logo
Бакина и Локтионова - Общий курс Истории Казахс

Материальная культура тюркского периода (VI- нач. XIII вв.)

Тюрки были знакомы с процессом плавки металла в V в., еще будучи зависимы от Жужанского каганата, они платили ему дань железом.

Располагаясь вдоль Великого Шелкового пути, тюрки в VI-IX вв. строили вдоль караванных путей сардобы - купольные сооружения над колодцами.

С приходом тюрков на территории Казахстана появляются каменные скульптуры балбалы, которые устанавливались тюрками на местах захоронения знатных людей. В VI- IX вв. тюрки возводили памятники в стиле дын - строения из камня в виде юрты, опять же на местах захоронения людей. Эти тюркские памятники в стиле «дын» и «балбалы» относятся к доисламскому периоду.

В период раннего средневековья некоторые города появлялись на местах постоянных зимовок. Рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана наблюдается в Х-ХП вв., в этот период самыми крупными городами на территории Казахстана были Испиджаб и Отрар. По сведениям М.Кашгари в VI в. город Испиджаб носил название Сайрам. В Центральном и Восточном Казахстане рост числа городов и развитие оседлой культуры наблюдается в X-XII вв., только на территории Жетысу найдено более ста средневековых городов.

Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада (внешней части города) наблюдается в Х-ХП вв. В этот же период увеличивается число городских жителей за счет оседания кочевников.

До прихода ислама в тюркской среде находили место не только тенгрианство, но и другие религии, тому пример - найденные на месте города Суяб буддийские храмы, относящиеся к VII-VIII вв.

В Х-ХП вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. С распространением ислама новым элементом в градостроительстве Х-ХП вв. на территории Казахстана являлось строительство мечетей.

В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовала, прежде всего, заинтересованность во взаимной торговле. Периодом развития этих взаимоотношений между двумя мирами в средневековом Казахстане были Х-ХП вв.

Свидетельством высокого уровня архитектуры Х-ХП вв. являются мавзолеи Бабаджа-хатун (X-XI вв.) и Айша-Биби (XI-ХП вв.), расположенные близ города Тараз. В ходе раскопок города Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются XI -XII вв.