Материал для беседы «Крым многоликий»
Армяне. Первые связи армян с Крымом известны со времен царя Тиграна Великого и Митридата Понтийского. Это II— / века до н. э. Позднее, в V—VI веках н. э. византийские императоры армянского происхождения размещали военные армянские отряды на дальних окраинах своей империи, в том числе и в Крыму.
В XI веке после вторжения в Армению турок-сельджуков в Крым эмигрируют армяне на постоянное жительство. Они, в основном, расселяются в горном юго-восточном Крыму: в Кафе (Феодосии), Судаке, а позднее — в основанном крымскими татарами городе Кырым (Старый Крым).
Армянских купцов привлекало море, возможности прибыльной торговли, да и армяне-ремесленники находили здесь хороший сбыт своих товаров.
Трудолюбивые и уживчивые, армяне быстро приноравливались к чужим обычаям, налаживали дружбу со всеми соседями, поэтому число их поселений быстро разрасталось. Они способствовали расцвету и развитию Кафы. Их вклад в казну города был во много раз больше, чем налоги других национальных общин, да и население этого приморского города в то время на 2/3 состояло из армян. Но при захвате Крыма турками в 1475 году часть крымских армян погибла, часть силой была увезена в Стамбул. И все-таки оставшиеся в живых не покинули пределы Крыма.
А после присоединения Крыма к России царское правительство предоставило армянам льготы в виде освобождения от налогов и службы в армии на 10 лет, а также возможность получения удобных земель.
Как и другие народы Крыма, армяне настрадались и в годы войны, и в годы депортации. Но народ не постарел душой. Он молод и прекрасен.
Ассирийцы. Этих людей с характерными восточными лицами можно увидеть по воскресеньям в православных церквах Тбилиси и Еревана, Москвы и Санкт-Петербурга, Киева и Симферополя. Они крестят своих детей либо приходят поодиночке, чтобы просто поставить свечу перед иконой и помолиться богу. Это ассирийцы, прямые потомки первых христиан Востока, чье происхождение, в свою очередь, восходит к древним ассиро-вавилонянам и арамеям. Ассирия в древности была величайшим государством со столицей Ниневией (это на севере современного государства Ирак). В 605 году до нашей эры Ассирия как великая держава пала под ударами соседних могучих армий. Но народ не погиб, а выстоял в неравной борьбе. И хотя ассирийцы в течение 26 столетий живут без единого государства, рассеянные по всему свету, но берегут свой язык, обычаи и культуру. Добрая, ласковая наша земля -Таврида. Издавна привечала она гонимых и преследуемых, давала им кров и пищу. Так, в начале нашего века бежали от турок-османов в Крым ассирийцы, пытавшиеся создать на территории своей прародины в Междуречье Тигра и Евфрата независимое христианское государство. Но страшной кровью поплатились они за свое свободолюбие и инакомыслие. А спасшиеся обратили свои взоры к России. Здесь, на Кавказе и в Крыму, их радушно встретили, помогли обустроиться, встать на ноги и растить детей. Но ассирийцы, или айсоры, в годы революции, гражданской войны и в период репрессий пережили много горн и страданий. Этот маленький народ с большой историей насчитывает в странах СНГ около человек, а в Крыму - всего несколько сотен.
Болгары. В 1773-7774 годах русская армия разбила турецкие войска в Болгарии.Полководец П. А. Румянцев-Задунайский вынудил турок после заключения Кючук-Кайнарджийского мира покинуть маленькую свободолюбивую страну. Но раздосадованные янычары, отступая, бросились убивать и грабить болгарское мирное население. Отчаявшиеся люди обратились за помощью к русскому полководцу, и им позволили перейти границы России и селиться на ее южных окраинах..Так в конце XVIII - начале XIX века появились в Крыму предки тех, кого мы называем крымским болгарами, хотя на нашем полуострове еще с IV века известны так называемые протоболгары, или праболгары. По-гречески «про-то» - первый (приставка «пра» придает русским словам значение первичности). Крымские болгары получили в Тавриде по 50 десятин земли на каждого члена семьи. На 10 лет их освободили от службы в армии и от налогов.Первые колонии болгар и греков появились под Симферополем, в Балта-Чокраке (нынешний район Заводское), в Старом Крыму, в Евпатории.
