКАЯ ПРАВДА

1. Кто убьёт человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью, а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами в казну: за голову Боярина Княжеского, Тиуна Огнищан или граждан именитых, и Тиуна Конюшенного, 80 гривен или двойную виру, за Княжеского Отрока или Гридня, повара, конюха, купца, Тиуна и Мечника Боярского, за всякого людина, то есть свободного человека, Русского (Варяжского племени) или славянина, 40 гривен или Виру, а за убиение жены полвиры. За раба нет Виры, но кто убил его безвинного, должен платить господину так называемый урок, или цену убитого: за тиуна сельского или старосту Княжеского и Боярского, за ремесленника, дядьку или пестуна, и за кормилицу, 12 гривен, за простого холопа Боярского и Людского 5 гривен, и сверх того в Казну 12 гривен продажи.

2. Если кто убьёт человека в ссоре или пьянстве и скроется, то Вервь, или округа, где совершилось убийство, платит за него пеню – которая называлась в таком случае дикою Вирою – но в разные сроки, и в несколько лет, для облегчения жителей. За найденное мёртвое тело человека неизвестного Вервь не ответствует. Когда же убийца не скроется, то с округи или с волости взыскать половину Виры, а другую с самого убийцы. Ежели убийство сделается без всякой ссоры, то волость не платит за убийцу, но выдаёт его на поток – или в руки Государю, с детьми и имением.

За удар мечём не обнаженным, или его рукоятью, тростью, чашею, стаканом, пястью, 12 гривен, за удар палицею и жердию 3 гривны, за всякий толчок и за рану лёгкую 3 гривны, а раненому гривну на лечение. За повреждение ноги, руки, глаза, носа, виновный платит 20 гривен в Казну, а самому изувеченному 10 гривен; за выдернутый клок бороды 12 гривен в Казну; за выбитый зуб то же, а самому битому гривну; за отрубленный палец 3 гривны в Казну, а раненому гривну. Кто грозит, мечём, с того взять гривну пени, кто же вынул его для обороны, тот не подвергается никакому взысканию, ежели и ранит своего противника. Кто самовольно, без Княжеского повеления, накажет Огнищанина (именитого гражданина) или Смерда (земледельца и простого человека), платит за первого 12 гривен Князю, за второго 3 гривны, а битому гривну в том и в другом случае. Если холоп ударит свободного человека и скроется, а господин не выдаст его, то взыскать с господина 12 гривен. Истец же имеет право везде умертвить раба, своего обидчика. Если господин в пьянстве и без вины телесно накажет закупа или слугу наёмного, то платит ему как свободному.

4. Когда на Двор Княжеский придёт истец, окровавленный или в синих пятнах, то ему не нужно представлять иного свидетельства, а ежели нет знаков, то представляет очевидцев драки, и виновник её платит 60 кун. Ежели истец будет окровавлен, а свидетели покажут, что он сам начал драку, то ему нет удовлетворения.

5. Всякий имеет право убить ночного татя на воровстве, а кто продержит его связанного до света, то обязан идти с ним на Княжеский Двор. Убиение татя взятого и связанного есть преступление, и виновный платит в Казну 12 гривен. Тать коневый выдаётся головою Князю и теряет все права гражданские, вольность и собственность. С вора клетного взыскивается в Казну 3 гривны, с вора житного, который унёс хлеб из ямы или с гумна, 3 гривны и 30 кун; хозяин же берёт своё жито, и ещё полгривны с вора. Кто украдёт скот в хлеве или в доме, платит в Казну 3 гривны и 30 кун, а кто в поле, тот 60 кун, сверх чего за всякую скотину, которая не возвращена лицом, хозяин берёт определённую цену: за коня Княжеского 3 гривны, за простого 2, за кобылу 60 кун, за жеребца неезжалого гривну, за жеребёнка 6 ногат, за вола гривну, за корову 40 кун, за трёхлетнего быка 30 кун, за барана и поросёнка ногату.

6. За бобра, украденного из норы, определяется 12 гривен пени. Если в чьём владении будет изрыта земля, найдутся сети или другие признаки воровской ловли, то Вервь должна сыскать виновного или заплатить пеню.

7. Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну.

8. Кто стешит бортные знаки или запашет межу полевую, или перегородит дворовую, или срубит бортную грань, или дуб гранный, или межевой столп, с того взять в Казну 12 гривен.

9. За борть ссечённую виноватый даёт 3 гривны пени в Казну, за дерево полгривны, за выдрание пчёл 3 гривны, а хозяину за мёд нелаженного улья 10 кун, за лаженный 5 кун. Ежели тать скроется, должно искать его по следу, но с чужими людьми и свидетелями. Кто не отведёт следа от своего жилища, тот виноват, но буде след кончится у гостиницы, или на пустом, незастроенном месте, то взыскания нет.

