logo search
Россия ответы

Восточные славяне в 6-8 веках

В этот период происходит великое рас-селение народов, вторжение Гуннов. Но в конце 5 века, Гунны исчезают, после этого начинается цепочка заселения славян, что письменно и археологически зарегистриро-вано. К середине 6 века закрепились во вла-дениях Византии. Славяне заселяют ¾ бал-канского полуострова, расселяются на восток и через пару сотен лет это уже сложное общество. Для 6-13 веков источники в основ-ном Византийские. В 13 веке появляются Арабские. В 9 веке сообщения Византии о походах Русских дружин. ПВЛ дает относи-тельно скудную информацию. Археологи считают, что в 6 веке на территории от Эльбы до Днепра и от Балтийского моря до Дуная существовала единая Пражская культура (до 7 в.) и обнаруживает, преемственность со средневековыми славянами, следовательно, Пролесскя культура является славянской. Внутри Пражской культуры выделяется несколько. Седов выделяет три группировки: 1. от Эльбы до Полесья – потомки Пшевор-ской культуры. Наземные избы и захоронения в кургане. 2. центральная и северная Польша. Наземные дома, но после сожжения трупа прах рассеивали. 3. от Днепра и до Дуная – полуземлянки. Труп сжигали и закапывали в ямки без кургана, есть и трупоположение. Но в 5-8 веке они расселяются. Первая группа мигрировала в верхнее Поднепровье. Вторая на северо-запад Руси, взаимодействуя с Балтами образуются кривичи. А в 8 веке они доходят до Ладожского и Онежского озера и взаимодействуя с финоугорскими племенами образовались славянские племена. Третья, по бассейну Дуная, через Днестр на верховье Дона.

К исходу 8 века складывается единая картина славян. По мнению Рыбакова первое название самоназвания славян было Венеды, как пишут античные авторы, а термин славяне – это составной термин. Когда кто-то уходил, он называл себя «слом» (послом) венедов. К 8 веку картина устоявшаяся и можно выделить несколько групп, которые совпадают с лето-писью. Всего их четыре: 1 лесная зона Днеп-ровского правобережья (поляне, древляне, дреговичи, бужане, волыняне). 2. южная лесостепь – уличи (до конца 9 века), тиверцы, хорваты. 3. юго-восток – северяне (Чернигов), вятичи (Ока) и радимичи (Брянск). 4. север – кривичи и славяне.

Хозяйство и общественный строй: Се-дов (Балты, Псков, Москва), Тимощук (изу-чение правобережного Днепра). Тимощук выделяет два основных этапа: с VI – VII века; VIII – IX. Седов рассматривает единый пери-од VI – IX век. По мнению Тимощука, для первого этапа характерна гнездовая система между поселениями не более двух километ-ров. Каждое гнездо – до 70 квадратных кило-метров. Поселения не укрепленные. Жилища – полуземлянки(от 2Х2, до 5Х6), следова-тельно на такой площади могла проживать только малая семья. Хозяйственные построй-ки по близости отсутствуют, они общие для всего поселка. Погребальный обряд – трупо-сожжение без курганов, инвентарь намного беднее Черняховского, орудия труда связаны с ручным земледелием. По Тимощуку, здесь присутствовала подсечно-огневая система, из-за этого между гнездами было большое расстояние. По Седову, в это время уже переложная система земледелия. Основой сельского хозяйства: просо, ячмень, пшеница твердых сортов. Скот находился на свобод-ном выпасе. До 36% костей – кости диких животных. Ремесло не очень развито, следов внешней торговли нет. Имущественной дифференциации по жилищам и погребениям нет. Проблема перенаселения снимается переселением на неосвоенные территории. Этим объясняется быстрое расселение славян по восточной Европе (из-за подсечно-огневого земледелия). Все функции выпол-нялись общиной, власть старейшины. В VIII – IX веках, по мнению Тимощука, происходит революционный скачок. В археологии славян проявляются предметы, свидетельствующие о паровой системе земледелия (железные наральники), фиксируются помещения для скота, что давало удобрения. Главной культурой становится рож. Такая система повышает среднюю урожайность, не требует перемещения с места на место, следовательно растет население. Растет роль животноводства (количество костей диких животных – 10%). Найдены приспособления для производства молочной продукции, то есть увеличен прибавочный продукт, возникает специа-лизация ремесла. Появляются крупные ре-месленные поселения, продукции которой больше, чем нужно общине, следовательно зачатки товаров производства. Наблюдается распространение кладов из арабских монет, это говорит о внешней торговле. Видимо торговля осуществлялась племенной верхуш-кой. Поселения были распространены равно-мерно, не так близко как раньше. На смену общинной собственности на землю приходит семейная. Внутри самой есть коллективизм. Строятся укрепленные центры, возле которых появляется обособленные языческие святилища. Внутри больших патриархальных семей – процесс выделения малых семей и индивидуальных хозяйств, но патриархальная семья по прежнему хозяйственная единиц на уровне больших патриархальных семей – соседские отношения (соседско-большесемейный период по Тимощуку). В центре концентрируется знать, осуществля-ется переход к курганным захоронениям. Инвентарь в них по-прежнему беден, боль-шой имущественной дифференциации нет (знать принимала участие трудовой деятель-ности). Один из факторов разложения родоп-леменных отношений – появление областных укрепленных центров. Процесс подчинения одних общин другими. В результате проис-ходит процесс активного накопления предпо-сылок для перехода к классовому образова-нию (предклассовая стадия). Седов: с VIII века происходит переход к территориальной общине, состояла из малых семей. Греков: существуют города, возникает частная зе-мельная собственность, следовательно, VII – VIII века- раннефеодальные отношения. И.Я. Фроянов: славянские поселения в VIII – IX веках оставались родовыми. Б.А. Рыбаков занимался активно этим периодом: к VIII веку складывается соседская община, которая носит название «мир» или «вервь». Восточ-нославянское общество организованно по десятичному принципу, так как война зани-мала важное место. Вервь – группа неболь-ших поселений, дающих 100 воинов, 1000 – соответствует племени, в центре которого город (правит которым тысяцкий). Несколько племен – тьма, во главе которой князь. Термин «военная демократия» широко употребляется. По Свердлову, данный период у славян – военная демократия. Основная масса жителей – общинники, глава семей (мужи). Они участвуют в народном собрании и в войске. Главам семей подчиняются младшие члены семьи. Княжеская власть становится наслед-ственной. Вокруг них – дружина. В результате грабительских походов дружинники становятся привилегированным слоем. Выделяется племенная аристократия. Обогащение за счет походов, даней с подчиненных племен, добровольных подно-шений от общины. К этому времени относятся сведения арабских источников. Они говорят о трех группах руссов: куябы; славы; арсания.