Греки. Эллада - так называли древние греки свою родину, располагавшуюся на территории современной Греции, а себя они гордо именовали эллинами. И было им чем гордиться: страна высокой культуры, талантливых поэтов и драматургов, архитекторов и скульпторов, спортсменов и мореплавателей оставила глубочайший след в развитии всей Европы. Но так как в Древней Греции земля передавалась по наследству целиком только одному сыну, то многие свободные граждане этой рабовладельческой республики оказывались нищими и вынуждены были искать новые средства к существованию. Их выручало море, которое не только кормило рыбой и посылало добычу в виде чужеземных кораблей, но иногда направляло их быстроходные ладьи к чужим берегам, где вчерашние пираты и мореходы становились добропорядочными виноградарями и гончарами... И когда древние эллины были уже недалеко от берегов Тавриды, вдруг начался сильный шторм, и мореплаватели в большинстве своем погибли. А те, что чудом спаслись и вернулись в Элладу, с восторгом рассказывали внукам и правнукам о далекой прекрасной земле, где горы покрыты прохладными лесами, а их вершины плоски и удобны для выпаса скота, где в горных речках полно воды и рыбы, где морские берега изрезаны уютными бухточками, но к ним не добраться, ибо грозен Понт Эвксинский - Негостеприимное море - и не пускает на свои берега чужеземцев.Но пройдут века, и опять эллины поплывут к берегам Тавриды через Средиземное море, где финикийцы не дадут им высадиться на захваченных ими землях. Затем через Геллеспонт, со страхом, держась поближе к берегам, вплывут они в Понт Эвксинский. И распахнет им навстречу объятия прекрасная маленькая страна.И всем сердцем полюбят ее греки и будут считать своей второй матерью. Построят они здесь свои города-полисы: Пантикапей, Феодосию, Керкинитиду, Херсонес и Тиритаку.
Караимы Караимы буквально «читающие люди», люди Писания. До появления слова «караим» этот народ называли «бене микра» «сыны Священного Писания».Происходят они от смешения древнейшего населения Крыма тавров, киммерийцев, алано-сарматов- с тюркскими племенами хазар, гуннов, возможно и половцев, так как отмечено поразительное сходство в языках караимов и этих степных кочевников. В религии караимы-последователи Ветхого Завета. Кроме того, в их религии есть элементы ислама, а также верований языческих предков поклонение культу Солнца и священных деревьев (например, дубу). Караимский храм называется кенаса. Джуфт-Кале (Чуфут-Кале) был главным центром караимов Крыма. Еще в XIX веке его население состояло почти исключительно из караимов. В 1731 году здесь, в Джуфт-Кале, возникла первая в Крыму типография. В XIX веке центр духовной жизни караимов переместился в Евпаторию. В прошлом караимы занимались земледелием, садоводством, ремеслами, торговлей.
Крымчаки
Это немногочисленный народ, сформировавшийся в Крыму на основе обитавших здесь древних тюркских племен. В более поздние времена они смешались с хазарскими, итальянскими, татарскими и еврейскими народностями, образовав свой самостоятельный этнос, примерно в VI-VIII веках. Крымчаки исповедуют иудейскую религию. Язык их близок к крымскотатарскому, караимскому, турецкому, кумыкскому. До нашего времени дошел древний крымчакский молитвенник с датой - 847 год. Это рукопись на специально выделанной телячьей коже с одной сохранившейся деревянной крышкой. Молитвенник этот -уникальный памятник истории и хранится в музее Санкт-Петербурга.
Крымчаки обычно селились компактными группами в Карасубазаре, Кафена Мангуп-Кале, в Эски-Кырыме (Старом Крыму), Бахчисарае.
Основные занятия крымчаков с давних времен-садоводство, ремесла, торговля, огородничество. Издавна крымчаки шили прекрасную обувь, славились как мастера-шапочники.
