logo search
Игротека воспитателя детского сада

Методические рекомендации к сюжетно-ролевой игре «Путешествие по Крыму»

Приступая к игре желательно приобрести карту Крыма или смоделировать ее самостоятельно вместе с детьми (на лист ватмана нанести контур полуострова Крым, который омывается двумя морями: Черным и Азовским. В северной и центральной части он равнинный, а ближе к югу появляются невысокие горы (предгорье), которые постепенно переходят высокие горы. За горами вдоль моря тянется узкая полоска земли - Южный берег Крыма). На карте эти природные зоны можно представить в цвете: степная - желтая, предгорная - зеленая, горная - коричневая. По мере узнавания городов, населенных пунктов, рек, гор, достопримечательностей дети самостоятельно будут наносить названия в виде условных обозначений, которые тоже можно заранее обговорить с детьми. При изучении раздела «Природа Крыма» на карте можно сделать прорези, в которые дети будут вставлять силуэты животных, характерных для той или иной части Крыма, фишки для обозначения городов и населенных пунктов, картинки с изображением растений (виноград, пшеница, персики, яблоки и т.д), характерных для разных природных зон Крыма. При знакомстве с Крымским лесом, дети могут наносить на карту заповедные территории, животных и растений, занесенных в Красную Книгу, разрабатывать экологические знаки. По мере изучения раздела «Природа Крыма» можно разрабатывать с детьми маршруты экологических троп, зарисовывать объекты природы, вести иллюстрированные альбомы «Флора и Фауна Крыма», «Лекарственные растения Крыма», «Морские обитатели», «Страницы Красной Книги», «Опасные растения и животные Крыма», «Крымский лес», «Горы Крыма», «Заповедники Крыма», составлять коллекции морских камней, гербарии, вести букварик юного краеведа, эколога и т.п.

При изучении раздела «Я-крымчанин» можно заучивать стихи о Крыме, о родном городе, знакомить с достопримечательностями, святыми местами.

При изучении раздела «Люди Крыма», можно в прорези вставлять фигурки людей разных национальностей, населяющих ту или иную часть Крыма. Кроме того, можно знакомить детей с людьми, прославившими Крым, составляя вместе с детьми примерный перечень имен. А также приобщать детей к праздникам народов Крыма (вести календарик памятных дат, знакомя с христианскими, мусульманскими, иудейскими и т.п праздниками).

При изучении раздела «Культурное наследие», можно в прорези вставлять (с помощью условных обозначений) промыслы, характерные для разных населенных пунктов Крымского полуострова. Знакомить детей с трудом людей, их профессиями. В содержание этого раздела может входить работа по ознакомлению дошкольников с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством. Можно использовать сюжетно-ролевую игру «Керамический завод», разработанную Е.Л. Трусовой. Работа по ознакомлению с народными промыслами можно организовать как кружковую работу или самостоятельно-художественную деятельность, что позволит привить детям некоторые умения и навыки. Работы, выполненные детьми можно использовать для украшения группы, как подарки, атрибуты для игры и т.п

В предварительную работу входит рассматривание иллюстраций, путеводителей, картин, пейзажей, портретов выдающихся людей, населяющих Крым, знакомство с промыслами, репродукциями музеев, открыток с видами, достопримечательностей Крыма и т.п

Роли данной сюжетно-ролевой игры и содержание действий представлены в таблице 1. При большом количестве желающих принять участие в игре, можно расширить сюжет, дополнив его сюжетно-ролевыми играми: «Кафе», где питаются туристы; «Гостиница», где проживают туристы; «Театр», «Музей», которые посещают туристы; ролями: бабушкой с корзиной фруктов вдоль маршрута автобуса, продавцами сувениров, экскурсоводами и т.п. При знакомстве с профессиями, вплетать в основной сюжет сюжетно-ролевые игры «Рыболовецкий флот», «Морской завод», «Военно-морской флот», «Лесное хозяйство», «Керамический завод», «Виноградари» и т.д. (тематические планы таких игр представлены в Приложении)