logo
РИМ

9.2. Социальная структура раннесредневекового общества

В то время общество делилось на три основных класса: священники, воины (феодалы), крестьяне. Причём эти классы резко отличались по условиям жизни и были максимально изолированы друг от друга: раздробленность средневекового общества сказывалась и здесь. Среди трудового населения люди одной профессии не смешивались и редко общались с людьми другой профессии. В семьях поколениями занимались одним и тем же ремеслом: сын продолжал дело отца.

Взаимоотношения разных классов и разных слоёв общества не были ни дружественными, ни уважительными. Феодалы-рыцари откровенно презирали «вилланов» (крестьян) и обращались с ними настолько бесцеремонно, что все рыцарские понятия о чести и благородстве здесь теряли силу. Словом «виллания» в среде рыцарей обозначались дикость, подлость и всяческие моральные уродства. Неудивительно, что крестьянские восстания были довольно частым явлением в то время, и заканчивались они изуверским уничтожением целых деревень.

Особенно же сказывалась на жизни общества и даже на судьбах целых народов яростная борьба за гегемонию между высшей светской и высшей духовной властью. Папство, с одной стороны, стремилось к абсолютному господству не только в духовной, но и в хозяйственной и политической жизни, и после Х в. оно превратилось в сильную наднациональную монархию. Папы по своей прихоти могли назначать угодных или смещать неугодных им императоров. С другой стороны, императоры и короли яростно сопротивлялись такой экспансии папской власти, и когда одерживали верх, то, в свою очередь, самовольно назначали и смещали пап. Доходило до курьёзных случаев, когда разные короли «назначали» на папский престол своих людей (они назывались антипапами) и одновременно в разных концах Европы действовало несколько антипап. Коронация была религиозной церемонией, в ходе которой правитель превращался в помазанника Божия: как и священник, он был помазан святым елеем. Это давало основания королям на дополнительные притязания: некоторые из них, подобно церковным патриархам, брали на себя исполнение сакральных функций.

Феодалы считались воинским сословием  рыцарями. Каждый мужчина дворянского звания, способный держать оружие и достигший совершеннолетия, обязан был учиться воинскому искусству. Рыцарскую конницу впервые сформировал знаменитый франкский полководец Карл Мартелл, который прославился тем, что разбил полчища арабов в битве при Пуатье (732 г.) и тем самым остановил военную экспансию мусульман на Европу. Карл Мартелл осуществил военную реформу: крестьяне большей частью были отстранены от военной службы, основой войска стала конница, которую составляли крупные и мелкие феодалы. Это было первое в истории профессиональное рыцарское войско. За свою службу рыцари награждались поместьями. Крестьяне, жившие в этих поместьях, обязаны были содержать своих господ-рыцарей, основной «работой» которых отныне стала война.

Рыцарей отличала сословная замкнутость, особый образ жизни (кроме военных походов и турниров они, в сущности, ничем другим не занимались) и кодекс чести, который, друг по отношению к другу, они старались соблюдать. В почёте были: личная отвага, верность своему сюзерену и тщательно соблюдение обетов (если таковые принимались). До эпохи крестовых походов рыцари вовсе не походили на тех учтивых, образованных и романтически устремлённых героев куртуазных романов, какими их описывают рыцарские сказания. Они были почти сплошь неграмотными, примитивными в быту, владевшими лишь воинской сноровкой; на них лежало бремя сословной спеси и множества предрассудков. Но уже к XIII в., познакомившись во время крестовых походов с жизнью цветущих сопредельных цивилизаций (таких как Византия), научившись у арабов искусству лирической поэзии,  они усвоили и грамоту, и светскую учтивость, и даже умение играть на музыкальных инструментах…

Феодальный мир держался на принципе договора. Мелкий феодал состоял на службе в войске какого-нибудь герцога или принца; он считался вассалом своего старшего партнёра, а тот  его сеньором или сюзереном. Историк Ле Гофф справедливо определяет феодализм как «систему личных связей, объединяющих членов высшего общества». Будущий вассал вкладывал свои сомкнутые руки в руки сеньора и говорил: «Сир, я становлюсь Вашим человеком!»  и произносил клятву верности. Сеньор торжественно передавал вассалу какой-нибудь символический предмет  штандарт, жезл, кольцо, перчатки и т.д. Кроме того, и это было самое главное, он передавал во владение своего нового вассала землю  феод  (отсюда и само слово «феодал»), жаловал его определёнными правами и привилегиями в обмен на службу и клятву верности. При этом вассал мог отказать в верности сеньору, если тот не выполнял своих обязательств.

К сеньории постепенно отходили все формы власти: экономическая, судебная и политическая. Центром сеньории был замок  крупное укреплённое поселение, окружённое толстыми стенами с высокими башнями и бойницами, способное выдерживать длительную осаду.

Рыцари просуществовали до XV в., то есть до появления огнестрельного оружия, но почти сразу вслед за этим рыцарское войско, плохо дисциплинированное, обременённое громоздким снаряжением, державшееся лишь на личной отваге, стало ненужным анахронизмом. Последние из обедневших рыцарей кое-как пробивались грабежом на больших дорогах; аристократия же в целом кардинально изменила стиль жизни и воинские обычаи.

Сильная власть и относительная независимость феодалов, конечно, не способствовали единству феодальных государств. В Западной Европе, пожалуй, не было такой страны, где государям не приходилось бы бороться со своими собственными вассалами  не на жизнь, а на смерть, отстаивая единство государства. В Италии и Германии эта борьба складывалась не в пользу верховной власти, и вплоть до XIX в. эти страны оставались жертвами политической раздробленности.