logo search
шпоры по истории Востока

34. Танзимат

Султан Махмуд 2 после окончания русско-турецкой войны 1828-29 гг пытался провести некоторые реформы, направленные на прекращение феодальных усобиц и укрепление центральной власти. В своей политике он опирался на помещиков новой формации, часть чиновничества и офицерства. Еще накануне войны ему удалось сломить сопротивление и подчинить крупных феодалов Анатолии. После войны стали приниматься меры к окончательной ликвидации ленной системы, которая была уже сильно подорвана. Ленные владения перешли в государственный фонд. Сипахи в качестве компенсации получили ежегодную пенсию. Крестьяне и другие арендаторы должны были вносить платежи непосредственно государству. Правители областей назначались центральным правительством и подчинялись ему. В Стамбуле открылось военное медицинское училище. С 1832 г стала издаваться 1-я газета на турецком языке. Новая, более серьезная попытка реформ была предпринята после смерти Махмуда 2 в критический момент разгрома турецких войск армией Мухаммеда-Али в 1839 г. К этому времени среди султанских чиновников появилась небольшая прослойка образованной интеллигенции. Усилившаяся компрадорская буржуазия также была заинтересована в реформах, которые оградили бы от феодального произвола личные и имущественные права её представителей. Рост недовольства народных масс, обострение классовой борьбы, подъем национально-освободительного движения угнетенных народов, война султана с египетским пашой и вмешательство иностранных держав побудили более дальновидных представителей господствующего класса предпринять еще 1 попытку верхушечных реформ. Сторонников реформ возглавлял видный турецкий политический деятель и дипломат Решид-паша. Он разработал программу реформ. Критическая обстановка, вызванная разгромом турецких войск, заставила султана без промедления принять планы реформаторов. 3 нояб. 1839 г султанский рескрипт был опубликован. Он содержал обещание ввести в жизнь новые установления, которые обеспечат: 1) неприкосновенность жизни, чести и имущества всех подданных империи, независимо от их религии; 2)регулярное распределение и взимание податей и отмену откупной системы; 3)справедливый призыв на военную службу и установление определенного срока её продолжительности. Этот рескрипт был как бы общей программой и началом намеченных Решид-пашой реформ, открыв период танзимата. Политика реформ осуществлялась в обстановке острой борьбы внутри правящего класса, большинство которого выступало против преобразований. Султан Абдул-Меджид рассматривал танзимат как вынужденную уступку. Решид-паша несколько раз смещался и вновь назначался на пост министра иностранных дел или великого визиря. Тем не менее после опубликования султанского рескрипта 1839 г были осуществлены некоторые преобразования. Для выработки законов и контролем за их выполнением назначался «Высший совет юстиции». Были учреждены торговые суды и создано торговое законодательство, проведена денежная реформа, изъята из обращения порченая монета. Некоторые преобразования осуществлялись в армии и народном образовании. Однако и эта попытка реформ носила поверхностный характер. Большинство обещаний рескрипта 1839 г осталось на бумаге. В фев. 1856 г накануне открытия Парижского конгресса, султан опубликовал новый манифест о реформах, который объявлял о возобновлении выполнения программы реформ, обнародованной в 1839 г. Однако манифест 1856 г был разработан под давлением англо-французской дипломатии, стремившейся помешать России вынести на обсуждение Парижского конгресса вопрос о положении угнетенных народностей Османской империи. Манифест 1856 г подтвердил провозглашенное в 1839 г равенство в правах мусульман и не мусульман. Он расширял права связанной с западноевропейским капиталом компрадорской буржуазии нетурецкой национальности. Иностранцы получали право приобретать землю и недвижимость. В 1858 г был принят поземельный налог, закреплявший земельные отношения, сложившиеся после отмены ленной системы. Подавляющая часть земель принадлежала государству или являлась вакуфной. Она сдавалась в аренду. Эти арендованные земли нельзя было продавать, закладывать, дарить. Наследование таких земель также было ограничено. Все же это не могло остановить обезземеливания крестьян и перехода земли в руки помещиков. В 60-х гг были отменены цеховые регламентации, осуществлены административные реформы. Продолжалось открытие светских школ. Реформы 2-го периода танзимата (1856-70) не смогли существенно изменить положение в Османской империи. В целом политика танзимата потерпела неудачу. Танзимат не создал предпосылок для промышленного развития страны, а некоторое усиление позиций компрадорской буржуазии отражало усилившуюся политическую и экономическую зависимость Османской империи от капиталистических держав Запада.