logo
Игротека воспитателя детского сада

Материал для беседы «Крым многоликий»

Армяне. Первые связи армян с Крымом известны со времен царя Тиграна Великого и Митридата Понтийского. Это II— / века до н. э. Позднее, в VVI веках н. э. византийские императоры армянского происхождения размещали военные армянские отряды на дальних окраинах своей империи, в том числе и в Крыму.

В XI веке после вторжения в Армению турок-сельджуков в Крым эмигрируют армяне на постоянное жительство. Они, в основном, расселяются в горном юго-восточном Крыму: в Кафе (Феодосии), Судаке, а позднее в основанном крымскими татарами городе Кырым (Старый Крым).

Армянских купцов привлекало море, возможности прибыльной торговли, да и армяне-ремесленники находили здесь хороший сбыт своих товаров.

Трудолюбивые и уживчивые, армяне быстро приноравливались к чужим обычаям, налаживали дружбу со всеми соседями, поэтому число их поселений быстро разрасталось. Они способство­вали расцвету и развитию Кафы. Их вклад в казну города был во много раз больше, чем налоги других национальных общин, да и население этого приморского города в то время на 2/3 состояло из армян. Но при захвате Крыма турками в 1475 году часть крымских армян погибла, часть силой была увезена в Стамбул. И все-таки оставшиеся в живых не покинули пределы Крыма.

А после присоединения Крыма к России царское правительство предоставило армянам льготы в виде освобождения от налогов и службы в армии на 10 лет, а также возможность получения удобных земель.

Как и другие народы Крыма, армяне настрадались и в годы войны, и в годы депортации. Но народ не постарел душой. Он молод и прекрасен.

Ассирийцы. Этих людей с характерными восточными лицами можно увидеть по воскресеньям в православных церквах Тбилиси и Еревана, Москвы и Санкт-Петербурга, Киева и Симферополя. Они крестят своих детей либо приходят поодиночке, чтобы просто поставить свечу перед иконой и помолиться богу. Это ассирийцы, прямые потомки первых христиан Востока, чье происхождение, в свою очередь, восходит к древним ассиро-вавилонянам и арамеям. Ассирия в древности была величайшим государ­ством со столицей Ниневией (это на севере современного государства Ирак). В 605 году до нашей эры Ассирия как великая держава пала под ударами соседних могучих армий. Но народ не погиб, а выстоял в неравной борьбе. И хотя ассирийцы в течение 26 столетий живут без единого государства, рассеянные по всему свету, но берегут свой язык, обычаи и культуру. Добрая, ласковая наша земля -Таврида. Издавна привечала она гонимых и преследуемых, давала им кров и пищу. Так, в начале нашего века бежали от турок-османов в Крым ассирийцы, пытавшиеся создать на территории своей прародины в Междуречье Тигра и Евфрата независимое христианское государство. Но страшной кровью поплатились они за свое свободолюбие и инакомыслие. А спасшиеся обратили свои взоры к России. Здесь, на Кавказе и в Крыму, их радушно встретили, помогли обустроиться, встать на ноги и растить детей. Но ассирийцы, или айсоры, в годы революции, гражданской войны и в период репрессий пережили много горн и страданий. Этот маленький народ с большой историей насчитывает в странах СНГ около человек, а в Крыму - всего несколько сотен.

Болгары. В 1773-7774 годах русская армия разбила турецкие войска в Болгарии.Полководец П. А. Румянцев-Задунайский вынудил турок после заключения Кючук-Кайнарджийского мира покинуть маленькую свободолюбивую страну. Но раздосадованные янычары, отступая, бросились убивать и грабить болгарское мирное население. Отчаявшиеся люди обратились за помощью к русскому полководцу, и им позволили перейти границы России и селиться на ее южных окраинах..Так в конце XVIII - начале XIX века появились в Крыму предки тех, кого мы называем крымским болгарами, хотя на нашем полуострове еще с IV века известны так называемые протоболгары, или праболгары. По-гречески «про-то» - первый (приставка «пра» придает русским словам значение первичности). Крымские болгары получили в Тавриде по 50 десятин земли на каждого члена семьи. На 10 лет их освободили от службы в армии и от налогов.Первые колонии болгар и греков появились под Симферополем, в Балта-Чокраке (нынешний район Заводское), в Старом Крыму, в Евпатории.