10. Кто срубит шест под сетию птицелова или отрежет её верёвки, платит 3 гривны в Казну, а птицелову гривну; за украденного сокола или ястреба 3 гривны в Казну, а птицелову гривну; за голубя 9 кун, за куропатку 9 кун, за утку 30 кун; за гуся, журавля и лебедя то же.

11. За покражу сена и дров 9 кун в Казну, а хозяину за каждый воз по две ногаты.

12. Вор за ладью платит 60 кун в Казну, а хозяину за морскую 3 гривны, за набойную 2 гривны, за струг гривну, за чёлн 8 кун, если не может лицем возвратить украденного.

13. Зажигатель гумна и дома выдаётся головою Князю со всем имением, из коего надобно прежде вознаградить убыток, понесённый хозяином гумна или дома.

14. Ежели обличаются в воровстве холопи Княжеские, Бояр или простых граждан, то с них не брать в Казну пени (взыскиваемой единственно с людей свободных), но они должны платить истцу вдвое: например, взяв обратно свою украденную лошадь, истец требует ещё за оную 2 гривны – разумеется, с господина, который обязан или выкупить своего холопа, или головою выдать его, вместе с другими участниками воровства, кроме их жён и детей. Ежели холоп, обокрав кого, уйдёт, то господин платит за всякую унесённую им вещь по цене обыкновенной. За воровство слуги наёмного господин не ответствует; но если внесёт за него пеню, то берёт слугу в рабы или может продать.

15. Утратив одежду, оружие, хозяин должен заявить на торгу; опознав вещь у горожанина, идёт с ним на свод, то есть, спрашивает, где он взял её? и, переходя таким образом от человека к человеку, отыскивает действительного вора, который платит за вину 3 гривны, а вещь остаётся в руках хозяина.

16. Ежели будет украден холоп, то господин, опознав его, также идёт с ним на свод от человека к человеку, и третий ответчик даёт ему своего холопа, но с украденным идёт далее. Отысканный виновник платит все убытки и 12 гривен пени Князю, а третий ответчик берёт обратно отданного им в залог вместо сведённого.

17. О беглом холопе господин оъявляет на торгу, и ежели через три дни опознает его в чьём доме, то хозяин сего дому, возвратив укрытого беглеца, платит ещё в Казну 3 гривны. Кто беглецу даст хлеба или укажет путь, тот платит господину 5 гривен, а за рабу 6, или клянётся, что он не слыхал об их бегстве. Кто представит ушедшего холопа, тому даёт господин гривну, а кто упустит задержанного беглеца, платит господину 4 гривны, а за рабу 5 гривен; в первом случае пятая, а во втором шестая уступается ему за то, что он поймал беглых. Кто сам найдёт раба своего в городе, тот берёт Посадникова Отрока, и даёт ему 10 кун за связание беглеца.

18. Кто возьмёт чужого холопа в кабалу, тот лишается данных холопу денег, или должен присягнуть, что он считал его свободным; в таком случае господин выкупает раба, и берёт всё имение, приобретённое сим рабом.

19. Кто, не спросив хозяина, сядет на чужого коня, тот платит в наказание 3 гривны.

20. Ежели наёмник потеряет собственную лошадь, то ему не за что ответствовать, а ежели утратит плуг и борону господскую, то обязан платить или доказывать, что сии вещи украдены в его отсутствие, и что он был послан со двора за господским делом. Вольный слуга не ответствует за скотину, уведенную из хлева, но когда растеряет оную в поле, или не загонит на двор, то платит. Ежели господин обидит слугу и не выдаст ему полного жалования, то обидчик, удовольствовав истца, вносит 60 кун пени, ежели насильственно отнимет у него деньги, то, возвратив их, платит в Казну 3 гривны.

21. Ежели кто будет требовать своих денег с должника, а должник запрётся, то истец представляет свидетелей. Когда они поклянуться в справедливости его требования, заимодавец берёт свои деньги и ещё 3 гривны в удовлетворение. Ежели заем не свыше трёх гривен, то заимодавец один присягает, но больший иск требует свидетелей или без них уничтожается.

22. Если купец поверил деньги купцу для торговли, и должник начнёт запираться, то свидетелей не спрашивать, но ответчик сам присягает.

23. Если кто многим должен, а купец иностранный, не зная ничего, поверит ему товар, в таком случае продать должника со всем его имением, и первыми вырученными деньгами удовольствовать иностранца или Казну, остальное же разделить между прочими заимодавцами, но кто из них взял уже много ростов, тот лишается своих денег.

