23. Внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава.
Япония к н. нового времени была феодальным государством с широко развитым мелкокрестьянским хозяйством. Появление европейцев в Японии совпало с острой борьбой за создание централизованного феодального государства. К к 16 – н 17 вв на Японских о-вах для этого уже сложились экономические и политические предпосылки. В предшествующие столетия, хотя и медленно, но росли производительные силы, расширялась торговля, развивались города. Не прекращавшиеся крестьянские восстания толкали феодалов к объединению. Усилению централизаторских тенденций способствовала также угроза со стороны европейских колонизаторов. Императорская власть занимала в Японии своеобразное положение. Возникнув еще в период перехода к классовому обществу, династия японских императоров, носивших титул микадо, сохранила в последующие столетия свое официальное положение. Оно освещалось японской религией – синтоизмом. Синтоисты считали, что людей окружают многочисленные духи и боги, олицетворяющие силы природы. Главная роль в синтоистском пантеоне принадлежит богине солнца Аматерасу, согласно преданию пославшей на землю своего сына, потомок которого 11 фев. 600 г до н. э. вступил на императорский престол, основав японскую императорскую династию. Японские императоры считались верховными жрецами синтоистской религии. Они руководили главными синтоистскими храмами. К н. 17 в Иэясу Токугава подчинил своей власти удельных князей всей Японии и принял наследственный титл сегуна – главнокомандующего. С этого времени более 250 лет Япония управлялась династией сегунов Токугава. Сегун стал неограниченным правителем страны. Режим сегуната, окончательно сложившийся при 3-м сегуне, Иэмицу Токугава (1623-51), стал своеобразной формой централизованного феодального государства. В 17 в территория Японии охватывала 3 основных острова – Хонсю, Кюсю, Сикоку – и прилегающие мелкие о-ва. На о-ве Хоккайдо, где японцы вели наступление на коренное население, они занимали в то время лишь южное побережье. К н 17 в население Японии составляло 17 мнл, а к столетия 25 млн. Собственниками земли в токугавской Японии был сегун, феодалы, храмы и монастыри. Примерно ¼ часть земель Японии занимали владения дома Токугава. Остальные земли страны составляли феодальные уделы князей. Около 1/3 земель, принадлежавших Токугава, были держанием непосредственных вассалов сегуна – мелких и средних феодалов. Крестьяне прикреплялись к земле в качестве подданных. Они обрабатывали землю на правах наследственного держания, за что обязаны были вносить своему феодалу высокий натуральный оброк. Барщина существовала лишь в некоторых районах Японии, но серьезного экономического значения не имела. Господствующий феодальный класс был разделен на несколько разрядов. Особую группу – кугэ – составляла придворная знать императорской столицы Киото. Формально кугэ занимала самое привилегированное положение, но своих земельных владений не имели (получали содержание от сегуна). Представители военного дворянства принадлежали к «военным домам», образуя сословие самураев. Его верхушку составляли владетельные князья – дайме. Ими считались те феодалы, земли которых приносили им доход более 1,5 т риса. Часть дайме – фудай дайме – были союзниками дома Токугава еще до образования сегуната. Другую часть дайме – тодзама дайме – составляли владетельные князья, в прошлом боровшиеся против Токугава. С утверждением сегуната они находились под неослабленным контролем правительства Токугава. Но в управлении делами своих княжеств тодзама дайме сохранили самостоятельность. К следующей прослойке дайме самурайства относились хатамото – владетельные феодалы, земли которых давали менее 10 тыс. коку риса. Они были непосредственными вассалами Токугава. Они ведали взиманием налогов, контролировали выполнение повинностей и осуществляли надзор за населением во владениях сегуна. Основную массу самурайства составляли дружинники сегуна, дайме и хатамото. Большинство самураев не имели земли, получая от своего сюзерена жалование. Самураи воспитывались в кастовом духе. Их поведение регламентировалось особым кодексом самурайской чести – бусидо, запрещавшим им заниматься чем-либо, кроме военного дела. Материальное положение низшего слоя самурайства при Токугава сильно ухудшилось. В связи с прекращением внутренних феодальных усобиц война перестала быть постоянным явлением. Князья больше не нуждались в многочисленных дружинах самураев. Сегун, князья, самураи жили за счет жесточайшей эксплуатации крестьянства. Основной задачей Токугавского