Основные религии и секты стран Дальнего Востока.
Япония Императорская власть занимала в феодальной Японии своеобразное положение. Возникнув еще в период перехода к классовому обществу, династия японских императоров, носивших титул микадо или тенно, сохранила в последующие столетия свое официальное положение. Оно освещалось японской религией – синтоизмом («путь богов»). Эта религия возникла на базе первобытных верований, одухотворявших природу и обожествлявших умерших предков. Синтоисты считали, что людей окружают многочисленные духи и боги, олицетворяющие силы природы. Люди также происходят от богов (ками), и при определенных обстоятельствах душа умершего может стать ками. Ками могут воплотиться в предметы ритуального поклонения (фигурку бога, дощечку и его именем и т. п.). Главная роль в синтоистском пантеоне принадлежит богине солнца Аматерасу, согласно преданию пославшей на землю своего сына, потомок которого Дзимму 11 фев. 660 г до н. э. вступил на императорский престол, основав японскую императорскую династию. Эта мифическая дата отмечается правящими классами Японии как день основания империи. Японские императоры считались верховными жрецами синтоистской религии. Они руководили главными синтоистскими храмами. В условиях феодальной раздробленности религиозный статус японских императоров способствовал тому, что их светская власть стала номинальной. Китай Религиозно-идеологическая система феодального Китая имела свои особенности. Морально-этические учения преобладали в ней над чисто религиозными представлениями и догмами. Духовенство не стало в Китае отдельным влиятельным сословием. Многие столетия господствующее положение в духовной жизни китайцев занимало конфуцианство. Создатель этого учения Конфуций призывал к строгому соподчинению в отношениях между людьми, в семье и обществе, основанному на уважении почитании старших по возрасту и общественному положению. Китайские феодалы выдвигали на 1-й план и пропагандировали наиболее реакционные стороны учения Конфуция – о божественном происхождении императора, подчинении власти и т. п. Конфуцианство стало официальной государственной доктриной, одним из субъектов культового поклонения. Наряду с конфуцианством в древнем и средневековом Китае получил широкое распространение даосизм. Его основоположником считался легендарный Лао-цзы. Согласно учению Лао-цзы, все существующее, природа, жизнь людей – это бесконечный поток естественного развития, «Великое Дао» (путь). Человек должен стремиться постичь Дао. Возникнув как философское учение, даосизм в 1-2 вв становится религией, включившей в систему своих представлений элементы народных верований, магии и шаманства. Тогда же в Китае начинает распространяться и буддизм, который в средние века приобрел большое влияние. К началу нового времени в Китае уже утвердилась комплексная система религиозных верований со своей иерархией культов. Церемонии, связанные с почитанием Неба, Земли, императорских предков, осуществлялись самим императором – «сыном Неба». Общекитайский характер носили культы Конфуция, Лао-цзы и Будды, в честь которых сооружались многочисленные храмы. Далее следовали культы явлений и сил природы, культы отдельных районов и , наконец, домашние (семейные) культы. Цмны использовали эту систему идеологического воздействия на народные масс для духовного порабощения трудящихся и освящения феодальных порядков.
- Особенности национально-экономической структуры стран Азии и Африки к началу нового времени.
- Политическая и этническая карта стран Азии и Африки в новое время.
- Основные религии и секты стран Дальнего Востока.
- 6. Особенности китайской цивилизации в новое время.
- 7. Социально-экономическое и политическое развитие Китая в 17-18 вв.
- 8. «Опиумные войны». Превращение Китая в полуколонию.
- 9. Периодизация, ход и идеология тайпинского восстания.
- 10. Реформаторское движение в Китае к. 19 – н. 20 в. Канн Ювэй.
- 11. Революционное движение в Китае к. 19 – н. 20 в. Сунь Ятсен.
- 12. Синьхайская революция.
- 13. «Движение 4 мая 1919 г» в Китае
- 14. Кпк и Гоминьдан
- 15. Иракский кризис 2001-06 гг. Современная ситуация в Китае.
- 16. Японо-китайская война 30-40-х гг 20 века.
- 17. Российско-китайские отношения в 17-20 вв
- 18. Гражданская война в Китае 1946-49 гг
- 19. Развитие Китая в 1949-65 гг
- 20. Кнр в годы «культурной революции»
- 21. Китай в период реформирования (к. 70-х гг 20 в – н. 21 в)
- 22. Проблема «северных территорий» в истории японо-российских отношений
- 23. Внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава.
- 24. Гражданская война 60-х гг 19 в в Японии.
- 25. Преобразования «Мейдзи-исин».
- 26. Особенности японского империализма
- 27. Становление фашистского режима в Японии в 20-40-х гг в 20 в.
- 28. Военные действия в Тихом океане
- 29. Младоафганское движение. Правление эмира Аманулы в Афганистане.
- 30. Экономическое и политическое развитие Японии после 2-й мировой войны
- 31. Развитие Османской империи в 17-18 вв
- 32. Просветительское движение в Турции. «Новые османы».
- 33. Реформы Селима 3. «Новая система»
- 34. Танзимат
- 35. Младотурецкая революция
- 36. Кемалистская революция в Турции. Содержание кемализма.
- 37. Турция после 2-й мировой войны
- 38. Английская колонизация Индии
- 39. Национальное восстание 1857-58 гг в Индии.
- 40. Восстановление и удержание территориальной целостности в политике современной кнр.
- 41. Революционный подъем 1905-08 гг в Индии. Б. Г. Тилак.
- 42. Индийские национальные организации в 20-30 гг 20в
- 44. Индуизм и другие религиозные системы Южной Африки
- 46. Колонизация Африки европейскими державами в 19в.
- 48. Сопротивление народов Южной и Северной Африки колонизации.
- 49. Революция 1952 г в Египте. Г. А. Насер.
- 61. Арабо-израильские войны
- 62. Образование Саудовской Аравии
- 63. Востоковедение в советский период: научные школы, основные подходы, представители.
- 64. Палестинская проблема сегодня
- 69. Камбоджа после 1945 г. Пол Пот. Йенг Сари
- 70. Российское востоковедение в к. 80-90-х гг 20 – 21 вв.