Немногочисленный народ страшно пострадал в годы Великой Отечеств - Феодосия вместе с русскими, евреями, украинцами. Но этот народ, насчитывающий сейчас всего несколько сотен, в наши дни возрождает свою культуру, обычаи, обряды.
Русские
Никто не назовет точную дату появления первого русича в Крыму. Может быть, это был землепроходец, путешественник, посланник Киевского князя или несчастный пленник?.. Но есть первые факты — из раннего средневековья: киевский князь Игорь и Византия, хозяйничавшая тогда в Крыму, в 944 году заключили договор, по которому русский князь обязывался не претендовать на «Корсунъскую страну». Так в Киевской Руси называли Херсонес Таврический (располагался в черте нынешнего Севастополя). А в X веке русичи прочно утвердились на востоке Крыма и на Тамани, где образовали Тмута-раканское княжество.
В 988 году русская дружина во главе с князем Владимиром осадила Херсонес и вступила в него. Здесь князь и его дружинники приняли так называемое «малое крещение», а затем крестили киевлян и Русь («большое крещение»). Известно, что в этом же городе Херсонесе существовал русский квартал, где жили в основном славяне. Об этом свидетельствует найденный здесь русский напрестольный крест с изображением святых Бориса и Глеба.
Персидский писатель Ибн-ал-Биби рассказывает, что когда турки-сельджуки появились у берегов Солдайи (Судака), на помощь его жителям пришли русичи и кыпчаки (половцы). В Солдайе проживали русские купцы, ремесленники, о чем свидетельствуют найденные при раскопках два русских пряслица и православный крест. В Солхате (Старом Крыму) среди аланов и кыпчаков прекрасно уживались и русичи. Имеются точные данные о том, что в Кафе (Феодосии) существовала русская церковь - значит, здесь постоянно проживали православные прихожане русичи.
После присоединения Крыма к России (1783 г.) здесь поселяется много русских: это и уволенные в отставку солдаты, осевшие в Тавриде, и государственные крестьяне, купцы, ремесленники, потянувшиеся к богатому и красивому краю, и крепостные - собственность новых таврических землевладельцев.
Украинцы В истории Украины особое значение имели взаимоотношения с соседним Крымом. Но дружественным и торговым связям часто мешала султанская Турция. Захватив в ХУ веке Крым, турки постоянно нападали отсюда на украинские и русские земли, сжигали города и села, старых и малых уничтожали, а взрослое население угоняли в рабство, в неволю. На невольничьих рынках в Кафе (Феодосии), в Козлове (Гезлеве-Евпатории) и других городах Крыма велась торговля пленными рабами. Опустошительные набеги захватчиков были огромной трагедией для украинского народа. Но вольнолюбивый народ Украины не покорялся врагам. Мужественные казаки не только оказывали сопротивление, но и сами совершали вооруженные походы в Крым и Турцию, освобождая своих братьев-невольников.Эта героическая борьба отразилась в исторических песнях и народных думах, исполняемых часто слепыми певцами под аккомпанемент украинского национального инструмента кобзы: «Казак Голота», «Атаман Матяш», «Самойло Кошка», «Бегство трех братьев из города Азова». Герои этих дум - богатыри, похожие на Добрыню Никитича, Алешу Поповича и Илью Муромца. Иногда это исторические личности, например, запорожский кошевой атаман Иван Сирко, который неоднократно организовывал такие походы. Существует предание, что известное письмо турецкому султану Магомету писали казаки из коша (объединенного войска) Ивана Сирко, что и запечатлел в своей прекрасной картине И.Е.Репин.
Приложение 25
- Введение
- Методические рекомендации к сюжетно-ролевой игре «Путешествие по Крыму»
- Тематический план воспитательно-образовательной работы
- Беседа «Самое синее в мире - Черное море мое» (материал беседы представлен в Приложении 2.)
- Составление иллюстрированного альбома «Лекарственные растения Крыма»
- Дидактическая игра «с какого дерева листочек?»
