8. Западноевропейская интеграция в 50-70-е
5 мая 1949 г. создание Совета Европы – первой межгосударственной организации, созданной для стандартизации европейских подходов к обеспечению гражданских свобод, морально-этических норм, прав человека, принципов социальной политики. Совет Европы был учрежден в Лондоне на конференции государств-членов Западного союза с участием Дании, Ирландии, Италии, Норвегии и Швеции. В дальнейшем к Совету присоединились Греция, Исландия и Турция. Еще позднее, в мае 1951 г. в Совет Европы была принята ФРГ.
Рабочими органами Совета стали комитет министров и совещательная консультативная ассамблея, а их местом пребывания – Страсбург (Франция). Ассамблея Совета Европы должна была состоять из представителей парламентов европейских стран. Ее рекомендации комитету министров не носили обязательного характера.
Переговоры с июня 1950 по апрель 1951 г. и 18 апреля 1951 г. завершились подписанием договора о создании Европейского сообщества угля и стали. В него вошли шесть стран – Франция, ФРГ, Италия и государства Бенилюкса. Британия отказалась присоединиться к ЕОУС. ЕОУС представляло собой в самом деле наднациональный институт. Его рабочими органами стали верховный орган, совет министров и ассамблея, которая формировалась как путем делегирования депутатов из состава парламентов стран-участниц, так и через прямые выборы. Причем внутри ассамблеи депутаты организовывались не по страновому, а по партийному принципу – свои фракции образовывали социал-демократы, католики и либералы и т.д., представлявшие все государства ЕОУС. Совет министров состоял из министров иностранных дел или министров экономики соответствующих стран. Создание ЕОУС было первым в истории случаем формирования подлинно интеграционного объединения.
Лидеры материковой Европы решили продолжить наднациональное взаимодействие в экономической сфере. «Экономизация» интеграционной концепции Западной Европы наметился на встрече шести стран ЕОУС в Мессине (Италия) 1-2 июня 1955 г. Главным на конференции было решение о создании комитета экспертов, задачей которого стала разработка концепции экономико-политической интеграции Западной Европы с акцентом на сотрудничестве в развитии единого европейского рынка. Это направление интеграции стало впоследствии магистральным.
25 марта 1957 г. в Риме страны «шестерки» (Франция, ФРГ, Италия и государства Бенилюкса) подписали два важных новых договора с неограниченными сроками действия – о Европейском экономическом сообществе и Европейском сообществе атомной энергии (Евратом). Теперь в Западной Европе существовало три «сообщества»: 1) по углю и стали, 2) атомной энергии и 3) торговле.
Договор о создании Европейского экономического сообщества («общего рынка») регламентировал сотрудничество в области экономики, науки и техники. Участники «общего рынка» обязались добиваться устранения препятствий для перемещения между ними рабочей силы, капиталов и услуг. Они договорились проводить общую политику в области сельского хозяйства и транспорта, добиваться сближения экономического законодательства.
Включение в Римский договор пунктов о согласовании экономических политик и применении единых стандартов выработки решений подразумевало неизбежность стандартизации в перспективе как минимум некоторых политических практик. Это в свою очередь подразумевало развитие тех или иных форм политической интеграции. В Западной Европе стал утверждаться новый тип взаимодействия, который позволял через длительную практику согласования противоречивых экономических и политических интересов стран-участниц в перспективе прийти к формированию единой экономической политики.
Главными управляющими органами Европейского сообщества были Совет министров и Комиссия европейских сообществ. Совет министров состоял из министров иностранных дел и экономики стран-членов. Он занимался координацией политик отдельных государств и имел право принимать решения – либо методом консенсуса, либо большинством голосов.
Комиссия состояла из делегатов, направляемых странами по принципу компетентности каждого делегата (но не более двух от одной страны) сроком на четыре года. Комиссия следила за исполнением положений подписанных договоров и имела право давать экспертные заключения и рекомендации по конкретным вопросам. Члены Комиссии с момента своего вхождения в нее становились юридически независимыми от «своих» правительств. Они несли ответственность только перед Европейским парламентом, который имел право выразить им недоверие. Сам Европейский парламент не избирался напрямую (до 1979 г.), а формировался из депутатов, делегируемых каждой из стран сообщества.
Предложения и рекомендации Комиссии подлежали утверждению Совета министров. Именно на Комиссию возлагалась обязанность представлять Европейское сообщество в международных отношениях.