сегуната было сохранение и расширение феодальной эксплуатации крестьянства. Экономическое принуждение, вытекавшее из феодальной собственности на землю, дополнялось самыми изощренными формами внеэкономического принуждения. Путем сложной системы административно-полицейских регламентаций токугавские власти постоянно вмешивались в быт и хозяйство крестьянской семьи. Обрекая крестьян на нищенское, полуголодное существование, режим Токугава стремился убить в них всякую волю к сопротивлению. Все это приводило к массовому разорению, голодовкам, нищете японского крестьянства. Крестьянам приходилось обращаться к ростовщикам и в конце становиться их неоплатными должниками. Торгово-ростовщический капитал проникал в японскую деревню, усугубляя феодальную эксплуатацию крестьянства. Внешняя политика Токугавский сегунат утвердился в тот период, когда в Японию началось проникновение европейцев. В 30-х гг 17 в правительство сегуна Иэмицу Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке европейцев из страны и запрещении христианства. Под угрозой смерти японцам запрещалось покидать страну. Политика самоизоляции и «закрытия» страны была вызвана желанием предотвратить возможное вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми феодальные порядки. Сегун и феодалы опасались, что установление связей с Европой может ослабить господствующий режим. Политика закрытия страны окончательно сложилась после крестьянского восстания 1637 г в Симабара, когда антифеодальное выступление крестьян развернулось под флагом христианства, принесенного в Южную Японию католическими миссионерами. После «закрытия» страны прекратились торговые связи Японии с Европой. Политика самоизоляции не могла полностью и абсолютно отрезать Японию от внешнего мира. Существовала связь с голландцами и некоторое общение с соседними странами Азии. Китайским купцам пришлось периодически приезжать в гавань Нагасаки и вести там торговлю.
- Особенности национально-экономической структуры стран Азии и Африки к началу нового времени.
- Политическая и этническая карта стран Азии и Африки в новое время.
- Основные религии и секты стран Дальнего Востока.
- 6. Особенности китайской цивилизации в новое время.
- 7. Социально-экономическое и политическое развитие Китая в 17-18 вв.
- 8. «Опиумные войны». Превращение Китая в полуколонию.
- 9. Периодизация, ход и идеология тайпинского восстания.
- 10. Реформаторское движение в Китае к. 19 – н. 20 в. Канн Ювэй.
- 11. Революционное движение в Китае к. 19 – н. 20 в. Сунь Ятсен.
- 12. Синьхайская революция.
- 13. «Движение 4 мая 1919 г» в Китае
- 14. Кпк и Гоминьдан
- 15. Иракский кризис 2001-06 гг. Современная ситуация в Китае.
- 16. Японо-китайская война 30-40-х гг 20 века.
- 17. Российско-китайские отношения в 17-20 вв
- 18. Гражданская война в Китае 1946-49 гг
- 19. Развитие Китая в 1949-65 гг
- 20. Кнр в годы «культурной революции»
- 21. Китай в период реформирования (к. 70-х гг 20 в – н. 21 в)
- 22. Проблема «северных территорий» в истории японо-российских отношений
- 23. Внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава.
- 24. Гражданская война 60-х гг 19 в в Японии.
- 25. Преобразования «Мейдзи-исин».
- 26. Особенности японского империализма
- 27. Становление фашистского режима в Японии в 20-40-х гг в 20 в.
- 28. Военные действия в Тихом океане
- 29. Младоафганское движение. Правление эмира Аманулы в Афганистане.
- 30. Экономическое и политическое развитие Японии после 2-й мировой войны
- 31. Развитие Османской империи в 17-18 вв
- 32. Просветительское движение в Турции. «Новые османы».
- 33. Реформы Селима 3. «Новая система»
- 34. Танзимат
- 35. Младотурецкая революция
- 36. Кемалистская революция в Турции. Содержание кемализма.
- 37. Турция после 2-й мировой войны
- 38. Английская колонизация Индии
- 39. Национальное восстание 1857-58 гг в Индии.
- 40. Восстановление и удержание территориальной целостности в политике современной кнр.
- 41. Революционный подъем 1905-08 гг в Индии. Б. Г. Тилак.
- 42. Индийские национальные организации в 20-30 гг 20в
- 44. Индуизм и другие религиозные системы Южной Африки
- 46. Колонизация Африки европейскими державами в 19в.
- 48. Сопротивление народов Южной и Северной Африки колонизации.
- 49. Революция 1952 г в Египте. Г. А. Насер.
- 61. Арабо-израильские войны
- 62. Образование Саудовской Аравии
- 63. Востоковедение в советский период: научные школы, основные подходы, представители.
- 64. Палестинская проблема сегодня
- 69. Камбоджа после 1945 г. Пол Пот. Йенг Сари
- 70. Российское востоковедение в к. 80-90-х гг 20 – 21 вв.