logo
шпоры по истории Востока

44. Индуизм и другие религиозные системы Южной Африки

Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью любого индуистского культа является реализация связи с его объектом, исчезновения противопоставления индивидуальной души мировой. При высокоразвитом сознании индивида противопоставление природы вселенскому Человеку, обобщенному духовному образу Вселенной также должно исчезнуть, подобно противопоставлению своего «я» конкретного объекту индуистского поклонения. Индуизм разработал определенные нормы общественных установлений с детальной регламентацией поведения в зависимости от места индивида в социально-кастовой иерархии, а также в зависимости от его возрастной принадлежности, выделив 4 периода в жизни индуса: брахмачарья – ученичество, грихастха – главенство в семье, ванапрастха – отшельничество и саньяси – отшельничество и отречение от земного. По буддизму, жизнь во всех её проявлений есть выражение во всех её проявлениях есть выражение различных комбинаций или «потоков» нематериальных частиц. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы в зависимости от поведения в прошлой жизни. Бесконечная цепь перерождений может быть прервана и к этому должен стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих страдание, означает достижение нирваны – состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно лишь при ведении добродетельной жизни.