- Составление словарика в картинках «Лютики-цветочки у меня в садочке» (Растения)
- Деревья Крыма
- Занятие «Береги родную природу»
- Создание экологической тропы на территории дошкольного учреждения (высадка можжевельника высокого, сосны крымской и т.П)
- Разучивание стихотворения Инны Козеевой
- Игра- путешествие по карте Крыма
- Рубрика: Букварь Юного Краеведа
- Рубрика: Знаешь ли ты?
- Игра - викторина «Знаете ли вы Крым?» ( вопросы викторины в приложении 9)
- Рассматривание открыток с видами Симферополя, иллюстрированных альбомов о достопримечательностях города
- Путешествие 2. Севастополь- город -герой
- Рассказ экскурсовода «Рождение Севастополя и его границ» (Приложение 11)
- Рассказ легенды «Город славы народной» (Приложение 12)
- Разучивание стихотворения л. Огурцовой «Севастополь»
- Севастополь
- Рассказ экскурсовода Окрестности Бахчисарая. Пещерные города (Приложение 20)
- Рассказывание легенд о Крыме (приложение 23)
- Раздел ііі. Люди крыма
- Беседа «Крым многоликий» (приложение 24)
- Разучивание стихотворения а. Глушко «Словарик Дружбы»
- Словарик Дружбы
- У нас в гостях наши знаменитые бабушки и дедушки:
- Чтение стихотворения л Фисейской «Маленькая страна»
- Маленькая страна
- Разучивание стихотворения л. Огурцовой «Гимн моей земле»
- Гимн моей земле
- Художественно-творческая деятельность: креативная линия Музыкальное развитие
- Организация кружковой работы по ознакомлению с народными промыслами
- Художественно- творческая деятельность
- Материал для беседы «Самое синее в мире – Черное море мое» (с рассматриванием иллюстраций)
- Викторина о море
- Природные памятники
- Рассказывание легенд о наиболее известных крымских горах
- Гора Демерджи («Кузнец- гора»)
- Пещера Бинбаш- коба ( «Тысячеголовая»)
- Скалы- близнецы
- Приложение 6 «королевская свита»
- Приложение 7 Волшебный сад Тавриды (Никитский ботанический сад)
- Рассказ экскурсовода о Симферополе- столице Крыма
- Приложение11 Рассказ экскурсовода «Возникновение Севастополя и его границ»
- «Город славы народной»
- Окрестности севастополя инкерман - «пещерная крепость»
- Балаклава
- Музеи под открытым небом Крепость Чембало
- Мыс фиолент свято-георгиевский монастырь
- Приложение 13
- Площадь нахимова
- Севастопольский аквариум
- Проспект нахимова
- Театр им. А.В луначарского
- Дворец детского и юношеского творчества
- Улица большая морская
- Матросский клуб (театр им. Б.А.Лавренева)
- Артиллерийская бухта
- Камышовая бухта
- Малахов курган
- Приложение 14 стихотворения о севастополе
- Мой город
- Непобедимый
- Севастополь
- Близкий и родной
- Сапун – гора
- Достойный поклонения
- В сердце моём
- Ты мой, Нахимовский район!
- Самый лучший
- Севастополь – чудный город мой
- Овеянный славой
- Прекрасный и родной
- Волнами омытый Белокаменный город над морем!
- Память о былом
- Красотой любуюсь
- Казарский, Ушаков, Нахимов
- Балаклава
- Вопросы к игре « Самый умный «Город – герой - Севастополь»
- Бахчисарай
- Легенда о происхождении Бахчисарая
- Приложение 20 Фонтан слез (Бахчисарайский фонтан)
- Рассказ экскурсовода о юбк
- Приложение 22 Чтение рассказов о юбк
- Приложение 23 Рассказывание Крымских легенд Учан-Су (с тюркского « учансув»- водопад)
- Кизил - шайтанова ягода
- Серебряный олень
- Легенда об источнике под Ай- Петри ( «Ванна молодости»)
- Материал для беседы «Крым многоликий»
- Народные игры