logo search
Бакина и Локтионова - Общий курс Истории Казахс

Развитие культуры: науки и искусства казахстана в 40-60-е годы XX века

В послевоенные годы материальная база культуры была очень слабой, а сама культурная жизнь по-прежнему находилась под идеологическим прессом, в основе которого лежала догма о связи культуры с политикой, как гарантии непобедимости социализма. Культурное строительство исключало любые проявления научного свободомыслия. В 50-е годы положение в области культуры начало понемногу улучшаться. В июне 1946 года в научной и культурной жизни республики произошло знаменательное событие, на базе Казахского филиала ЛИ СССР была создана Академия наук Казахской ССР. Первым президентом Академии был избран основатель казахской советской науки Каныш Имантаевич Сатпаев. Группа ученых под руководством К.Сатпаева открыла законы распространения минерального сырья в природе и составила металлогеническую и прогнозную карту. За 1946-1949 гг. научно-исследовательскими учреждениями АН Казахской ССР было передано для внедрения в производство свыше 900 исследований и предложений. Для более эффективной отдачи научных изысканий стали практиковаться выездные сессии АН Казахской ССР

В 50-е годы была значительно расширена сфера исследований в общественных науках. Начали издаваться собрания сочинений Ш. Уалиханова, Ы. Алтынсарина. В КазГУ был открыт факультет философии. В 1958 году был создан Институт философии и нрава АН КазССР, в 1961 году - Институт языкознания, литературы и искусства.

Главной причиной нарастающего кризиса общественных наук во второй половине 50-х годов было господство коммунистической идеологии. Особенно в сложных условиях оказались общественные науки. Малейшие оттенки инакомыслия, плюрализм мнений квалифицировались как попытки очернения социализма. Общественная мысль была полностью мобилизована на реализацию политических целей командной администрации. Так заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана обвинил известного культуролога того времени Ильяса Омарова в потакании взглядам Е. Бекмаханова. Были изъяты из обращения и сожжены тиражи первого тома Истории Казахской ССР, министерство просвещения пересматривало школьные программы, были запрещены многие произведения казахского героического эпоса. Учёные-обществоведы с разных позиций доказывали, что капитализм загнивает и в ближайшем будущем полностью исчезнет. Огромный вред казахстанской науке нанесла кампания за торжество учения Мичурина-Лысенко. Полуграмотный специалист Лысенко обещал обеспечить изобилие сельхозпродуктов и требовавший классового подхода к развитию естественных наук, он изгнал из науки настоящих биологов-генетиков, добился ареста знаменитого учёного А.Вавилова, который умер в тюрьме. Лысенковщина задержала развитие генетики и биологии на многие десятки лет. Одновременно развернулась кампанию против космополитов, куда был посмертно зачислен В. Бартольд, их обвиняли в низкопоклонстве перед веем иностранным.

Политические преследования известных деятелей культуры сильно тормозили развитие литературы и искусства, но не смогли полностью остановить его. Национальное искусство было на подъёме.

В 1947 году Мухтар Ауэзов закончил две книги Абай. За это произведение писателю была присуждена Государственная премия СССР. В 1955 году вышло в свет продолжение этого фундаментального произведения - эпопея Путь Абая. В 50-х годах достижением национальной прозы стал роман Г.Мусрепова Пробуждённый край. Известный писатель Сабит Муканов в романе Сырдарья описал жизнь, труд и мечты своих современников. Внимание литературной общественности в Дни казахской советской литературы в Москве в 1949 году привлекли повести Шыганак и Миллионер писателя Габидена Мустафина. Книга очерков Ивана Шухова - Целинники стала известна широкой читательской аудитории.

В послевоенные десятилетия развивалось казахское искусство. В 1952 году в Казахском театре драмы В.Голубович поставил драму М.Ауэзова - Абай. Постановка была представлена к Государственной премии СССР. В 50-е годы казахстанское искусство обогатилось созданием уйгурской драматургии, над которой плодотворно трудился К.Хасанов.

Знаменательным событием в мире культуры республики в 1946 году стала постановка оперы Биржан-Сара, в 1949 году группа постановщиков, исполнителей и композитор Мукан Тулебаев были удостоены Государственной премии СССР за постановку этой оперы. Композитор Евгений Брусиловский написал оперу Дударай, а совместно с Муканом Тулебаевым - оперу Амангельды. В этот период расцвёл талант Бибигуль Тулегеновой, Ермека Серкебаева, балетмейстера Булата Аюханова, широкой популярностью пользовались кинокартины Шакена Айманова. Большую популярность у молодёжи приобрели музыкальные ансамбли: Досмукасан, Ариран, Айгуль.

В 50-е годы лауреатом IV Всемирного фестиваля молодёжи и студентов стал Государственный ансамбль песни и танца.

Сформировалась группа скульпторов. Были созданы и установлены на площадях городов скульптуры Абая, Джамбула и других писателей, общественных деятелей.

Попытка десталинизации, предпринятая XX съездом КПСС, позже получила название оттепели. Борьба с продолжением культа личности выразилась в реабилитации части невинно осуждённых. В феврале 1957 года получили реабилитацию народы, депортированные в 1944-1945 гг.: балгарцы, чеченцы, ингуши и калмыки. Возможности вернуться домой не получили крымские татары, немцы, корейцы, так как их дома были уже заселены. Выборочно были реабилитированы представители интеллигенции. В новых основах уголовного права было отменено понятие враг народа. Но и в годы оттепели творить и писать разрешалось только в рамках социалистического реализма.