24. Ежели чужие товары или деньги у купца потонут, или сгорят, или будут отняты неприятелем, то купец не ответствует ни головою, ни вольностью, и может разложить платёж в сроки, ибо власть Божия и несчастье не суть вина человека. Но если купец в пьянстве утратит вверенный ему товар или промотает его, или испортит от небрежения, то заимодавцы поступят с ним, как им угодно: отсрочат ли платёж, или продадут должника в неволю.

25. Если холоп обманом, под именем вольного человека, испросит у кого деньги, то господин его должен или заплатить, или отказаться от раба, но кто поверит известному холопу, лишается денег. Господин, позволив рабу торговать, обязан платить за него долги.

26. Если гражданин отдаст свои пожитки на сохранение другому, то в свидетелях нет нужды. Кто будет запираться в принятии вещей, должен утвердить клятвою, что не брал их. Тогда он прав, ибо имение поверяют единственно таким людям, коих честь известна, и кто берет его на сохранение, тот оказывает услугу.

27. Кто отдаёт деньги в рост, или мёд и жито взаймы, тому в случае спора предоставить свидетелей, и взять всё по сделанному договору. Месячные росты берутся единственно за малое время, а кто останется должником целый год, платит уже третные, а не месячные. Законы позволяют брать 10 кун с гривны на год.

28. Всякий уголовный донос требует свидетельства и присяги семи человек, но варяг и чужестранец обязывается предоставить только двух. Когда дело идёт единственно о побоях лёгких, то нужны вообще два свидетеля, но чужестранца никогда нельзя обвинять без семи.

29. Свидетели должны быть всегда граждане свободные, только по нужде и в малом иске дозволено сослаться на Тиуна Боярского или закабалённого слугу. Но истец может воспользоваться свидетельством раба и требовать, чтобы ответчик оправдывался испытанием железа. Если последний окажется виновным, то платит иск, если оправдается, то истец даёт ему за муку гривну и в Казну 40 кун, Мечнику 5 кун, Княжескому Отроку полгривны (что называется железною пошлиною). Когда же ответчик вызван на сие испытание по неясному свидетельству людей свободных, то, оправдав себя, не берёт ничего с истца, который платит единственно пошлину в Казну. Не имея никаких свидетелей, сам истец доказывает правость свою железом: чем решить всякие тяжбы в убийстве, воровстве и поклёпе, ежели иск стоит полугривны золота, а ежели менее, то испытать водою; в двух же гривнах и менее достаточна одна истцева присяга.

30. Когда простолюдин умрёт бездетен, то всё его имение взять в Казну; буде остались дочери незамужние, то им дать некоторую часть оного . Но Князь не может наследовать после бояр и мужей, составляющих воинскую дружину, если они не имеют сыновей, то наследуют дочери.

31. Завещание умершего исполняется в точности. Буде он не изъявил воли своей, в таком случае отдать всё детям, а часть в церковь для спасения его души. Двор отцевский всегда без раздела принадлежит меньшему сыну.

32. Вдова берёт что назначил ей муж, впрочем, она не есть наследница. Дети первой жены наследуют её достояние или вено, назначенное отцем для их матери. Сестра ничего не имеет, кроме добровольного приданного от своих братьев.

33. Если жена дав слово остаться вдовою, проживёт имение и выйдет замуж, то обязана возвратить детям всё прожитое. Но дети не могут согнать вдовствующей матери со двора, или отнять, что отдано ей супругом. Она властна избрать себе одного наследника из детей или дать всем равную часть. Ежели мать умрёт без языка, или без завещания, то сын или дочь, у коих она жила, наследуют всё её достояние.

34. Если будут дети разных отцев, но одной матери, то каждый сын берёт отцевское. Если второй муж расхитил имение первого, и сам умер, то дети его возвращают оное детям первого, согласно с показанием свидетелей.

35. Если братья станут тягаться о наследии перед Князем, то Отрок Княжеский, посланный для их раздела, получает гривну за труд.

36. Ежели останутся дети малолетние, а мать выйдет замуж, то отдать их при свидетелях на руки ближнему родственнику, с именем и домом, а что сей опекун присовокупит к оному, то возьмёт себе за труд и попечение о малолетных, но приплод от рабов и скота останется детям. За всё утраченное платит опекун, коим может быть и сам вотчим.

37.Дети, прижитые с рабою, не участвуют в наследии, но получают свободу, и с матерью.

Справка

Тиун – именитый чиновник.

Вервь – община.

Вира – плата за убийство.

Огнищанин – именитый чиновник.

Смерд– простой земледелец.

В гривне 20 ногат или 50 резаней. Две резани составляли одну куну. Так назывались мелкие кожаные монеты, ходившие в России и Ливонии.

Текст цитирован по: Карамзин Н.М. История Государства Российского: В 12 томах. Книга первая. Т. 1-2.- М.: 1993. С. 190-201.

