logo
ПРОГРАММА и МЕТОДИЧКА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

6.Ногайская Орда

После распада Золотой Орды и выделения из ее состава нескольких новых ханств, на территории Самарского Поволжья, особенно в южных районах Заволжья, продолжали господствовать кочевники, так как здесь располагались обширные летние пастбища, а из-за малоснежных зим табунам коней легче было добывать корм из-под снега. Во второй половине XVI-первой половине XVII вв. на территории Заволжья, севернее рек Самары и Кинеля находились дальние летние пастбища и охотничьи угодья башкир и ногаев.

Ногайское государство возникло в конце XIV-начале XV вв. Окончательное формирование этого государственного образования произошло в 40-е гг. XVI в. Территория кочевых владений ногаев простиралась от Аральского моря до Волги с востока на запад и от Каспийского моря до современной Башкирии с юга на север. Во всех работах, посвященных изучению истории поволжской степи и ее народов, приводится выдержка из «Книги Большому Чертежу» конца XVI в. (документ): «…от верху реки Бузувлука на полях и до синего моря (Каспийского) кочевья все Больших ногаев». Население Ногайской Орды, как и Золотой Орды, было кочевым и разноплеменным, но основная группа была представлена кипчаками или половцами, или куманами. Эта народность появилась в восточно-европейских степях в середине XI в., была ассимилирована монголами и образовала основной этнос Золотой Орды.

В конце XIII в. часть половцев племени мангытов обособилась под руководством князя Ногая. Однако антропоним «ногай» не является самоназванием. Исследователи сходятся во мнении, что это название было дано им другими народами и означало «собака», что дает основание предположить, что это животное было их тотемом. Ногаями мангытов очевидно называли половцы из других кланов. Самоназвание этого народа – мангыты, а их территория обитания – Мангытский улус. Не смотря на единое название и государственное образование, повторилась история Золотой Орды – слияния всех кочевых этнических групп в единую народность не произошло. Образовался непрочный союз из восемнадцати тюркских и монгольских племен, основными из которых были мангыты, найманы, кипчаки и кияты.

В 1577 г. Ногайскую Орду посетил английский путешественник Дженкинсон, отразивший это посещение в своих заметках (документ): «Они распределены на отдельные группы, называющиеся ордами. Каждая орда имеет своего правителя, называющего себя мурзой, которому они повинуются, как королю. Каждый мурза, или король, имел около себя орду, как своих подданных, с их женами, детьми, скотом».

В зимнее время ногаи кочевали в прикаспийских степях, где легче перенести суровые морозы и бескормицу. Эти места считались основной территорией Ногайской Орды. С наступлением весны кочевники поднимались к северу по рекам Волга и Яик до рек Самара и Кинель. Башкиры, обитавшие севернее, платили ногаям дань. Нередко ставленники ногайских владык находились во главе Казанского ханства. Польский историк Матвей Меховской называл этот народ наиболее многочисленным и самым крупным остатком Золотой Орды. Это был весьма грозный противник, даже для Российской державы.

Из всех кочевых народов, входивших в состав Золотой Орды, ногаи более других оставались верны завету Чингисхана «везде кочевать и никогда не делаться оседлыми». На вопрос путешественников, почему они не строят городов, кочевники отвечали, что «башню строит тот, кто труслив». Однако громадное по территории и народонаселению государство, способное выставить до 200 тысяч воинов, с общим числом мужского населения в 350 тысяч человек, было образованием аморфным, раздробленным и отсталым. Следует отметить, что, не смотря на огромный военный потенциал, неизвестно ни одного случая использования всей массы ногайских вооруженных сил.

