37. Турция после 2-й мировой войны
В 50 гг. односторонней ориентации на США Анкара превратилась в наиболее преданного союзника Вашингтона: вступила в НАТО (хотя не являлась страной Североатлантическооо региона) и другие военно-политические блоки, создание которых на Ближнем и Среднем Востоке было инспирировано США; участвовала в Корейской войне; поддержала англо-франко-израильскую агрессию против Египта в 1956 г.; разместила американские военные базы на своей территории и т. д. В результате Турецкая Республика, родившаяся в национально-революционной войне 1919-23 гг., противопоставила себя не только советскому блоку, но и национально-освободительному движению стран Азии и Африки. Военный переворот 1960 г. был вызван не только социальными последствиями политики обвальной либерализации Дем. Партии, но и протестом патриотически настроенных офицеров против того, что они называли "распродажей национальных интересов". В 60 гг. внешняя политика Турции становится более самостоятельной. Это объяснялось не только национализмом военных, но и осознанием того факта, что Вашингтон готов поддержать Анкару только в случае ее маловероятного столкновения с Москвой, но не может быть полезен в конфликте Турции с несоциалистическими странами (например, с Грецией из-за Кипра). В Анкаре также убедились в нежелании США содействовать комплексной индустриализации Турции, т. к. это ослабило бы ее зависимость от Вашингтона. Турции также необходимо было выйти из международной изоляции в третьем мире для обеспечения его поддержки турецкой политики на Кипре. С учетом вышеуказанных соображений Анкара, сохраняя общую военно-политическую ориентацию на США, начала экономическую переориентацию на ЕЭС - Западную Европу. Расширение экономического сотрудничества с СССР помогало Турции шантажировать Запад с целью установления более благоприятных для нее условий взаимодействия с ним. В 70 гг. произошло некоторое осложнение турецко-американских отношений. Во время обострения турецко-греческих отношений вокруг Кипра Вашингтон, не заинтересованный в военном столкновении двух членов НАТО и ослаблении юго-восточного фланга этого блока, наложил запрет на использование Турцией американского вооружения и прекратил ранее оговоренные военные поставки. В ответ на это Анкара установила контроль над американскими военными базами на турецкой территории, кроме базы НАТО в Инджирлике. Впоследствии на США было оказано давление в пользу резкого повышения арендной платы за пользование военными базами в Турции. В 1963 г. начался процесс вхождения Турции в Общий рынок. Поскольку на Западную Европу приходилось 93% турецкого экспорта, в Анкаре надеялись на ликвидацию перед ним таможенных перегородок, а также на предоставление со стороны ЕЭС займов, кредитов, экономической помощи, инвестиций в экономику страны. На первом, подготовительном этапе вступления в эту организацию (1963-72 гг.) стороны изучали друг друга и возможности взаимодействия. На втором, таможенном этапе (1972-87 гг.) Турция приводила тарифы и стандарты в соответствие с европейскими, обеспечивала свободу движения рабочей силы и капиталов, интегрировала в ЕЭС свое с/х. По намеченному в нач. 60 гг. графику на третьем этапе (1984-90 гг.) завершается выработка единой для Турции и Общего рынка экономической политики. Экономическая либерализация в Турции сблизила типы капиталистического развития этой страны и стран ЕЭС. Интеграция Турции в европейскую капиталистическую экономику способствовала ускоренной модернизации страны, что заметно хотя бы на роли турецкой рабочей эмиграции: она существенно смягчает проблему безработицы: 70% эмигрантов получают на европейских предприятиях профессиональное образование и возвращение их на Родину есть инвестиция человеческого капитала ЕЭС в турецкую экономику (при условии их использования дома по-назначению), переводы инвалюты эмигрантов (в среднем по 970 долл. каждый в год) покрывают 76% дефицита платежного баланса страны (а в самой Турции каждый рабочий производит только 500 долл. ВНП, т. е. чистая прибыль страны от каждого эмигранта составляет 470 долл./год. Трудовая эмиграция - разновидность турецкого экспорта). Адаптация изначально неквалифицированных турок к индустриальной экономике ЕЭС способствует приспособлению страны в целом к современным социально-экономическим стандартам. Эпохи спадов экономической активности в Зап. Европе существенно отражаются на пока еще слабом турецком звене ее экономики и особенно на масштабах и прибыльности турецкой эмиграции. Наиболее острой внешнеполитической проблемой Турции 60-90 гг. стала кипрская. Особенностью НОД на Кипре против британского господства было выдвижение греками-киприотами лозунга "энозиса" (присоединения) острова к Греции, поскольку греки составляли три четверти населения Кипра; и турками-киприотами лозунга "таксима" (раздела Кипра между Турцией и Грецией). Пока Кипр был британской колонией, Анкара не интересовалась ни островом, ни его турецкой общиной. С провозглашением независимости Кипра в 1959 г. местные турки почувствовали слабость своих позиций перед более развитой в социально-экономическом отношении греческой общиной и