logo
ПРОГРАММА и МЕТОДИЧКА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

18. Самара и регион на современном этапе

Выдержка из документа: «Стратегический план социально-экономического развития городского округа Самара» (2010 г.)

Основной целью послевоенного периода становится перепрофилирование промышленности при наличии эвакуированных заводов, а также рабочих, для которых созданы минимально необходимые условия для жизни. К 1947 году в область прибывает 100 тысяч фронтовиков.

В основе происходящих перемен лежат положения закона о пятилетнем плане  на 1946 – 1950 годы, которые ориентируют на развитие строительной индустрии и внедрение передовой техники. Постепенно стабилизируется нефтяная, газовая, текстильная, пищевая промышленность. К 1950 году удваивается валовая продукция промышленности. В 1960 году вводятся в действие Куйбышевский металлургический завод и Куйбышевский  завод электромонтажных изделий. В начале 60-х годов строится Аэропорт Курумоч. Куйбышев является городом научно-технических достижений, которые наиболее ярко проявляются в работе мощного аэрокосмического комплекса, где проектировались и выпускались самолеты ТУ 134, 154, ракетоносители. Основу мощного развития составляет по-прежнему высокая транспортная насыщенность региона. В сентябре 1967 года утверждается новый Генеральный план с расчётной численностью населения к 1980 году в 1,2 млн. чел. Эта цифра действительно достигается к 1979 году. К 1986 году Самара достигает максимальной численности населения – 1267 тыс. чел.

Послевоенное время становится для города периодом максимальных темпов социально-экономического развития. Высокими темпами осуществляется жилищное строительство, развиваются предприятия соцкультбыта, вводятся максимальные объёмы жилищного строительства, социальной сферы, строительства дорог. Внедряется комплексная квартальная застройка, и именно в эти годы формируется современный облик Самары. К 1985 году в экономике постепенно нарастают кризисные тенденции. Ухудшается положение в капитальном строительстве, замедляются темпы экономического роста. В 1985 году в стране провозглашен курс на Перестройку, а с 1992 года – курс на приватизацию и на либерализацию цен. Задачи конверсии военного производства наиболее сильно ударяют по Самаре, которая продолжает оставаться военно-промышленным городом.

Экономический кризис, начавшийся в советские годы, продолжается вплоть до 1997 – 1998 годов. Ухудшается демографическая ситуация. Многие знаковые предприятия становятся банкротами: станкостроительный завод, 4 ГПЗ, ЗиМ.  На их площадях организуется торговля, возникают мелкие предприятия по производству товаров потребительского спроса. В то же время сильный импульс получает предпринимательский сектор. Особенностью данного этапа становится активное уничтожение старого уклада в экономике и относительно медленное формирование нового, рыночного уклада. В тоже время, в условиях реформы государственной власти проявляются тенденции к ухудшению состояния инфраструктуры и среды обитания. После 1998 года в Самаре впервые за многие годы отмечается рост объёмов промышленного производства. Вплоть до осени 2008 года наблюдается устойчивый экономический рост, увеличивается численность занятых в экономике. Городу, наконец, удаётся успешно сориентировать промышленность на гражданское производство. В экономической политике весомое место занимает социальная составляющая. Постепенно намечается повышение коэффициента рождаемости, что свидетельствует о повышении качества жизни населения. Тем не менее, затягивание процесса конверсии военно-промышленного комплекса в предыдущий период не позволяет Самаре сохранить лидерские позиции в Поволжье, и после создания в стране системы федеральных округов (2000 год) городу не удаётся получить статус столицы Приволжского Федерального округа.

Начавшийся осенью 2008 года мировой финансово-экономический кризис существенно осложняет социально-экономическое положение города, способствует созданию напряжённой обстановки на рынке труда и ухудшению демографической ситуации. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129, признаёт значение Самарско-Тольяттинской агломерации (далее – СТА) как фактора, способствующего ускоренному социально-экономическому развитию области. СТА является активно формирующейся агломерацией и среди городских агломераций России занимает третье место по численности населения (после Московской и Санкт-Петербургской). В её состав входят города Самара и Тольятти и ряд значительно меньших городов (Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Жигулёвск, Октябрьск, Кинель) и поселений. Уникальность СТА состоит в том, что она представляет собой двухъядерную агломерацию, в которой оба ядра относятся к категории крупнейших городов (с населением более 0,5 млн человек). Сегодня СТА – это полицентрическая линейная агломерация, которая имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему росту и развитию. Продолжающееся сращивание СТА позволит Самаре использовать свободные территории, принадлежащие другим муниципальным образованиям, под жилищное строительство. Дополнительным плюсом станет более рациональное распределение трудовых ресурсов. Развитие агломерации, одним из пунктов которого является совершенствование транспортной сети, будет способствовать решению транспортной проблемы города. Свободные земли смогут быть использованы для строительства социально и экологически значимых объектов (стадионов международного класса, гостиниц, баз отдых, мусороперерабатывающих заводов и т.п.).