УСТАВ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА XII ВЕК

1. А се аз, князь великыи Ярослав, сын Володимиров, по данию отца своего сгадал есмь с митрополитом киевским и всея Руси Иларионом, сложихом гречески номоканон; еже не подобает сих тяж судити князю, ни боярам его, ни судьям его, дал есмь митрополиту и епископам: роспуты по всем городом.

2. Аще кто умучит девку или насилит, аще боярская дочи будет, за сором 5 гривен злата, а митрополиту 5 гривен золота; аще будет меньших бояр, гривна золота еи, а митрополиту гривна золота; а добрых людеи будет, за сором рубль, а митрополиту рубль; на умыцех по 60 митрополиту, а князь их казнить.

4. Аще же пустит боярин жену великых бояр, за сором еи 300 гривен, а митрополиту 5 гривен золота, а меньших бояр гривна золота, а митрополиту гривна золота; а нарочитых людеи 2 рубля, а митрополиту 12 гривен, а князь казнить.

5. Аще же девка блядеть или дитяти добудет у отца, у матери или вдовою, обличивши, пояти ю в дом церковныи.

7. Аже девка засиделась великых бояр, митрополиту 5 гривен золота, а меньших бояр – гривна золота, а нарочитых людеи – 12 гривен, а простои чади рубль.

8. Аже муж от жены блядет, митрополиту нет кун, князь казнити.

9. Аже муж оженится иною женою, а с старою не роспустится, митрополиту вина, молодую поняти в дом церковныи, а со старою жити.

10. Аже поидеть жена от своего мужа за иными муж или иметь блясти от мужа, ту жену поняти в дом церковныи, а новоженя в продажи митрополиту.

11. Аще будет жене лихыи недуг, или слепа, или долгая болезнь, про то еа пустити.

12. Тако же и жене нелзе пустити мужа.

16. Аще ближни род поимеется, митрополиту 40 гривен, а их разлучити, а опитемию примуть.

19. Аще жидовин или бессерменин будет с русскою, на иноязычницех митрополиту 50 гривен, а русскую поняти в дом церковныи.

20. Аще кто блудить с черницею, митрополиту 40 гривен, а во опитемию вложити.

21. Аще ли кто с животиною блуд створить, митрополиту 12 гривен, а во опитемии и в казни.

29. Аще девка не въсхощеть замуж, то отец и мати силою дадять. А что девка учинить над собою, то отец и мати митрополиту в вине.

30. Аще кто зовет чужую жену блядию, а будеть боярска жена великых бояр, за сором 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота, а князь казнить; а будет меньших бояр – 3 гривны золота, а митрополиту рубль; селенце – 60 резан, а митрополиту 3 гривны.

31. Аще кто пострижёт кому голову или бороду, митрополиту 12 гривен, а князь казнить.

39. Аще мужа два бъётся женьски, либо одерёть, либо укусить, митрополиту 12 гривен.

40. Аще жена бъёт мужа, митрополиту 3 гривны.

41. И жене две бъётся, митрополиту 6 гривен на виноватой.

43. Аще ли сын биеть отца или матерь, да казнять его волостельскою казнею, а митрополиту в дом церковный такой отрок.

47. Аще кто что поганое съест по своей воли, или кобылину, или медведину, или но что отреченное, митрополиту в вине и в казни.

49. С некрещёным, ни иноязычником, или от нашего языка будет с некрещёным, ведая ясть и пить, митрополиту в вине.

50. Аще кто с отлучённым ясть и пиеть, да будет сам отлучён.

Цитировано по: Законодательство Древней Руси. В девяти томах. Т.1.-М.:1984.С.189-192.

ДОМОСТРОЙ. XVI ВЕК

Глава пятая. Как царя или князя чтить и во всём им повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всём, в большом и в малом, а также больным и немощным – любому человеку, кто бы он ни был; и самому всё это обдумать.

Бойся царя и служи ему верно, за него всегда Бога моли. И ложно никогда не говори перед ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всём повинуясь ему. Если земному царю с правдою служишь и боишься его, и станешь страшиться царя небесного: этот – временно, небесный же вечен он – судья нелицемерный, каждому воздаст по делам его. И князьям покоряйтесь также: воздавай им должную почесть, ибо посланы Богом карать злодеев и награждать добродетельных. Князя своего прийми и власти свои, не помысли на них зла, ибо говорил апостол Павел: “Вся власть от Бога”, – так что кто противится власти, тот божью повеленью противится. А царю и князю и любому вельможе не думай служить обманом, погубит господь изрекающих ложь, а сплетники и клеветники прокляты и людьми.

Глава восьмая. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий – и царям, и князьям, и всяких чинов людям, и священникам, и монахам, и всем христианам.