Греки. Эллада - так называли древние греки свою родину, располагавшуюся на территории современной Греции, а себя они гордо именовали эллинами. И было им чем гордиться: страна высокой культуры, талантливых поэтов и драматургов, архитекторов и скульпторов, спортсменов и мореплавателей оставила глубочайший след в развитии всей Европы. Но так как в Древней Греции земля пере­давалась по наследству целиком только одному сыну, то многие свободные граждане этой рабовладельческой республики оказывались нищими и вынуждены были искать новые средства к существованию. Их выручало море, которое не только кормило рыбой и посылало добычу в виде чужеземных кораблей, но иногда направляло их быстроходные ладьи к чужим берегам, где вчерашние пираты и мореходы становились добропорядочными виноградарями и гончарами... И когда древние эллины были уже недалеко от берегов Тавриды, вдруг начался сильный шторм, и мореплаватели в большинстве своем погибли. А те, что чудом спаслись и вернулись в Элладу, с восторгом рассказывали внукам и правнукам о далекой прекрасной земле, где горы покрыты прохладными лесами, а их вершины плоски и удобны для выпаса скота, где в горных речках полно воды и рыбы, где морские берега изрезаны уютными бухточками, но к ним не добраться, ибо грозен Понт Эвксинский - Негостеприимное море - и не пускает на свои берега чужеземцев.Но пройдут века, и опять эллины поплывут к берегам Тавриды через Средиземное море, где финикийцы не дадут им высадиться на захваченных ими землях. Затем через Геллеспонт, со страхом, держась поближе к берегам, вплывут они в Понт Эвксинский. И распахнет им навстречу объятия прекрасная маленькая страна.И всем сердцем полюбят ее греки и будут считать своей второй матерью. Построят они здесь свои города-полисы: Пантикапей, Феодосию, Керкинитиду, Херсонес и Тиритаку.

Караимы Караимы буквально «читающие люди», люди Писания. До появления слова «караим» этот народ называли «бене микра» «сыны Священного Писания».Происходят они от смешения древнейшего населения Крыма тавров, киммерийцев, алано-сарматов- с тюркскими племенами хазар, гуннов, возможно и половцев, так как отмечено поразительное сходство в языках караимов и этих степных кочевников. В религии караимы-последователи Ветхого Завета. Кроме того, в их религии есть элементы ислама, а также верований языческих предков поклонение культу Солнца и священных деревьев (например, дубу). Караимский храм называется кенаса. Джуфт-Кале (Чуфут-Кале) был главным центром караимов Крыма. Еще в XIX веке его население состояло почти исключительно из караимов. В 1731 году здесь, в Джуфт-Кале, возникла первая в Крыму типография. В XIX веке центр духовной жизни караимов переместился в Евпаторию. В прошлом караимы занимались земледелием, садоводством, ремеслами, торговлей.

Крымчаки

Это немногочисленный народ, сформировавшийся в Крыму на основе обитавших здесь древних тюркских племен. В более поздние времена они смешались с хазарскими, итальянскими, татар­скими и еврейскими народностями, образовав свой самостоятельный этнос, примерно в VI-VIII веках. Крымчаки исповедуют иудейскую религию. Язык их близок к крымскотатарскому, караимскому, турецкому, кумыкскому. До нашего времени дошел древний крымчакский молитвенник с датой - 847 год. Это рукопись на специально выделанной телячьей коже с одной сохранившейся деревянной крышкой. Молитвенник этот -уникальный памятник истории и хранится в музее Санкт-Петербурга.

