8.4. К. Д. Кавелин, б. Н. Чичерин и оформление государственной теории
Во второй половине XIX в. в российской историографии оформляется государственная школа, основателями которой стали К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин. Представители этой школы говорили не только о государстве, но и о народе. Основной проблемой для них был характер связи и взаимоотношения государства и народа.
Константин Дмитриевич Кавелин (1818–1885) в историографии мог бы занимать место, близкое к С. М. Соловьеву, но жизнь так сложилась, что ему мало пришлось заниматься историей. Он происходил из дворянской семьи. В 1834 г. наставником для подготовки к поступлению в университет был приглашен В. Г. Белинский. Влияние его было решающим, и Кавелин стал западником. В 1835 г. он поступил на юридический факультет Московского университета. После успешной защиты магистерской диссертации на тему «Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства в период времени от Уложения до учреждения о губерниях» (1844) Кавелин был назначен адъюнктом по кафедре истории русского законодательства. Его курс был первым в России опытом стройной философии истории русского права и пользовался громадным успехом среди слушателей. В 1857 г. Кавелин был приглашен на кафедру гражданского права в Петербургский университет.
Свою общую концепцию русской истории Кавелин дал уже в первой своей статье «Взгляд на юридический быт Древней Руси» (1847). Он четко определил этапы эволюции российского государства: 1) господство родовых отношений (до образования Киевской державы); 2) с приходом князей Рюрикова дома их род (семья) начинает владеть сообща всей русской землей; 3) в процессе оседания князей по различным городам княжеский род превратился в множество отдельных независимых владений; 4) начинается обратный процесс – собирание земель московскими Рюриковичами, таким образом, создалась огромная вотчина – Московское государство; 5) только в результате Петровской реформы Московское царство действительно преобразовалось в политическое государственное тело и стало державой в настоящем значении слова. Основными устоями русской общественности Кавелин считал общинное землевладение и самоуправление крестьянства, освобожденного от помещиков и чиновников, земские учреждения и мировой суд. Постепенно Кавелин пришел к убеждению, что для успеха административных реформ необходимы переработка общественных нравов и выяснение отношений личности к обществу. Борис Николаевич Чичерин (1828–1904) – один из крупнейших русских историков-юристов, человек, одаренный мощным, склонным к систематизации умом. В философском отношении был последователем Гегеля – самый выдающийся из русских гегельянцев. Чичерин происходил из старого состоятельного дворянского рода Тамбовской губернии. Получив тщательную подготовку дома, поступил в Московский университет, где слушал лекции Грановского и Кавелина. В 1861 г. Чичерин был назначен профессором Московского университета по кафедре истории русского права.
Чичерин был выдающимся преподавателем, мастером ясно излагать свои глубоко продуманные мысли. Он пробыл профессором семь лет, но в 1868 г. ушел из университета (вместе с двумя другими профессорами) из-за бесцеремонного нарушения университетского устава ректором. В 1881 г. был избран московским городским головой, но, высказав идею создания народного представительства при земском и городском самоуправлении, был удален с должности. После того Чичерин жил то в своем имении, то в Москве.
Чичерин очень высоко ставил значение государства. Государство, по его мысли, призвано быть сферой свободного развития свободной личности. В своей работе «О народном представительстве» Чичерин говорит, что государство опирается на «средние классы». Понятие «класса» у Чичерина носит характер своего рода общественно-психологической категории. К истории русского права относятся следующие выдающиеся труды Чичерина: «Областные учреждения России в XVII веке» (1859); «Опыты по истории русского права» (1859) и «О народном представительстве» (1866) – исследование о Земских соборах. К философским произведениям Чичерина принадлежат его «История политических учений» (5 томов) (1877); «Наука и религия» (1879), «Основания логики и метафизики» (1894) и «Философия права» (1901).
- © Isbn 978-5-8149-0911-4 гоу впо «Омский государственный
- Технический университет», 2010
- Лекция 1. Введение в дисциплину
- «История исторической науки»
- 1.1. Предмет и задачи изучения «Истории исторической науки»
- 1.2. Принципы и методы историографического познания
- 2.2. Античная историография: становление исторического знания
- 2.3. История исторической науки в эпоху Средневековья
- 2.4. Историография эпохи Возрождения
- Контрольные вопросы
- 3.1. Европейская историография XVII в.
- 3.2. Просвещение и развитие исторической науки в XVIII в.
- Контрольные вопросы
- Лекция 4. Развитие Теоретических основ исторической науки в XIX в.
- 4 .1. Романтическое направление в историографии
- 4.2. Вклад Гегеля в развитие исторической науки
- К. Маркс, ф. Энгельс и развитие теории исторического процесса
- Теоретические поиски второй половины XIX в.: позитивизм
- Контрольные вопросы
- Л екция 5. История исторической науки в XX в.
- Контрольные вопросы
- Лекция 6. Зарождение исторического знания на Руси
- Летописание на Руси (XI–XV вв.)
- Развитие исторических знаний в России XVI–XVII вв.
- Возникновение норманнской теории. М. В. Ломоносов
- Дворянская историография второй половины XVIII в.
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Российская историческая наука в XIX в.
- Н. М. Карамзин и его «История государства Российского»
- 8.2. Критическое направление в отечественной историографии 20–40-х гг. XIX в.
- 8.3. Сергей Михайлович Соловьев
- 8.4. К. Д. Кавелин, б. Н. Чичерин и оформление государственной теории
- 8.5. Николай Иванович Костомаров
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Московская школа историков (конец XIX – начало XX вв.)
- 9.1. Василий Осипович Ключевский и его концепция русской истории
- 9.2. П. Н. Милюков как историк и общественный деятель
- Контрольные вопросы
- Лекция 10. Петербургская школа историков (конец XIX – начало XX вв.)
- 10.1. Сергей Федорович Платонов
- 10.2. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский
- Контрольные вопросы
- Лекция 11. История исторической науки в советское время
- Особенности исторической науки в советский период
- 11.2. Основные этапы развития советской историографии
- Самостоятельная работа студентов
- Библиографический список
- Содержание
- 1.1. Предмет и задачи изучения «Истории исторической науки» 3
- Людмила Дмитриевна Прохорова История исторической науки Учебное пособие