6.4. Основы духовной жизни древних Римлян
Известно, что древние римляне были на высоте почти во всех областях жизни, требующих конкретных дел: юриспруденция, земледелие, торговля, война, техническое творчество, спорт. Но там, где от человека требуется полёт мысли и воображения, там, где к «работе» должны быть приспособлены не руки, а душа, римляне оставили потомкам не слишком много самобытного. Это были довольно прагматичные люди; они ценили бытовой комфорт и положение в обществе куда больше, нежели глубину мысли или эстетические восторги мастеров изобразительной пластики. Лишь после завоевания Греции они приобщились к философии и высоким образцам античного искусства, вывозя из покорённых греческих городов статуи, манускрипты, образованных рабов, произведения древнегреческих поэтов, заимствуя у греков всё, что можно от стиля архитектуры храмов до религиозной мифологии.
И тем не менее, главным содержанием духовной жизни римлян оставались непритязательные развлечения, принимавшие часто довольно жестокий характер.
Религиозная жизнь древних римлян, несмотря на её большое разнообразие, также не отличалась большим полётом воображения. Свой пантеон они заимствовали из религий различных народов, практически всех, в чьи владения они проникали как завоеватели. Первые божества «перешли» к римлянам, по-видимому, от этрусков, в т.ч. знаменитая капитолийская троица богов: Юпитер, Юнона, Минерва.
По отношению к завоёванным народам римляне проводили мудрую политику, они включали их божества в римский пантеон. В результате народы, населявшие провинции Рима, чувствовали себя полноправными в пёстром и разноязыком мире народов империи. Так произошло с малоазийской Кибелой, иранским Митрой, древнеегипетской Изидой (культ которой «привезла» в Рим царица Клеопатра). Но самое большое влияние на римлян оказала религиозная мифология Древней Греции: римляне полностью восприняли у греков культ олимпийских богов; лишь их имена остались римскими. Соответственно, и сфера действия этих божеств поменялась (например, бог земледелия Марс стал богом войны, покровительница ремёсел и искусств Минерва превратилась в богиню мудрости и т.д.). Вот имена древнеримских божеств, отождествлённых с олимпийскими богами Древней Греции:
Юпитер (Зевс) громовержец, бог могущества Рима;
Юнона (Гера) его жена, богиня брака и материнства;
Минерва (Афина) богиня ремёсел, мудрости и справедливой войны;
Нептун (Посейдон) бог моря;
Феб (Аполлон) бог света и предводитель муз;
Диана (Артемида) его сестра, богиня луны и охоты;
Плутон (Аид) бог подземного царства;
Вулкан (Гефест) бог огня и кузнечного ремесла;
Меркурий (Гермес) вестник богов, покровитель торговли и вестник Юпитера;
Бахус или Вакх (Дионис) бог виноделия;
Церера (Деметра) богиня земледелия;
Прозерпина (Персефона) её дочь, богиня растительности;
Венера (Афродита) богиня любви и красоты;
Марс (Арес) бог войны.
Официальная религия римлян была бедна образами и довольно прозаична. Главным в этой религии было точное исполнение обрядов: в ответ на эти действия римлянин ожидал конкретной помощи от конкретного божества. Долгое время римляне вовсе не изображали своих богов и, кроме своей узкой функции, не обладали никакими качествами (например, «бог первого крика ребёнка, «бог произрастания зерна» и т.д.). Поэтому и мифологическая тематика не имела такого важного значения в воображении римлян, как у древних греков.
Огромное значение в духовной жизни римлян (особенно в первые два периода истории Рима) играли представления о гражданских доблестях и добродетелях. Соответственно, в мифологии римлян нередко появляется мотив отважного героя (героини), жертвующего собой ради спасения Отечества. Типичный в этом отношении миф рассказывает о подвиге Муция Сцеволы.
Когда этрусский царь Парсена, по наущению Тарквиния Гордого, изгнанного римлянами, пошёл войной на Рим и осадил этот город, Муций тайно проник в стан врага, надеясь убить этрусского царя, но был изобличён и схвачен врагами. Парсена хотел выведать у Муция военные замыслы осаждённых римлян и пригрозил ему жестокими пытками. Тогда Муций подошёл к костру и на глазах у изумлённых врагов сжёг в его огне свою правую руку, не издав при этом ни одного стона. Поражённый мужеством этого воина, Парсена отпустил его и приказал снять осаду, справедливо заключив, что если все защитники этого города таковы, он ничего не сможет поделать с ними. С тех пор Муций получил прозвище «Левша» («Сцевола»), и на своей родине был провозглашён героем.