Кто же в дерзости своей страха божьего не имеет и воли божией не творит, закону христианского отеческого предания не следует, о церкви божьей, и о церковном пении, и о келейном правиле, и о молитве, и о восхвалении Бога не думает, ест и пьёт без удержу до объядения и до пьянства в неурочное время, и правил общежития не соблюдает: Воскресения и Среды и Пятницы, праздников, и Великого поста, и дня святой Богородицы,– без воздержанья блудит и в неурочное время, нарушая закон и природу, или те, что от жён блудят или совершают содомский грех и всякую мерзость творят и всякие богоотвратные дела: блуд, распутство, сквернословие и срамословие, бесовские песни, пляски и скакание, игру на бубнах, трубах, сопелках, заводят медведей и птиц и ловчих собак и конские гонки устраивают,– всё, угодное бесам.

Не должно быть никакого общения у христиан с иудеями. Поэтому, если сыщется кто-то, кто их опресноки ест или приглашает врача их для своего исцеления, или кто моется с ними в бане, или иначе как-то общается с ними,– то , если из притча он, – из церкви его изгнать, если мирянин – отлучить.

Глава двенадцатая. Как мужу с женою и домочадцами дома у себя молиться Богу.

Всякому христианину следует молиться о своих прегрешениях и об отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его, и бояр его, и о христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении пленных, и о священниках, попах и монахах, и об отцах духовных, и о болящих, о заключённых в темницы, и за всех христиан. Жене же нужно молиться о своих прегрешениях и за мужа, и за детей, и за домочадцев, и за родичей, и за духовных отцов.

Глава тринадцатая. Как мужу и жене молиться в церкви, пребывая в чистоте и всякого зла избегая.

По воскресеньям и в праздники господни, в среду и в пятницу, в святой Великий пост и в день богородицын пребывать в чистоте. А обжорства и пьянства, и пустых бесед, непристойного смеха остерегаться всегда. От воровства и блуда, от лжи, клеветы, от зависти и всякого неправедного побора: от ростовщичества, от кормчества, от взятки и от любого иного лукавства отречься и вместе с тем ни на кого не сердиться, не помнить зла, а разбоя и грабежа, и всякого насилия, и неправедного суда никогда не творить. От ранней еды и питья и от поздней – после вечерней службы – воздерживаться; если же есть и пить, то во славу божию и только в законное время; малых же детей и работников кормить по усмотрению хозяев.

Глава пятнадцатая. Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в дом твой. А к тому и ещё добавь: когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара, и драка, а то и кровопролитие. И ты, если здесь находишься, хоть не бранишься и не задираешься, в той брани и драке не будешь последний, но первый: ведь долго сидишь – дождёшься и брани. И хозяин с этим – к тебе упрёк – спать к себе не идёшь, а домочадцам его нет ни покоя, ни времени для других гостей. Если упьёшься допьяна, а спать к себе не идёшь не едешь, тут и уснёшь, где пил, останешься без присмотра, ведь гостей -то много, не ты один. И в этом твоём перепое и небрежении изгрязнишь на себе одежду, утеряешь колпак или шапку. Если же были деньги в мошне иль кошельке, их вытащат, а ножи заберут – и вот уж хозяину, у кого пил, и в том по тебе кручина, а тебе тем более: и сам истратился, и от людей позор, скажут: там, где пил, тут и уснул, кому за ним присмотреть, коли все пьяны? Видишь сам, какой позор, и укор, и ущерб тебе от чрезмерного пьянства.

Глава двадцатая. Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать

Если дочь у кого родится, благоразумный отец, который торговлей кормится – в городе ли торгует или за морем, – или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь (и в деревне также): или животинку растят ей с приплодом, или из доли её, что там Бог пошлёт, купит полотна и холстов, и куски ткани, и убрусы, и рубашки – и все эти годы ей в особый сундук кладут или в короб: и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную и медную и деревянную, добавляя всегда понемножку, каждый год, как сказано, а не вдруг, себе в убыток. И всего, даст Бог, будет полно. Так дочь растёт, страху божью и знаниям учится, а приданое ей всё прибывает. Только лишь замуж сговорят – отец и мать могут уже не печалиться: дал Бог, всего у них вволю, в веселии и в радости пир у них будет. Если же отец и мать незапасливы, для дочери своей, по сказанному здесь, ничего не приготовили и доли ей никакой не выделили, лишь станут замуж её отдавать – тотчас же кинутся и покупать всё, так что скорая свадьба у всех на виду. И отец и мать впадут в печаль от свадьбы такой, ведь купить всё сразу – дорого. Ежели по божьей милости дочь преставиться, то её приданным поминают душу её в сорокоуст и милостыню из него же дают. А есть и другие дочери, таким же образом заботиться и о них.

Глава двадцать первая. Как детей учить и страхом спасать.

Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца поря: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя – и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдашь дочь свою беспорочной, – словно великое дело свершишь, в любом собрании будешь гордиться, из-за нее никогда не страдая. Любя же сына своего, умножай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах, – и найдешь их в них покой и благословение. Не улыбайся ему, редко играя с ним: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай же ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.

Глава двадцать третья. Похвала мужьям.

Если кому-то Бог дарует жену хорошую – дороже камня многоцветного. И при пущей выгоде грех лишиться такой: наладит мужу своему житье все доброе.

Собрав шерсть и лен, все что нужно, сделает руками своими. Будет словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богатства. И встанет средь ночи, и даст пищу дому и дело служанкам. От плодов своих рук намного увеличит достояние. Препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело. И чад своих поучает, как и слуг, и не угаснет светильник ее всю ночь: руки свои к прялке протягивает, а персты ее тянутся к веретену. Милость обращает на убогого и плоды трудов подает нищим, – не беспокоится о доме своем ее муж: самые разные одежды расшитые приготовит мужу своему и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому, когда муж ее соберется с вельможами и воссядет с друзьями, ими всегда почитаемый, и мудро беседуя, знает, как поступать хорошо? Ибо никто без труда не венчан.

Если доброй женой, благословен муж, число дней его жизни удвоится: хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его. Хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена мужа своего добродетельней делает: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу; если обрел муж такую жену хорошую – только благо выносит из дома своего.

Глава сорок вторая. Как в полном порядке хранить посуду всякую и вести домашнее хозяйство, все комнаты содержать хорошо в чистоте; как хозяйке в том слуг наставлять, а мужу жену – проверять и божьим страхом спасать.

А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы свою жену наставлять да учить полезным советам; если она понимает – тогда уж пусть так все и делает, и уважить ее, да жаловать, но если жена наукетакой, наставлению не последует и того всего не исполняет (о чем в этой книге писано), и сама ничего из этого не знает, и слуг не учит – должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при этом ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и согласии.

А слуг также, смотря по вине и по делу наказать и посечь, а наказав, пожалеть; госпоже же слугу защищать в разбирательстве, тогда и слугам спокойней. Но если слову жены или сына, или дочери слуга не внемлет, наставление отвергает, не слушается, и не боится их, и не делает того, чему муж, отец или мать его учат, то плетью постегать, по вине смотря, да не перед людьми, наедине поучить, приговаривать и попенять, и простить, но никогда друг на друга не обижаться. Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колот, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу, и палец вывихнет, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин в утробе повреждаются дети. Плетью же, наказывая, бить осторожно, и разумно и больно, и страшно и здорово – если вина велика. За ослушание же в нерадение, – рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: а обиды бы не было, а люди бы о том не слыхали, а жалобы бы о том не было.

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ. 1649 г.

Глава 1. А в ней 9 статей о богохульниках и церковных мятежниках.

1. А будет кто иноверцы, какия ни буди веры или русский человек, возложит хулу на господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, зжечь.

Глава 2. О государьской чести и как его государьское здоровье оберегать. А в ней 22 статьи.

1. А будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело и про то его злое умышление кто известит, и по тому извету про то злое умышленье сыщется допряма, что он на царьское величество злое дело мыслил и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.

6. А жены и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнить смертию.

7. А будет которая жена про измену мужа своего или дети про измену же отца не ведали, и сыщется про то допряма, что они тое измены не ведали, и их за то не казнить, и никакова наказания им не чинить, а на прожиток из вотчин и ис поместий им, что государь пожалует. 17. А будет кто на кого доводил государево великое дело или измену, а не довел, и сыщется про то допряма, что он такое дело затеял на кого напрасно, и тому изветчику тоже учинити, чего бы довелся тот, на кого он доводил.

19.А будет кто сведав или услыша на царьское величество в каких людех скоп и заговор или иной какой злой умысел, а государю, и его государевым бояром, и ближним людем, и в городах воеводам, и приказным людем про то не известит, а государю про то будет ведомо, что он про такое дело ведал, а не известил, и сыщется про то допряма, и его за то казнити смертию безо всякия пощады.

Глава 3. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчинства и брани не было.

Глава 4. О подпищикех и которые печати подделывают.

1. А будет кто грамоту от государя напишет сам себе воровски, или в подлинной государеве грамоти и в ыных в каких приказных писмах что переправит казнити смертию.

Глава 5. Оденежных мастерах, которые учнут делати воровские денги.

Глава 6. О проезжих грамотах в другие государства.

Глава 7. О службе всяких ратных людей Московского государства.