Крымчаки обычно селились компактными группами в Карасубазаре, Кафена Мангуп-Кале, в Эски-Кырыме (Старом Крыму), Бахчисарае.

Основные занятия крымчаков с давних времен-садоводство, ремесла, торговля, огородничество. Издавна крымчаки шили прекрасную обувь, славились как мастера-шапочники.

Немногочисленный народ страшно пострадал в годы Великой Отечеств - Феодосия вместе с русскими, евреями, украинцами. Но этот народ, насчитывающий сейчас всего несколько сотен, в наши дни возрождает свою культуру, обычаи, обряды.

Русские

Никто не назовет точную дату появления первого русича в Крыму. Может быть, это был землепроходец, путешественник, посланник Киевского князя или несчастный пленник?.. Но есть первые факты — из раннего средневековья: киевский князь Игорь и Византия, хозяйничавшая тогда в Крыму, в 944 году заключили договор, по которому русский князь обязывался не претендовать на «Корсунъскую страну». Так в Киевской Руси называли Херсонес Таврический (располагался в черте нынешнего Севастополя). А в X веке русичи прочно утвердились на востоке Крыма и на Тамани, где образовали Тмута-раканское княжество.

В 988 году русская дружина во главе с князем Владимиром осадила Херсонес и вступила в него. Здесь князь и его дружинники приняли так называемое «малое крещение», а затем крестили киевлян и Русь («большое крещение»). Известно, что в этом же городе Херсонесе существовал русский квартал, где жили в основном славяне. Об этом свидетельствует найденный здесь русский напрестольный крест с изображением святых Бориса и Глеба.

Персидский писатель Ибн-ал-Биби расска­зывает, что когда турки-сельджуки появились у берегов Солдайи (Судака), на помощь его жителям пришли русичи и кыпчаки (половцы). В Солдайе проживали русские купцы, ремесленники, о чем свидетельствуют найденные при раскопках два русских пряслица и пра­вославный крест. В Солхате (Старом Крыму) среди аланов и кыпчаков прекрасно уживались и русичи. Имеются точные данные о том, что в Кафе (Феодосии) существовала русская церковь - значит, здесь постоянно проживали православные прихожане русичи.

После присоединения Крыма к России (1783 г.) здесь поселяется много русских: это и уволенные в отставку солдаты, осевшие в Тав­риде, и государственные крестьяне, купцы, ремесленники, потянувшиеся к богатому и красивому краю, и крепостные - собственность новых таврических землевладельцев.

Украинцы В истории Украины особое значение имели взаимоотношения с соседним Крымом. Но дру­жественным и торговым связям часто мешала султанская Турция. Захватив в ХУ веке Крым, турки постоянно нападали отсюда на украинские и русские земли, сжигали города и села, старых и малых уничтожали, а взрослое население угоня­ли в рабство, в неволю. На невольничьих рынках в Кафе (Феодосии), в Козлове (Гезлеве-Евпатории) и других городах Крыма велась торговля пленными рабами. Опустошительные набеги за­хватчиков были огромной трагедией для украинского народа. Но вольнолюбивый народ Украины не покорялся врагам. Мужественные казаки не только оказывали сопротивление, но и сами совершали вооруженные походы в Крым и Турцию, освобождая своих братьев-невольников.Эта героическая борьба отразилась в исторических песнях и народных думах, исполняемых часто слепыми певцами под аккомпанемент украинского национального инструмента кобзы: «Казак Голота», «Атаман Матяш», «Самойло Кошка», «Бегство трех братьев из города Азова». Герои этих дум - богатыри, похожие на Добрыню Никитича, Алешу Поповича и Илью Муромца. Иногда это исторические личности, например, запорожский кошевой атаман Иван Сирко, который неоднократно организовывал такие походы. Существует предание, что известное письмо турецкому султану Магомету писали казаки из коша (объединенного войска) Ивана Сирко, что и запечатлел в своей прекрасной картине И.Е.Репин.

Приложение 25