Методические рекомендации к сюжетно-ролевой игре «Путешествие по Крыму»
Приступая к игре желательно приобрести карту Крыма или смоделировать ее самостоятельно вместе с детьми (на лист ватмана нанести контур полуострова Крым, который омывается двумя морями: Черным и Азовским. В северной и центральной части он равнинный, а ближе к югу появляются невысокие горы (предгорье), которые постепенно переходят высокие горы. За горами вдоль моря тянется узкая полоска земли - Южный берег Крыма). На карте эти природные зоны можно представить в цвете: степная - желтая, предгорная - зеленая, горная - коричневая. По мере узнавания городов, населенных пунктов, рек, гор, достопримечательностей дети самостоятельно будут наносить названия в виде условных обозначений, которые тоже можно заранее обговорить с детьми. При изучении раздела «Природа Крыма» на карте можно сделать прорези, в которые дети будут вставлять силуэты животных, характерных для той или иной части Крыма, фишки для обозначения городов и населенных пунктов, картинки с изображением растений (виноград, пшеница, персики, яблоки и т.д), характерных для разных природных зон Крыма. При знакомстве с Крымским лесом, дети могут наносить на карту заповедные территории, животных и растений, занесенных в Красную Книгу, разрабатывать экологические знаки. По мере изучения раздела «Природа Крыма» можно разрабатывать с детьми маршруты экологических троп, зарисовывать объекты природы, вести иллюстрированные альбомы «Флора и Фауна Крыма», «Лекарственные растения Крыма», «Морские обитатели», «Страницы Красной Книги», «Опасные растения и животные Крыма», «Крымский лес», «Горы Крыма», «Заповедники Крыма», составлять коллекции морских камней, гербарии, вести букварик юного краеведа, эколога и т.п.
При изучении раздела «Я-крымчанин» можно заучивать стихи о Крыме, о родном городе, знакомить с достопримечательностями, святыми местами.
При изучении раздела «Люди Крыма», можно в прорези вставлять фигурки людей разных национальностей, населяющих ту или иную часть Крыма. Кроме того, можно знакомить детей с людьми, прославившими Крым, составляя вместе с детьми примерный перечень имен. А также приобщать детей к праздникам народов Крыма (вести календарик памятных дат, знакомя с христианскими, мусульманскими, иудейскими и т.п праздниками).
При изучении раздела «Культурное наследие», можно в прорези вставлять (с помощью условных обозначений) промыслы, характерные для разных населенных пунктов Крымского полуострова. Знакомить детей с трудом людей, их профессиями. В содержание этого раздела может входить работа по ознакомлению дошкольников с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством. Можно использовать сюжетно-ролевую игру «Керамический завод», разработанную Е.Л. Трусовой. Работа по ознакомлению с народными промыслами можно организовать как кружковую работу или самостоятельно-художественную деятельность, что позволит привить детям некоторые умения и навыки. Работы, выполненные детьми можно использовать для украшения группы, как подарки, атрибуты для игры и т.п
В предварительную работу входит рассматривание иллюстраций, путеводителей, картин, пейзажей, портретов выдающихся людей, населяющих Крым, знакомство с промыслами, репродукциями музеев, открыток с видами, достопримечательностей Крыма и т.п
Роли данной сюжетно-ролевой игры и содержание действий представлены в таблице 1. При большом количестве желающих принять участие в игре, можно расширить сюжет, дополнив его сюжетно-ролевыми играми: «Кафе», где питаются туристы; «Гостиница», где проживают туристы; «Театр», «Музей», которые посещают туристы; ролями: бабушкой с корзиной фруктов вдоль маршрута автобуса, продавцами сувениров, экскурсоводами и т.п. При знакомстве с профессиями, вплетать в основной сюжет сюжетно-ролевые игры «Рыболовецкий флот», «Морской завод», «Военно-морской флот», «Лесное хозяйство», «Керамический завод», «Виноградари» и т.д. (тематические планы таких игр представлены в Приложении)
- Введение
- Методические рекомендации к сюжетно-ролевой игре «Путешествие по Крыму»
- Тематический план воспитательно-образовательной работы
- Беседа «Самое синее в мире - Черное море мое» (материал беседы представлен в Приложении 2.)