1. А будет которыми мерами с которым государьством у Московского государьства война зачнется, или в какое время изволит государь кому своему государеву недругу мстити недружбу, и укажет послати на них своих государевых бояр и воевод, а с ними всяких чинов ратных людей, и для тое службы велит государь своим государевым ратным людем всего Московского государьства дати свое государево жалованье, и на то государево жалованье ратным людем денги збирати со всего Московского государьства, а побор положити смотря по службе.

2. А в которых местах в то время ратным людем на государеве службе быти, и на которй срок им на государеву службу приехати, и о том посылати в городы к воеводам и приказным людем государевы грамоты, и велеть ратных людей на государеву службу в указанные места высылати безо всякого мотчания. А ратным людем, идучи на государеву службу, на дороге и на станех никаким людем никакова насильства и убытка не чинити, своих и конских кормов ни у кого безденежно не имати.

5. А у которых людей служилые люди, идучи на государеву службу, учнут покупати людские и конские кормы, и тем людем продавати ратным людем людские и конские кормы прямою ценою, а лишних денег на ратных людех ни за что не имать.

8. А которые государевы ратные всяких чинов люди будут на государеве службе в полкех, и государева служба им по розбору служити мощно, а они не дождався отпуску з государевы службы збегут, и им за побег чинити указ, кто збежит в первые, и его бити кнутом, а будет тот же збежит в другие, и его бити кнутом же, да поместного окладу у него убавити пятьдесят четвертей, да денег с поместного его окладу со ста четвертей по рублю, а будет он же збежит в треьие, и его бити кнутом же, да у него же отняти поместье и отдати в раздачю.

10. Да и бояром и воеводам без государева указу ратных людей з государевы службы не роспущати, и посулов и поминков не имати.

11. А будет боюре и воеводы без государева указу ратных людей з государевы службы учнут отпущати, и посулы и поминки имати, а сыщется про то допряма, и бояром и воеводам за то чинити жестокое наказание, что государь укажет.

21. А будет у кого у ратных людей на государеве службе запасов и конских кормов не станет, а на торгу в то время хлебные запасы и конские кормы продают дорогою ценою, и ему тою ценою запасов и конских кормов за своею скудностью купить будет немочно, а для ратных людей по указу царьского величества и по воеводскому разсмотрению будет в то время хлебным запасом и конским кормом положена указанная цена дешевле торговые цены, и тот, у кого на государеве службе запасов и конских кормов не станет, учнет бити челом государю, чтобы ему купити у кого хлебных запасов и конских кормов для его скудости по указанной цене, и воеводам с таким человеком к тем людем, у кого он присмотрит хлебные запасы и конские кормы, посылати приставов и велеть хлебные запасы и конские кормы у тех людей имати по указанной цене.

Глава 8. Об искуплении пленных

Глава 9. О мытах, и о перевозех, и мостах.

1. И велел государь о том в Московском уезде и в городех учинити заказ крепкий и послати свои государевы ргамоты, чтобы с служилых людей, з дворян и з детей боярских и ыноземцов, и со всяких служилых людей, и с запасов, и з гонцов никто нигде мыту, и перевозу, и мостовщины не имал.

5. А которые торговые всяких чинов люди по перевозом и по мытом пролынгатца имяны служилых людей, а про то сыщется, и тем людем по тому же чинити наказание, бити кнутом и имати на государя пени по пяти рублев с человека. А имати пеню с таких людей на Москве и в городех, где на них о том будет челобитье.

8. Да и постоялого в дорогах, в селах и в деревнях с служилых людей не имати, и о том на Москве учинити заказ крепкой, и биричем велеть кликати по многие дни, и в городы посылати государевы грамоты, и велеть в городех о том по тому же учинити заказ крепкой, чтобы с служилых людей однолично нигде никто постоялого не имал.

10. А кто мыт, или перевоз, или мостовщину заведет вновь для своего пожитку своим вымыслом без указу, и у него то все взяти на государя.

Глава 10. О суде.

1. Суд государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси судить бояром, и околничим, и думным людем, и дьяком, и всяким приказным людем, и судьям, и всякая росправа делать всем людем Московского государства от большего и до меньшаго чину вправду.

25. А в воскрестный день никого не судить, и в приказах не сидеть, и никаких дел не делать, оприч самых нужных государственных дел.

26. А против воскрестных дней по вся суботы православным христианом от всякия работы и от торговли престать и ряды затворить за три часа до вечера.

152. А будет кто и городовые дворяне и дети боярские на государеве службе сами не будут, а пошлют на государеву службу в свое место детей своих, или братью и племянников, или даточных людей, а сами учнут жить на Москве за своими делами и в деревнях, и на них исцовы иски, в которых они будут обвинены, по тому же править безсрочно.