Уровень вовлечения Самары в мировую экономику неразрывно связан со степенью открытости города и страны в целом, с характером сформированных у городского округа внешних связей, а также с активностью иностранного капитала, отмечаемой на его территории. Коренные изменения, произошедшие в жизни страны в течение последних двадцати лет, позволили Самаре преобразоваться из закрытого города в открытый. Сегодня Самара становится узнаваемой за рубежом и постепенно приобретает реноме значимого промышленного, историко-культурного и научного центра.

В Западной и Восточной Европе, в Северной Америке и Азии у Самары установлены постоянные дружественные связи с городами-побратимами, в число которых входят Штутгарт (Германия), Стара-Загора (Болгария), Сент-Луис (США, штат Миссури) и Чжэнчжоу (Китай). Партнёрские отношения закреплены с Витебском и Гомелем (Беларусь), Днепропетровском и Феодосией (Украина), Копром (Словения) и Палермо (Италия). На территории Самары аккредитовано Почётное консульство Италии по Самарской области и Республике Татарстан, а также Консульство Республики Словении с консульским округом «Самарская область». В городе действует Альянс Франсез Самара, представляющий связь между Посольством Франции и Самарским регионом. С 2008 года Самара является членом Международной Ассамблеи столиц и крупных городов.

В 2009 году количество действующих на территории города организаций с участием иностранного капитала достигло 286 единиц. Среди крупнейших совместных предприятий фигурируют организации самой различной направленности. Учредителями совместных предприятий, в основном, являются компании Великобритании, США, ФРГ, Франции, Кипра, Белоруссии и Казахстана. Самарские предприятия являются активными участниками рынка международной торговли услугами. Контакты в этой сфере деятельности налажены с фирмами более ста стран мира. За 2009 год внешнеторговый оборот услуг городского округа Самары составил $38,1 млн.

Объём иностранных инвестиций, поступивших из-за рубежа за 2009 год, составил $155,1 млн. Накопленный иностранный капитал в экономике городского округа достиг $1127,2млн. Этот показатель составил 69% от общей суммы долларовых вложений Самарской области, что, однако, меньше уровня прошлого года на 18%. В свою очередь, самарские предприятия за 2009 год инвестировали за рубеж $17,6 млн. (Беларусь, Казахстан, Украина, Кипр, Дания). Накопленный капитал в экономике зарубежных стран, поступивший из городского округа составил $53,1 млн (или 34% от областных инвестиций). Таким образом, в силу имеющихся у Самары конкурентных преимуществ, в настоящее время активно продолжают развиваться её деловые контакты и партнёрское взаимодействие на зарубежном уровне, продолжают укрепляться ранее установленные долгосрочные отношения, а также налаживаться новые внешнеэкономические связи. Постепенно формируется положительный имидж города в целом. Тем не менее, невозможно не отметить наиболее ярких негативных проявлений воздействия мировых экономических тенденций на состояние Самары, выразившихся в последние полтора года в вовлечении городской экономики в сильнейший финансовый кризис.

Также необходимо обратить внимание, что на сегодняшний день в Самаре недостаточно внимания уделяется её продвижению на международном уровне. В первую очередь, городской округ как муниципальное образование крайне редко присутствует на признанных международных площадках. Кроме того, зачастую страдает качество презентационных материалов, демонстрируемых на крупных форумах и выставках, где Самара всё же принимает участие. В связи с этим, преодоление сложившейся ситуации и активное продвижение Самары на международном уровне представляется важной задачей в разрезе дальнейшего эффективного привлечения на территорию города иностранных инвесторов и туристов. Значение Самары для национальной экономики во многом предопределяется местоположением нашего города в границах одного из одиннадцати экономических районов России – Поволжского.

На современном этапе экономический комплекс Поволжья имеет сложную структуру. Несмотря на то, что в ней превалирует промышленность, сельское хозяйство также является одной из основных отраслей народного хозяйства. Материальной основой экономического развития Поволжья служат, в первую очередь, минерально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, сельскохозяйственное сырьё, рыбные богатства Каспия и Волги. Важной предпосылкой является выгодное транспортно-географическое положение района. Вместе с тем, в сырьевом балансе района важная роль принадлежит ввозимым металлам и материалам лесной и деревообрабатывающей промышленности. Характерными чертами промышленного производства района являются тесная связь, кооперирование и комбинирование его отдельных звеньев, особенно в нефтехимии. Поволжье является одним из урбанизированных районов страны и занимает заметное место среди других экономических районов. Так, Поволжью принадлежит первое место по производству синтетических смол и пластмасс, шин для автомобилей, мотоциклов и мотороллеров; второе место – по добыче нефти, включая газовый конденсат, производству стальных труб, строительного кирпича и тканей.