Путешественник Дженкинсон оставил характеристику образа жизни этого народа (документ): «у ногаев нет ни городов, ни домов, живут они открыто в степях. Когда скот съест всю траву, они перекочуют в другое место. Это народ пастушеский, владеющий множеством скота, составляющим все его богатство. Они едят много мяса, главным образом конину, пьют кумыс». Скот являлся основным богатством народа, пастушество – основным занятием. Ремесла были связаны с переработкой продуктов скотоводства. Ногаи не сеяли и не жали хлеба, многие из них не знали даже его вкуса, а жившие на окраинах и не слышали о нем. Основным мерилом богатства у ногаев был скот: лошади, овцы, верблюды. У мурз число скота доходило до 40 тыс. голов. Скотоводство давало кожу, шерсть, шкуры, войлок, составляло предмет торговли. Ежегодно на Русь из ногайской степи направлялись десятки тысяч голов лошадей и овец. Частично табуны распродавались в Астрахани и Казани, но в основном отправлялись в Москву. Торг с Москвой был настолько выгоден для ногаев, что московское правительство, желая наказать мурз за набеги, запрещало торговать с ними в пограничных городах – Самаре, Царицыне, Саратове. Ногайские посольства везли в Москву жалобы на оскудения из-за запрета на торговлю скотом. Из России в орду везли сукно, панцири, олово, ртуть, шафран, платье, холсты, оружейный припас. Кочевники предпочитали натуральный обмен, деньги не имели широкого хождения, а золото и серебро использовались для украшения. Из Москвы так же шел поток подарков с посольствами не только князю, но и каждому мурзе персонально. Подарки шли за послушание и за государеву службу.

В отличие от Золотой Орды, у ногаев практически не было постоянной резиденции. Единственным ногайским городом был Сарайчик, представлявший собой пустынное незастроенное место в низовьях Яика, где находилась тюрьма и кладбище.

Крайне примитивным был и государственный аппарат. Вся ногайская степь была поделена между мурзами и их ордами на основе вотчинного права. Главой государства был бий (князь), которому помогали избиравшиеся на съезде мурз высшие правительственные чиновники – нурадин (родной брат князя), кековат, тайбуга. В случае смерти князя его приемником становился нурадин. Нурадин практически не подчинялся князю, кековат и тайбуга считали себя в значительной степени независимыми государями.

Все государственные вопросы решались на съезде мурз. Мурзы признавали князя «старшим братом» и клялись подчиняться его приказам, но в тоже время писали в Москву, чтобы на всех мурз смотрели ровно. Часто князья и нурадины жаловались в Москву на своеволие мурз, которые в своих ордах проявляли неограниченную власть. Одним из показательных примеров является жалоба хана Измаила (1555 г.) Ивану IV на своих мурз, уходивших за Волгу в подданство крымского хана. Измаил из года в год просил Ивана IV поставить городки-крепости на волжских переправах, дабы воспрепятствовать этому.

Ногайское общество и государство на протяжении всей своей истории находились на примитивном уровне развития. Удобнее всего определять их государственное и общественное устройство как ранний феодализм с пережитками родоплеменного строя. Основная часть ногаев принадлежала к «черным» людям (кара халик), которые являли собой аналогию полусвободного феодального крестьянина. На «черных людей» были возложены две основные повинности: натуральная и служебная, которые заключались в снабжении мурз и князей всем необходимым. Отсутствие четко выраженной общественной дифференциации способствовало наличию определенной монолитности в низах общества. Помимо «черных людей» существовала еще более низкая категория населения – «кул», нечто вроде крепостных или полупатриархальных рабов. Однако эта категория была невелика и не оказала серьезного влияния на хозяйственную и общественную жизнь. В середине XIV в. Золотая Орда, в том числе и ногаи, приняла в качестве государственной религии ислам. По всей видимости, ногаи исповедовали суннитскую ветвь ислама. Несмотря на бурную предысторию племен и народов, входивших в состав Ногайской Орды, история этого государства оказалась ничем не примечательной и лишенной ярких событий.

В середине XVI в. Русь продолжила свою экспансию на юг и юго-восток, захватила волжский путь и вышла к Каспийскому морю. Ногайская Орда в это время переживала кризис: многочисленные орды не связывала ни экономика, ни этническое единство. Благоприятная ситуация для развала Ногайской Орды сложилась после присоединения к России Среднего и Нижнего Поволжья. Верхам Ногайского государства нужно было определить свое отношение и свое место в отношениях с Россией.

