logo search
шпоры по истории Востока

23. Внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава.

Япония к н. нового времени была феодальным государством с широко развитым мелкокрестьянским хозяйством. Появление европейцев в Японии совпало с острой борьбой за создание централизованного феодального государства. К к 16 – н 17 вв на Японских о-вах для этого уже сложились экономические и политические предпосылки. В предшествующие столетия, хотя и медленно, но росли производительные силы, расширялась торговля, развивались города. Не прекращавшиеся крестьянские восстания толкали феодалов к объединению. Усилению централизаторских тенденций способствовала также угроза со стороны европейских колонизаторов. Императорская власть занимала в Японии своеобразное положение. Возникнув еще в период перехода к классовому обществу, династия японских императоров, носивших титул микадо, сохранила в последующие столетия свое официальное положение. Оно освещалось японской религией – синтоизмом. Синтоисты считали, что людей окружают многочисленные духи и боги, олицетворяющие силы природы. Главная роль в синтоистском пантеоне принадлежит богине солнца Аматерасу, согласно преданию пославшей на землю своего сына, потомок которого 11 фев. 600 г до н. э. вступил на императорский престол, основав японскую императорскую династию. Японские императоры считались верховными жрецами синтоистской религии. Они руководили главными синтоистскими храмами. К н. 17 в Иэясу Токугава подчинил своей власти удельных князей всей Японии и принял наследственный титл сегуна – главнокомандующего. С этого времени более 250 лет Япония управлялась династией сегунов Токугава. Сегун стал неограниченным правителем страны. Режим сегуната, окончательно сложившийся при 3-м сегуне, Иэмицу Токугава (1623-51), стал своеобразной формой централизованного феодального государства. В 17 в территория Японии охватывала 3 основных острова – Хонсю, Кюсю, Сикоку – и прилегающие мелкие о-ва. На о-ве Хоккайдо, где японцы вели наступление на коренное население, они занимали в то время лишь южное побережье. К н 17 в население Японии составляло 17 мнл, а к столетия 25 млн. Собственниками земли в токугавской Японии был сегун, феодалы, храмы и монастыри. Примерно ¼ часть земель Японии занимали владения дома Токугава. Остальные земли страны составляли феодальные уделы князей. Около 1/3 земель, принадлежавших Токугава, были держанием непосредственных вассалов сегуна – мелких и средних феодалов. Крестьяне прикреплялись к земле в качестве подданных. Они обрабатывали землю на правах наследственного держания, за что обязаны были вносить своему феодалу высокий натуральный оброк. Барщина существовала лишь в некоторых районах Японии, но серьезного экономического значения не имела. Господствующий феодальный класс был разделен на несколько разрядов. Особую группу – кугэ – составляла придворная знать императорской столицы Киото. Формально кугэ занимала самое привилегированное положение, но своих земельных владений не имели (получали содержание от сегуна). Представители военного дворянства принадлежали к «военным домам», образуя сословие самураев. Его верхушку составляли владетельные князья – дайме. Ими считались те феодалы, земли которых приносили им доход более 1,5 т риса. Часть дайме – фудай дайме – были союзниками дома Токугава еще до образования сегуната. Другую часть дайме – тодзама дайме – составляли владетельные князья, в прошлом боровшиеся против Токугава. С утверждением сегуната они находились под неослабленным контролем правительства Токугава. Но в управлении делами своих княжеств тодзама дайме сохранили самостоятельность. К следующей прослойке дайме самурайства относились хатамото – владетельные феодалы, земли которых давали менее 10 тыс. коку риса. Они были непосредственными вассалами Токугава. Они ведали взиманием налогов, контролировали выполнение повинностей и осуществляли надзор за населением во владениях сегуна. Основную массу самурайства составляли дружинники сегуна, дайме и хатамото. Большинство самураев не имели земли, получая от своего сюзерена жалование. Самураи воспитывались в кастовом духе. Их поведение регламентировалось особым кодексом самурайской чести – бусидо, запрещавшим им заниматься чем-либо, кроме военного дела. Материальное положение низшего слоя самурайства при Токугава сильно ухудшилось. В связи с прекращением внутренних феодальных усобиц война перестала быть постоянным явлением. Князья больше не нуждались в многочисленных дружинах самураев. Сегун, князья, самураи жили за счет жесточайшей эксплуатации крестьянства. Основной задачей Токугавского сегуната было сохранение и расширение феодальной эксплуатации крестьянства. Экономическое принуждение, вытекавшее из феодальной собственности на землю, дополнялось самыми изощренными формами внеэкономического принуждения. Путем сложной системы административно-полицейских регламентаций токугавские власти постоянно вмешивались в быт и хозяйство крестьянской семьи. Обрекая крестьян на нищенское, полуголодное существование, режим Токугава стремился убить в них всякую волю к сопротивлению. Все это приводило к массовому разорению, голодовкам, нищете японского крестьянства. Крестьянам приходилось обращаться к ростовщикам и в конце становиться их неоплатными должниками. Торгово-ростовщический капитал проникал в японскую деревню, усугубляя феодальную эксплуатацию крестьянства. Внешняя политика Токугавский сегунат утвердился в тот период, когда в Японию началось проникновение европейцев. В 30-х гг 17 в правительство сегуна Иэмицу Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке европейцев из страны и запрещении христианства. Под угрозой смерти японцам запрещалось покидать страну. Политика самоизоляции и «закрытия» страны была вызвана желанием предотвратить возможное вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми феодальные порядки. Сегун и феодалы опасались, что установление связей с Европой может ослабить господствующий режим. Политика закрытия страны окончательно сложилась после крестьянского восстания 1637 г в Симабара, когда антифеодальное выступление крестьян развернулось под флагом христианства, принесенного в Южную Японию католическими миссионерами. После «закрытия» страны прекратились торговые связи Японии с Европой. Политика самоизоляции не могла полностью и абсолютно отрезать Японию от внешнего мира. Существовала связь с голландцами и некоторое общение с соседними странами Азии. Китайским купцам пришлось периодически приезжать в гавань Нагасаки и вести там торговлю.