С экономико-географической точки зрения, роль Самары связывается с признанием города ядром самой большой в Поволжском экономическом районе, давно сложившейся Самарской агломерации, образованной городами Самара, Кинель, Новокуйбышевск и Чапаевск, а также с признанием Самары одним из двух центров формирующейся Самарско-Тольяттинской агломерации. Кроме того, роль Самары связывается с признанием города крупным машиностроительным центром общероссийского значения, где находятся важнейшие машиностроительные предприятия, а именно: два подшипниковых завода, заводы автотракторного электрооборудования, координатно-расчётных станков, Средневолжский станкоинструментальный завод.

Производственная структура Самарской агломерации в целом и её отдельных частей признаётся типичной для поволжских узлов и характеризуется сочетанием отраслей, определяющих их специализацию. К числу таких отраслей относятся машиностроение, нефтепереработка, химия, пищевая промышленность и др. Одним из крупнейших нефтехимических узлов Поволжья считается узел, сложившийся в пределах Самарской Луки. Сочетания нефтехимических производств в наиболее законченном виде сложились в Самаре, Новокуйбышевске, Сызрани и Тольятти. Крупными предприятиями нефтепереработки по Самарской агломерации являются Самарский нефтеперерабатывающий завод и Новокуйбышевский нефтехимический комплекс.

В Поволжском экономическом районе переплетаются крупнейшие трубопроводы, идущие из Западной Сибири, с теми, которые проложены из Поволжья в европейскую часть Российской Федерации и Западную Европу. Через Самару проходит крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов «Дружба», а также нефтепровод Самара – Новороссийск.

Самарский металлургический завод, производящий лёгкие сплавы, играет заметную роль в составе металлургической отрасли Поволжья. Стратегическое значение имеет предприятие «ЦСКБ-Прогресс», играющее одну из определяющих ролей в области отечественного ракетостроения. Самара активно взаимодействует с российскими городами. С 1998 года она входит в Ассоциацию городов Поволжья. Кроме того, на основании ранее заключённых соглашений о сотрудничестве городской округ поддерживает постоянные отношения с Волгоградом, Нижним Новгородом, Калининградом, Екатеринбургом, Санкт-Петербургом, Пермью и Астраханью.

В завершение следует отметить, что пребывание Самары в составе одного из наиболее благополучных экономических районов страны способствует высокому уровню «включённости» города в экономическую жизнь страны в целом, позволяет ему активно развивать свои преимущества и создаёт для него дополнительные возможности по успешной реализации собственного экономического потенциала. Положение Самары в региональной экономике определяется, прежде всего, тем, что город является столицей Самарской области – одного из наиболее развитых регионов-доноров России и Приволжского Федерального округа. Ключевую роль в экономике Самарской области играет промышленность, на долю которой приходится, по различным индикаторам, от одной третьей до трёх четвёртых совокупных областных показателей.

В настоящее время промышленный комплекс Самарской области составляют более двух тысяч крупных и средних организаций и около 3,5 тысяч малых. Промышленный комплекс региона занимает лидирующие позиции в России. По общему объёму отгруженных товаров собственного производства промышленных видов деятельности область занимает второе место в Приволжском федеральном округе после Республики Татарстан, в России – шестое место после Тюменской области, Москвы, Свердловской и Московской областей, Республики Татарстан. Самарская область занимает первое место в России по производству важнейших видов промышленной продукции: легковых автомобилей, подшипников качения, синтетического аммиака и линолеума. Тем не менее, негативное влияние мирового финансового кризиса на экономику Самарской области вызвало значительный спад промышленного производства в 2009 году, особенно по традиционной для региона отрасли автомобилестроения.

Самара занимает ведущие позиции в экономике Самарской области и вслед за регионом является промышленно развитым городом. В городском округе проживает более трети областного населения. Здесь сконцентрировано до одной трети основных фондов области и сосредоточено до половины региональных объёмов жилищного строительства. Объём инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям за январь-сентябрь 2009 года составил 20,71 млрд.рублей (или 41,7% в общем объёме инвестиций по Самарской области). По итогам 2009 года инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям достигли уже 37,43 млрд.рублей. Одним из приоритетных направлений в развитии экономики городского округа Самара остаётся внешнеэкономическая деятельность. По объёму внешнеторгового оборота городской округ Самара сохраняет ведущее место как между городами Самарской области, так и среди городов Приволжского Федерального округа.

В городе сконцентрирована большая часть финансово-кредитных учреждений, страховых компаний и других участников рынка. Здесь сосредоточено максимальное число высших учебных заведений, научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских и отраслевых институтов. В завершение следует отметить, что Самара обладает значительным экономическим потенциалом, позволяющим в дальнейшем использовать его для наращивания экономической мощи города. Сложившиеся в Самарской области негативные тенденции по отрасли автомобилестроения способствуют укреплению ведущей, определяющей роли Самары в экономической жизни региона. Наличие у города статуса столицы промышленно развитой области-донора создаёт дополнительные возможности для его успешного социально-экономического развития.