2. Расцвет киевской Руси (конец X— Первая половина XI в.)
После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972—980).Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою. Владимир бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.
При Владимире I (980—1015)все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. В 988г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно
установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину».
Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019).Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья — любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный. Против Святополка I Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать «Святошку Окаянного» из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести. ПриЯрославе Мудром (1019—1054)Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Обезопасил Русь от печенежских набегов, утвердил русские позиции в Прибалтике. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания.
- 1. Первые киевские князья (IX — Середина X в.)
- 2. Расцвет киевской Руси (конец X— Первая половина XI в.)
- 3. Переход к удельной раздробленности (вторая половина XI — начало XII в.)
- 1. Социально-экономическое развитие
- 2. Внутренняя политика. Реформы Ивана IV.
- 2.Политическое развитие.
- 1. Русская культура хiii—XV вв.
- 2. Русская культура XVI в.
- 3. Русская культура XVII в.
- 1. Внешняя политика в 20-е годы
- 2. Внешняя политика в 30-е годы.
- 1. Социально-экономическое развитие.
- 2. Общественно-политическая жизнь страны
- 4. Распад ссср