В 1973 г. на совещании в Копенгагене французская делегация также предложила создать новую европейскую структуру – Европейский совет, который стал бы местом регулярных встреч высших руководителей стран сообщества. В 1974 г. Европейский совет был создан. Он не был включен в структуры рабочих органов Европейского сообщества и остался самостоятельным образованием. Но фактически Европейский союз вследствие заданного для него высокого
- 1. Образование и основные этапы деятельности оон
- 2. Международные отношения в первые послевоенные годы (1945-1947)
- 3. Международные отношения в к.40-50-х гг.
- 4. Основные тенденции в международных отношениях в к. 50 - 60-е гг.
- 5. Международные отношения в период разрядки (к.60-к.70-х)
- 6. Международные отношения в 80-90-е гг. Окончание "холодной войны"
- 7. Глобальные процессы современности
- 8. Западноевропейская интеграция в 50-70-е
- 9. Европейская интеграция в 80 - 90-е
- 10. Рабочее и коммунистическое движение после второй мировой войны. Коминформ. Международное совещание коммунистических и рабочих партий
- 11. Социалистические и социал-демократические партии после Второй мировой войны. Деятельность Социалистического Интернационала.
- 12. Основные тенденции в международном рабочем движении в 80-90-е Профессиональные союзы.
- 13. Основные тенденции в развитии международных общественных движений в 50-60-е
- 4. Основные тенденции в развитии международных общественных движений в 70-90-е.
- 15. Сущность и основные черты неолиберальной модели социально-экономического и политического разития западных стран после Второй мировой войны
- 16. Мировые структурные кризисы сер.70- нач. 80-х гг. И переход западных стран к неоконсервативной политике
- 17. Сша после Второй мировой войны. Внутренняя и внешняя политика правительств Трумэна, Эйзенхауэра. Маккартизм
- 18. Сша в 60-е гг. Политика "новых рубежей" Дж. Кеннеди и политика правительства Джонсона
- 19. Политика правительств Никсона, Форда. Президентство Картера
- 20. Неоконсервативная политика правительства Рейгана в 80-е годы. Приход к власти Дж.Буша
- 21. Сша в 90-е. Политика правительства Клинтона. Выборы 2000
- 22. Оккупационная политика западных стран в Германии и её раскол. Образование фрг
- 23. Внутренняя и внешняя политика фрг в период правления хдс/хсс (1949-1966). Экономическое чудо. Неофашизм
- 24. Социал-демократы у власти. Внутренняя и внешняя политика правительств Брандта и Шмидта
- 25. Неоконсервативный курс правительств Коля в 80-е
- 26. Объединение Германии 3 октября 1990. Политическое и социально-экономическое развитие фрг в 90-е
- 27. Великобритания после Второй мировой войны. Социально-экономическая политика Третьего лейбористского правительства
- 28. Политика консервативных правительств Англии в 1954-1964. Суэцкий кризис.
- 29. Великобритания во второй половине 60-70-х. Ольстерский кризис
- 30. Неоконсервативная политика правительств Тэтчер. Тэтчеризм. Фольклендская война
- 31. Внутренняя и внешняя политика лейбористских правительств э.Блэра в 90-е гг.
- 32. Франция после Второй мировой войны. Временный режим
- 33. Четвёртая республика во Франции
- 34. Установление Пятой республики во Франции. Внутренняя и внешняя политика президента де Голля. Франция в 70-е годы
- 35. Социалисты у власти. Внутренняя и внешняя политика Франции в 80-перв. Полов. 90-х гг.
- 36. Внутренняя и внешняя политика президента Ширака в 90-е.
- 37. Италия после Второй мировой войны. Установление республики. Политика правительства де Гаспери
- 38. Политика центристских правительств в Италии (1953-1962). Экономическое чудо. Проблемы юга
- 39. Политика правительств "левоцентристской коалиции" в Италии (1962-1972). Терроризм
- 40. Италия в 70-80-е гг. Политика коалиции "национального единства". Наступление консервативных сил
- 41. Италия в 90-е. Становление Второй республики
- 42. Образование гдр. Основные этапы строительства командно-административной системы социализма
- 43. Нарастание социально-экономического и полиического кризиса в гдр в 80е. Революционные перемены.Объединение с фрг
- 44. Победа народно-демократической революции в Венгрии. Строительство командно-административной системы социализма. События 1956 г. Реформы "эры Кадара".
- 45. Демократическая революция 1989 г. В Венгрии. Перестройка эконом в 90-е гг. Становл. Демократ о-ва
- 46. Установление народно-демократической власти в Румынии. Строительство командно-административной системы социализма
- 47. Кризис авторитарно-бюрократического режима в Румынии в 80-е гг. Нар восстание в 1989 г. Демократизация полит. Жизни и рефором эконом в 90-е годы
- 48. Испания во второй половине хх века: от франкистского режима до демократии при Франко
- 49. Научно-техническая революция в западных странах, ее экономические и социальные последствия