logo search
2

Глава XVII. О поносительных писмах бранных и ругателных словах

Арт. 149. Кто пасквили, или ругателныя письма тайно сочинит, прибьет и распространит, и тако кому непристойным образом какую страсть или зло при­чтет, чрез что его доброму имени некакой стыд причинен быть может, онаго надлежит наказать таким наказанием каковою страстию он обруганного хотел обвинить. Сверх того палач такое письмо имеет зжечь под виселицею.

Толк. Например, ежели кто кого в пасквиле бранил изменником, или иным злым делом, то оный пасквилотворец, яко изменник или каких дел делатель, о которых описал, наказан будет.

Пасквиль есть сие, когда кто писмо изготовит, напишет или напечатает, и в том кого в каком деле обвинит, и оное явно прибьет или прибить велит, а имени своего и прозвища в оном не изобразит.

Ежели же дело, в котором будет в пасквиле обруганный обвинен, весьма о том будет доказано, то правда, хотя обыкновенное наказание не произведено будет, но однакож пасквилант по разсмотрению судейскому, тюрмою, сосланн­ом на катаргу, шпицрутеном и протчим наказан быть имеет, понеже он истин­ным путем не пошел, дабы другаго погрешение объявить.

Ежели кто советом, помощию и делом к таким ругателным писмам вспоможет, оныя тайно прибьет, кому в дом или на улице подбросит и протчая: онаго не инако, яко пасквиланта самого, наказать, однакож по разсмотрению об­стоятельств против оных иногда наказание легче чинитца.

Apт. 150. Ежели невозможно уведать пасквиланта, однакож надлежит паск­виль от палача сожжен быть под виселицею, а сочинителя онаго за безчестнаго объявить.

Apт. 151. Ежели офицер о другом, чести касающийся или поносныя слова будет говорить, дабы тем его честное имя обругать и уничтожить, оный имеет пред обиженным и пред судом обличать свои слова и сказать, что он солгал, и сверх того посажен быть на полгода в заключение.

Толк. Ежели оный поупрямитца, который приговорен себя обличить, то может он денежным наказанием и заключением к тому принужден быть, и ему иной срок ко исполнению приговора положить. И ежели сему учинитца проти­вен, то тюрмою крепчае, а дачею денежною в двое прибавить и иный срок на­значен будет. И ежели уже и в сем учинитца противен, то может профос в при­сутствии упорнаго, именем его отзыв учинить, и последующее наказание над винным исполнить.

Apт. 152. Ежели кто другаго не одумавшись с сердца, или не опамятовась бранными словами выбранит, оный пред судом у обиженнаго христианское прощение имеет чинить и просить о прощении. И ежели гораздо жестоко бра­нил, то сверх того наказанием денежным и сносным заключением наказан бу­дет.

Толк. Ежели оный, который имеет просить о прощении, в том поупрямитца, то можно оного чрез потребные способы к тому принудить.

Арт. 153. А ежели кто против бранных слов, боем или иным своевольством отмщать будет, оный право свое тем потерял, и сверх того с соперником своим в равном наказании будет. Також и оный право свое потерял, кто противно бранит, когда он от другаго бранен будет.