logo search
ПРОГРАММА и МЕТОДИЧКА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

2. Заселение территории Среднего Поволжья

Заселение Самарского края происходило четырьмя этнически-языковыми общностями народов, представители и потомки которых составляю население города и области до сих пор.

  1. Ирано-язычные племена скифов, сарматов и савроматов жили в крае (в южной части) до IV в. н.э. и занимались кочевым скотоводством. Затем они были вытеснены и в современной Самаре ирано-язычные народы представлены лишь приезжими работниками из Таджикистана.

  2. Издревле северная лесная часть края заселялась финно-угорскими народами (первоначально это племена ананьинской археологической культуры), занимавшимися матыжным подсечно-огневым земледелием. Они вели осёдлый образ жизни и сохранились на этой территории до сих пор: сейчас их потомки образовали народы марийцы, мордва, удмурты.

  3. В IV в. н.э. в ходе Великого переселения народов в Самарский край из северного Китая пришли тюркские кочевые скотоводческие племена гуннов и булгар. Гунны ушли в Западную Европу, а булгары через некоторое время обосновались в нашем крае и их потомки живут здесь поныне – это современные татары и чуваши. Потомки более поздних тюркских завоевателей и переселенцев – башкиры и калмыки.

  4. С IV по VII вв. н.э. в нашем крае жили осёдлые племена Именьковской археологической культуры, пришедшие с Запада и занимавшиеся пашенным земледелием с использованием рабочего скота и плуга в упряжке. Такой тип хозяйства характерен для степных районов. Это, вместе с фактом прихода племён с Запада, привело учёных к выводу о поднепровском происхождении культуры, то есть из района этногенеза и расселения славян, которые, таким образом, впервые придя в наш край более полутора тысяч лет назад, сейчас составляют большинство его населения – это русские, украинцы, белорусы.

Самарский край, расположенный на границе леса и степи, с обширной речной сетью, издавна привлекал человека. Вопрос о времени заселения до настоящего времени не решен окончательно. Возможно, это произошло более 100 тысяч лет назад в эпоху раннего палеолита.

На территории края обнаружены стоянки среднего палеолита, позднего палеолита (40-14 тыс. лет). Изучены мезолитические стоянки (10-12 тыс. лет) и неолитические (6-4 тыс. лет до н.э.). В эпоху развитого неолита Самарский край начинает превращаться в пограничье двух культурных общностей – северной камской и южной волго-камской.

На рубеже V и IV тыс. до н.э. началась новая эпоха – энеолит. На территории Среднего Поволжья в этот период проживали оседлые племена самарской культуры, основой хозяйства которых было скотоводство.

С середины III тыс. до н.э. начался бронзовый век. Территория Среднего Поволжья входила в сферу обитания волго-уральской ямной культуры, племена которой занимались кочевым скотоводством. Преемниками ямной культуры стали полтавкинские племена, появившиеся в III-II тыс. до н.э., также занимавшиеся скотоводством.

В середине II тыс. до н.э. на территории Среднего Поволжья жили племена абашевской культуры, занимавшиеся скотоводством и земледелием. Эти племена приняли участие в формировании срубной культурно-исторической общности, появившейся на территории Среднего Поволжья в XVI в. до н.э. Срубные племена занимались скотоводством пастушеского типа и земледелием.

В заключительный период бронзового века, во второй половине II-начале I тыс. до н.э. в степных районах Среднего Поволжья поселились племена ивановской культуры, основой хозяйства которых было скотоводство и земледелие. В лесостепных районах проживали племена сусканской культуры. В лесной зоне Поволжья располагались поселения племен приказанской культуры. Таким образом, в XIV-XII вв. до н.э. в Самарском Поволжье обитали, три различные группы населения: выходцы из степей, лесостепной зоны Зауралья и лесного Волго-Камья. Все три группы сохраняли свою специфику.

В эпоху раннего железного века в южнорусских степях обитали родственные по происхождению кочевые племена скифов и савроматов. Савроматская культура сложилась к концу VII в. до н.э. На территории Самарского края найдены следы самаро-уральского локального варианта савроматской культуры (VI-IV вв. до н.э.), основу хозяйства которых, составляло кочевое скотоводство.

В III-II вв. до н.э. в Поволжье господствовала раннесарматская прохоровская культура (кочевое скотоводство). С III в. на основе прохоровской культуры складывается среднесарматская общность.

В конце IV в. н.э. кочевое население Самарского Поволжья, представленное, сарматами, было втянуто в великое переселение народов. В итоге, местные кочевники были разгромлены гуннами, часть из них присоединилась к ним, часть к другим кочевым народам.

После нашествия гуннов, в южной части Среднего Поволжья продолжали жить многочисленные кочевые племена. К северу от кочевников жили финно-угорские племена (ананьинская культура). В VIII-III в. до н.э. ананьинская культура распространилась и на территории Самарской Луки основав ряд укрепленных городищ. В IV в. до н.э. на территорию Самарской Луки начинается проникновение племен городецкой культуры, вытеснившей ананьинскую. В свою очередь, эту культуру втесняют племена из Прикамья (пьяноборские, постзарубинские). Основу хозяйственной жизни этих племен составляло придомное скотоводство и мотыжное земледелие.

Следующий этап заселения Самарского Поволжья – складывание именьковской культуры в V-VII в. н.э. Основа хозяйственной жизни – пашенное земледелие. Исход именьковской культуры приходится на конец VII в. и связан с приходом кочевых болгарских племен из Приазовья. Приток болгарских племен продолжался до IX в. В это же время на территорию нашего региона приходят прикамские группы населения и угорские из Приуралья. Болгарские, прикамские, уральские племена, потомки именьковской культуры вошли в состав феодального государства, известного нам как Волжская Булгария.