греческими экстремистами из организации "ЭОКА", и апеллировали к Анкаре о поддержке. Правящие круги Турции использовали проблему турецкого меньшинства на Кипре как политический громоотвод от сложных внутренних проблем страны. Попытка "черных полковников" из Афин в одностороннем порядке осуществить энозис вынудила Анкару осуществить превентивную военную операцию на Кипре в 1974 г., в результате которой под турецким покровительством была создана "Турецкая Республика Кипр", признанная Анкарой, но не признанная остальным миром. Раскол Кипра стал результатом действий экстремистов обеих островных общин, поддержанных Анкарой и Афинами. Советско-турецкие отношения, дружественные до 1936 г., находились в процессе ухудшения до 1954 г. В 50 гг. между Москвой и Анкарой сохранялась напряженность, несмотря на ряд шагов со стороны советской дипломатии по ее ослаблению после смерти Сталина. 30 мая 1953 г. Москва заявила об отсутствии у нее территориальных претензий к Турции (косвенно предъявленных Анкаре через советскую прессу в декабре 1945 г.) и об отказе от выдвинутых в 1946 г. пяти требований СССР по Черноморским Проливам. Турецкие политики и историки не любят упоминаний об отказе СССР от своих претензий. С. Демирель заявил, например, что "Турция вступила в НАТО в 1952 г. и создала американские базы на своей территории после 1953 г., т. к. СССР потребовал Карс, Ардаган и Проливы". С 60 гг. происходит улучшение советско-турецких отношений. что объяснялось стремлением Турции диверсифицировать внешнеэкономи-ческие связи, вынудить Запад к более благоприятным для Турции условиям сотрудничества для нейтрализации советского влияния в этой стране, а также общей разрядкой отношений Восток-Запад. К тому же, позиция Москвы по Кипру против энозиса оказалась ближе к интересам Турции, чем западная политика невмешательства в конфликт, в котором у Греции было больше шансов на победу (при этом Анкара подозревала Москву в намерении превратить Кипр в "средиземноморскую Кубу"). Результатом экономической помощи СССР Турции стали: Искендерунский металлургический комбинат, нефтеперерабатывающий завод в Измире, алюминиевый завод в Сейдишехире и др. Создание экономической базы взаимных интересов позволило на рубеже 60-70 гг. провести демаркацию советско-турецкой границы (длиной 616,5 км). С распадом СССР развернулось соперничество исламского шиитского Ирана и светской (сунитской) Турции за влияние на Закавказье и Среднюю Азию, от исхода которого зависит во многом будущее этих регионов.
- Особенности национально-экономической структуры стран Азии и Африки к началу нового времени.
- Политическая и этническая карта стран Азии и Африки в новое время.
- Основные религии и секты стран Дальнего Востока.
- 6. Особенности китайской цивилизации в новое время.
- 7. Социально-экономическое и политическое развитие Китая в 17-18 вв.
- 8. «Опиумные войны». Превращение Китая в полуколонию.
- 9. Периодизация, ход и идеология тайпинского восстания.
- 10. Реформаторское движение в Китае к. 19 – н. 20 в. Канн Ювэй.
- 11. Революционное движение в Китае к. 19 – н. 20 в. Сунь Ятсен.
- 12. Синьхайская революция.
- 13. «Движение 4 мая 1919 г» в Китае
- 14. Кпк и Гоминьдан
- 15. Иракский кризис 2001-06 гг. Современная ситуация в Китае.
- 16. Японо-китайская война 30-40-х гг 20 века.
- 17. Российско-китайские отношения в 17-20 вв
- 18. Гражданская война в Китае 1946-49 гг
- 19. Развитие Китая в 1949-65 гг
- 20. Кнр в годы «культурной революции»
- 21. Китай в период реформирования (к. 70-х гг 20 в – н. 21 в)
- 22. Проблема «северных территорий» в истории японо-российских отношений
- 23. Внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава.
- 24. Гражданская война 60-х гг 19 в в Японии.
- 25. Преобразования «Мейдзи-исин».
- 26. Особенности японского империализма
- 27. Становление фашистского режима в Японии в 20-40-х гг в 20 в.
- 28. Военные действия в Тихом океане
- 29. Младоафганское движение. Правление эмира Аманулы в Афганистане.
- 30. Экономическое и политическое развитие Японии после 2-й мировой войны
- 31. Развитие Османской империи в 17-18 вв
- 32. Просветительское движение в Турции. «Новые османы».
- 33. Реформы Селима 3. «Новая система»
- 34. Танзимат
- 35. Младотурецкая революция
- 36. Кемалистская революция в Турции. Содержание кемализма.
- 37. Турция после 2-й мировой войны
- 38. Английская колонизация Индии
- 39. Национальное восстание 1857-58 гг в Индии.
- 40. Восстановление и удержание территориальной целостности в политике современной кнр.
- 41. Революционный подъем 1905-08 гг в Индии. Б. Г. Тилак.
- 42. Индийские национальные организации в 20-30 гг 20в
- 44. Индуизм и другие религиозные системы Южной Африки
- 46. Колонизация Африки европейскими державами в 19в.
- 48. Сопротивление народов Южной и Северной Африки колонизации.
- 49. Революция 1952 г в Египте. Г. А. Насер.
- 61. Арабо-израильские войны
- 62. Образование Саудовской Аравии
- 63. Востоковедение в советский период: научные школы, основные подходы, представители.
- 64. Палестинская проблема сегодня
- 69. Камбоджа после 1945 г. Пол Пот. Йенг Сари
- 70. Российское востоковедение в к. 80-90-х гг 20 – 21 вв.