Именно сказания такого рода следует признать чисто римским вкладом в мировую сокровищницу мифологии. Миф о возникновении Рима также имел патриотическую подоплеку: из него следовало, что Вечный город был основан по велению богов для господства над всем остальным миром, а римский народ исполнен исключительных добродетелей… Эти гражданские добродетели даже возводились в ранг божеств. Так в Риме возникли храмы Верности, Мужеству, Согласию.
Огромное значение в Древнем Риме не забудем, что семейный клан и семейные традиции составляли в нём одну из главных ценностей! приобрели домашние боги. Римляне верили, что их жилища охраняет множество духов. Это были: маны (духи предков), пенаты (стражи домашних припасов и хранилищ), лары (боги семейных обрядов и семейного порядка). У каждого человека был свой бог-покровитель гений. К числу наиболее известных домашних богов относятся: Янус (бог двери, имевший, соответственно, два лица, обращённое наружу дома и обращённое внутрь) и Веста, богиня домашнего очага, культ которой носил общегосударственный характер: на форуме горел вечный огонь, символизирующий домашний очаг, который должны были поддерживать специальные жрицы (весталки).
Одним из главных домашних божеств считался дух почившего главы семьи. После траурной церемонии старший сын покойного поднимал из потухшего погребального костра обгоревшую косточку покойного родителя и торжественно провозглашал: «Мой отец стал богом!» В доме возводился специальный алтарь, возле него читались молитвы и приносились жертвы.
Изучая римское язычество, можно прийти к выводу, что римляне были гораздо более суеверны, нежели религиозны. Они верили в самые разнообразные сверхъестественные силы и совершали всевозможные обряды, чтобы обеспечить свою безопасность и благополучие, а также узнать свою судьбу. Соответственно в Риме были люди, специализировавшиеся на самых различных предсказаниях. Гаруспики были жрецами, гадавшими по внутренностям жертвенных животных (чаще всего для этой цели использовалась печень). Авгуры следили за небесными явлениями: полётами птиц, формой облаков, молниями и бурями. Считалось, что эти явления представляют собою знамения воли богов. Астрологи предсказывали судьбу по положению звёзд в момент рождения человека. К советам и рекомендациям этих людей прислушивались не только простые жители, но и высшие должностные лица города.
Официальная религия, чем дальше, тем безнадёжней расходилась с чаяниями человеческой души: она ничего не давала ни уму, ни сердцу. А в эпоху империи, после того, как жителей Рима стали вынуждать поклоняться императору как богу (в возводимых специально для этого храмах) она и вовсе выродилась в череду строго официальных ритуалов. При этом граждане, внешне соблюдавшие культ, могли говорить и писать о своих богах всё, что угодно, вплоть до полного их отрицания. Всё это по совокупности подготовило кризис и после реформы Константина полный крах древнеримского язычества. С утратой Римом характера гражданской общины и сам патриотический римский миф теряет свою популярность.
Кардинальный религиозный переворот в Империи был, в сущности, событием давно предрешённым.
Христианство полная противоположность римскому язычеству: это религия души и сердца, а не расчёта и договора; она обращена не к власть имущим, а к обездоленным и угнетённым и зовёт не к насыщению чрева, а к спасению души. Эта новая религия полностью отвергала опустошающее безделье и самодовольный разврат верхушки римского общества Поздней империи. Именно этим можно объяснить беспрецедентный факт: религия, приравненная в Риме фактически к преступлению, адепты которой подвергались неслыханным гонениям и казням, на протяжение трёх веков неуклонно овладевала душами жителей империи от центра до самых дальних окраин… Окончательный переворот, начало которому положил император Константин, свершился в конце IV века благодаря религиозному рвению императора Феодосия, закрывшего все языческие храмы и сделавшего христианство единственной религией на всей территории страны.
- Тема 6. Культура античного рима
- 6.1. Природные условия.
- 6.2. Краткий исторический очерк.
- 6.3. Социально-политическая структура
- 6.4. Основы духовной жизни древних Римлян
- 6.5. Художественное творчество
- 6.6. Наука древних римлян
- Тема 9. Культура западноевропейского средневековья
- 9.1. Хозяйственный уклад раннесредневекового Запада
- 9.2. Социальная структура раннесредневекового общества
- 9.3. Основы духовной жизни
- 9.4. Литература и искусство раннего средневековья
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Европейское возрождение
- 10.1. Историко-политические события в «эпоху перемен»
- 10.2. Смена хозяйственного уклада: аграрная революция и рост городов
- 10.3. Духовная революция эпохи Возрождения
- 10.4. Возрождение и Церковь
- 10.5. Художественная культура Возрождения
- Контрольные вопросы