Ногаи сохраняли теснейшие связи с ханами Казани и Астрахани. Эти государства издавна тяготели к Крыму и, следовательно, к Османской империи. Очевидно, что ногаи не могли приветствовать захвата и покорения Казани и Астрахани Россией. В то же время большая часть ногайских мурз понимала, что бороться с таким соседом как Россия бесперспективно. Тем не менее, раскола избежать не удалось. Мурзы, кочевавшие в Заволжских степях во главе с нурадином Измаилом, решили покориться Москве. Оппозицию возглавил князь Юсуф, кочевавший за Яиком. Оппозиция решила перейти к открытой конфронтации. Однако в 1555 г. Юсуф умер и во главе Орды встал Измаил. Уже через три года ногаи, обращаясь к Ивану IV, называли его «государем». Отношения с Россией постепенно пробрели характер вассалитета. В 1557 г. Измаил даже дал московским послам шертную грамоту, что означало признание вассальной зависимости. В самой орде административных изменений не произошло, русские порядки и чиновники в улусах не появились. В Ногайскую Орду по-прежнему шел поток подарков, налаживался товарообмен. Ногайская конница служила русскому князю, а мурзы обещали не оказывать поддержки крымскому хану.

В 50-х гг. XVI в. на территории орды разразился страшный голод, на степь обрушилась засуха, начался падеж скота. Кочевья пришли в запустение и мурзы стали покидать свои территории. Князь Курбский в 1557 г. писал (документ): «Улусы ногайские, прежде многолюдные и богатые, опустели в жестокую зиму 1557 г., скот и люди гибли от несносного голода». Результатом стал распад орды на три части: Большую Ногайскую Орду, кочевавшую между Волгой и Яиком на левобережье Волги; Алтыульский улус – восточнее Яика; Малую Ногайскую Орду – Прикубанье.

После смерти Измаила, княжил его сын Тин-Ахмет (1563-1578 гг.). Он пытался восстановить целостность Ногайской Орды и старался избегать конфликтов с Русью, удерживая от набегов мурз. Тин-Ахмет добился определенных успехов в объединении Орды, чем и воспользовался следующий князь – Урус. Урус прослышал о неудачах России в Ливонской войне и решил открыто выступить против Москвы. С его ведома возобновились ногайские и крымско-ногайские набеги. Урус опирался на Турцию и Крым. В 1578 г. на приеме московского посольства он открыто назвал себя государем ногаев.

Турция с Крымом в конце 60-х начале 70-х гг. XVI в. решили при помощи ногаев восстановить Казанское и Астраханское ханства, ликвидировав самостоятельность России. Москве в это время было не до ногаев, так как она занята в Ливонии. С этого времени кочевая знать открыто переходит на сторону противников Москвы. В 1579-1580 гг. Урус готовит поход на Русь, в связи с поражением русских войск от Стефана Батория.

Однако часть мурз считала, что если начнется война, то в убытке окажутся обе стороны. Единого похода так и не получилось, хотя отдельные орды устраивали набеги: в 1581 г. из улуса мурзы Тинбая ходило в набег до восьми тысяч человек, а всего в набегах участвовало до двадцати пяти тысяч ногаев. Москва же за всю вторую половину XVI в. ни разу не ходила к ногаям войной, ограничиваясь посылкой гарнизонов по Волге до Астрахани и заставами в опасных местах.

Все же набеги на русские окраины были скорее исключением, так как основная часть знати понимала необходимость мирных отношений с Русью. До середины 80-х гг. XVI в. Москва для сдерживания ногайских выступлений использовала казачью вольницу, выступая посредником между казаками и ногаями, якобы для ограждения ногаев от казаков. Под этим предлогом и были построены крепости Самара и Уфа.

Окончательно ногаи подчинились Москве после поражения в 1586 г. под Кош-Яицким городком. В 1600 г. бия уже не избирали мурзы, а посадил на престол астраханский воевода. Однако набеги ногаев на русские окраины продолжались вплоть до 1616 г. Завершило свое существование кочевое государство ногаев с приходом калмыков в первой трети XVII в. С этого времени ногаи исчезают из упоминай в русских источниках.