- Составление иллюстрированного альбома «Лекарственные растения Крыма»
- Дидактическая игра «с какого дерева листочек?»
- Составление словарика в картинках «Лютики-цветочки у меня в садочке» (Растения)
- Деревья Крыма
- Занятие «Береги родную природу»
- Создание экологической тропы на территории дошкольного учреждения (высадка можжевельника высокого, сосны крымской и т.П)
- Разучивание стихотворения Инны Козеевой
- Игра- путешествие по карте Крыма
- Рубрика: Букварь Юного Краеведа
- Рубрика: Знаешь ли ты?
- Игра - викторина «Знаете ли вы Крым?» ( вопросы викторины в приложении 9)
- Рассматривание открыток с видами Симферополя, иллюстрированных альбомов о достопримечательностях города
- Путешествие 2. Севастополь- город -герой
- Рассказ экскурсовода «Рождение Севастополя и его границ» (Приложение 11)
- Рассказ легенды «Город славы народной» (Приложение 12)
- Разучивание стихотворения л. Огурцовой «Севастополь»
- Севастополь
- Рассказ экскурсовода Окрестности Бахчисарая. Пещерные города (Приложение 20)
- Рассказывание легенд о Крыме (приложение 23)
- Раздел ііі. Люди крыма
- Беседа «Крым многоликий» (приложение 24)
- Разучивание стихотворения а. Глушко «Словарик Дружбы»
- Словарик Дружбы
- У нас в гостях наши знаменитые бабушки и дедушки:
- Чтение стихотворения л Фисейской «Маленькая страна»
- Маленькая страна
- Разучивание стихотворения л. Огурцовой «Гимн моей земле»
- Гимн моей земле
- Художественно-творческая деятельность: креативная линия Музыкальное развитие
- Организация кружковой работы по ознакомлению с народными промыслами
- Художественно- творческая деятельность
- Материал для беседы «Самое синее в мире – Черное море мое» (с рассматриванием иллюстраций)
- Викторина о море
- Природные памятники
- Рассказывание легенд о наиболее известных крымских горах
- Гора Демерджи («Кузнец- гора»)
- Пещера Бинбаш- коба ( «Тысячеголовая»)
- Скалы- близнецы
- Приложение 6 «королевская свита»
- Приложение 7 Волшебный сад Тавриды (Никитский ботанический сад)
- Рассказ экскурсовода о Симферополе- столице Крыма
- Приложение11 Рассказ экскурсовода «Возникновение Севастополя и его границ»
- «Город славы народной»
- Окрестности севастополя инкерман - «пещерная крепость»
- Балаклава
- Музеи под открытым небом Крепость Чембало
- Мыс фиолент свято-георгиевский монастырь
- Приложение 13
- Площадь нахимова
- Севастопольский аквариум
- Проспект нахимова
- Театр им. А.В луначарского
- Дворец детского и юношеского творчества
- Улица большая морская
- Матросский клуб (театр им. Б.А.Лавренева)
- Артиллерийская бухта
- Камышовая бухта
- Малахов курган
- Приложение 14 стихотворения о севастополе
- Мой город
- Непобедимый
- Севастополь
- Близкий и родной
- Сапун – гора
- Достойный поклонения
- В сердце моём
- Ты мой, Нахимовский район!
- Самый лучший
- Севастополь – чудный город мой
- Овеянный славой
- Прекрасный и родной
- Волнами омытый Белокаменный город над морем!
- Память о былом
- Красотой любуюсь
- Казарский, Ушаков, Нахимов
- Балаклава
- Вопросы к игре « Самый умный «Город – герой - Севастополь»
- Бахчисарай
- Легенда о происхождении Бахчисарая
- Приложение 20 Фонтан слез (Бахчисарайский фонтан)
- Рассказ экскурсовода о юбк
- Приложение 22 Чтение рассказов о юбк
- Приложение 23 Рассказывание Крымских легенд Учан-Су (с тюркского « учансув»- водопад)
- Кизил - шайтанова ягода
- Серебряный олень
- Легенда об источнике под Ай- Петри ( «Ванна молодости»)
- Материал для беседы «Крым многоликий»
- Народные игры