203. А будет кто кому чем должен по кабалам, или по записям, или по иным каким крепостям, а заплатить будет ему того долгу вскоре немощно ... и таким должником во всяких долгех давать сроку по разсмотрению на год и на два или на три, а больше трех лет в таких долгах сроку не давать. А будет который должник на указанный срок долгу не заплатит, и в лицех его не будет, и тот долг взять на его подручниках и отдать тому, кому тот должник чем должен, без росту же.

206. А будет кто у кого возмет денег взаймы или чего ни будь для торговли, и тот долг истеряет своим безумием, пропьет или проворует каким ни будь обычаем, а сыщется про то допряма, а откупиться ему будет нечем, и его отдать исцу до искупу же.

255. А править заемные деньги по кабалам и по духовным на заимщиках исполом истину, а росту на те заемные денги не править потому, что по правилом святых апостол и святых отец росту на заемные денги имати не велено.

Глава 11. Суд о крестьянах. А в ней 34 статьи.

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и комнатными людьми, и за стольники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчиники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместный и в иные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

2. Такъже будет кто вотчиники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и о бобылях и скажут, что их крестьяне и бобыли выбежав из за них живут в государевых в дворцовых селах, и в черных волостях, или на посадех и в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в ыных в каких ни будь в служилых людех в замосковных и в украиных городех, или за патриархом и за всякими вотчиники и помещики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавать по писцовым книгам, которыя книги писаны в Поместный приказ отдали после московского пожару прошлого 143-го году, буде те их беглыя крестьяне или тех их беглых крестьян отцы в тех писцовых книгах за ними написаны, или после писцовых книг те же крестьяне или их дети по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.

10.А будет кто с сего государева Уложения учнет крестьян, и бобылей, и их детей, и братию, и племянников принимать и за собой держать, а вотчиники и помещики тех своих беглых крестьян за ними сыщут, и им тех беглых крестьян и бобылей по суду, и по сыску, и по переписным книгам отдавать з женами и со всеми животы и с хлебом стоячим и с молоченым и з земляным без урочных лет. А сколько они за кем а с сего государева Уложенья в бегах поживут, и на тех, за кем учнут жить, за государевы подати и за помещиковы доходы взять за всякого крестьянина по десяти рублев на год и отдать исцом, чьи те крестьяне и бобыли.

Глава 16. О поместных землях.

В Московском уезде быти поместьям. За бояры по двесте четвертей за человеком. За околничими и за думными дьяки по сту по пятидесят четвертей за человеком. За стольники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и московских стрельцов за головами, и за степенными и за путными ключники по сту четвертей за человеком. За дворяны из городов, которые служат по выбору, по семидесят четвертей за человеком.

За жильцы, и за стремянными конюхи, и за сотники московских стрельцов по пятидесят четвертей за человеком. За дворовыми людьми, за стряпчими и за сытники и царицына чину за детьми боярскими, с поместных их окладов со ста четвертей по десяти четвертей.

11. А здавати девкам свои прожиточные поместья, которая девка будет в возрасте, в пятнадцать лет. А будет кто о девке о прожиточном поместье учнет государю бити челом и скажет, что ему девка свое прожиточное поместье здает, а девка в те поры будет в малых летах , меньше пятнадцати лет, и таким челобитчиком не верить, и девкиных прожиточных поместей за ними не справлять.

41. А впредь русских людей поместных земель татаром, а татарских земель русским людем в поместье не давать.

Глава 17. О вотчинах. А в ней 55 статей.

1. Кого не станет, а после него останется жена бездетна, да после того же останутся братья родные и двоюродные и род, и те вотчины давать в род умершего, кого не станет, братьям родным и двоюродным и род, кому ближе.

4. А у кого сыновей не останется, и родовые и выслуженные вотчины давти и дочерям их по прежним государевым указам. И у которых дочерей будут дети, и те вотчины детям их и внучатам, после дедов своих и бабок.

6. А которая купленная вотчина после умершего дана будет жене его, оприч детей, и она в той вотчине вольна, а иному никому до той вотчины дела нет.

9. А продавать поместные земли в вотчину по государеву именному указу, кого государь пожалует, а без государева именного указу помещиком поместных их земель в вотчину никому не продавать.

Справка по терминам

Гл.1. Сыскивати всякими сысками накрепко – различными мерами строго провести расследование.

Да будет сыщется про то допряма – если будет доказано.

Гл.2.Ст.19. Скоп – скопление людей с целью злого умысла.

Гл.7.Ст.2. Мотчание – промедление.

Гл.7.Ст.2. Прямая цена – цена, установленная государством.

Гл. 7. Ст. 10. Посулы и поминки – взятки.

Гл. 9. Мыт – госпошлина с торговли.

Перевоз – пошлина за перевоз.

Гл. 9. Ст. 5. Пролынгатца – шляться.

Ст. 8. Бирич – глашатай.

Гл.10.Росты - проценты.