logo search
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА

Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)

Незнание – непрочно, знание же – бессмертно.

Кто властвует над знанием и незнанием

Тот – другой

Шветашватара упанишада

Санкхья как учение о первопричинах и первоосновах бытия в своем первоначальном виде (т.н. «древняя санкхья») нашла отражение в «средних упанишадах» (Катха, Шветашватара, Майтри). Это было время, когда на рубеже VI-V вв. до н.э. начинался процесс переработки брахманской культуры и были предприняты первые попытки собрать в единое целое всю мудрость ведического знания, созданного в предшествующий период.

Первое упоминание термина «санкхья» (букв. «подсчет», «исчисление», «перечисление») содержится в «Шветашватаре уп-де» (VI. 13.) и связано с йогой. Санкхья рассматривается здесь как познание «высшей причины мира», йога – как способ постижения ее сущности, которая недоступна знанию и открывается лишь тому, кто способен «видеть» истину и приобщиться к абсолюту. Традиция приписывает авторство древней санкхьи полумифическому мудрецу Капиле. В эпический период идеи «древней санкхьи» упанишад получили развитие в Махабхарате, прежде всего во входящем в поэму религиозно-философском трактатах Бхагавадгита (II в. до н. э.) и Манавадхармашастра (II в. до н. э.), где они приобрели этическую направленность.

Классическим текстом санкхьи считается приписываемая Ишваракришне «Санкхья-карика» (VI в. н. э.). Первое определение санкхьи как собственно философской науки было дано еще в Артхашастре, знаменитой «Науке политики» (III в. до н. э.).

САНКХЬЯ, УЧЕНИЕ О ТАТТВАХ И ГУНАХ

Учение санкхьи о первоосновах, первоэлементах (таттвах, сутях) мира так, как оно представлено в упанишадах, материалистично, атеистично и дуалистично. В нем отсутствует идея бога-творца (анишвара санкхья). Санкхья исходит из наличия в мироздании двух объективных самостоятельных первоэлементов, различных и не связанных друг с другом: материи (пракрити), обуславливающей существование и все разнообразие «проявленного» мира, и Духа (пуруши), «верней множества духов, наподобие монад не сообщающихся между собой и отдельно друг от друга втянутых в круговорот материи, из которой каждой монаде предстоит самостоятельно освободиться. Никакой силы, объединяющей монады, санкхья не признает. Эта система отрицает существование Мировой души как творческой силы или как интеграла отдельных монад. Учение о Мировой душе появляется только в «Гите», в которой оно является одной из основных мыслей69. При этом, материя и дух не противопоставляются друг другу, как различные по своей природе (дух - это другая, «более тонкая», материя). Только намного позднее некоторые школы санкхьяиков попытались связать это учение с идеей бога (примером может служить философия веданты – одной из шести главных философских систем древней Индии).

В теории санкхьи содержится учение о 25 (первоначально о 24) таттвах или сутях. Исходными являются пракрити и пуруша – два самостоятельных первоэлента. Они эманация (проистечение) «высшего Брахмана» и обозначаются термином «непроявленное» (авьякта).

Пракрити (букв. «производящая») – материя, первоначально находящаяся в аморфном состоянии (продахна), определяется, как главное, «основная часть» мироздания. В «проявленном» виде она выступает как природа.

Пуруша (или Атман) определяется санкхьей в качестве высшего жизненного принципа, духовного субъекта. Он выступает в трех видах: внешнего Атмана – тела человека, которое рождается и умирает, внутреннего Атмана – распознающего, постигающего пять частей мира, желания, думающего, действующего, изучающего пураны, даршаны, дхармашастры – индивидуального духовного начала (во всем многообразии его проявлений), высшего Атмана, символизирующего «всеоживляющий» слог Ом (т.е. истину). Он – это «Я», предающийся размышлению о высшем и о йоге, который сливается мыслью с «высшей реальностью» - Брахманом.

Оба эти начала автономны. Пуруша относится к пракрити как «свидетель», «наблюдатель» того, что с ней происходит, «видящий» он противопоставляет себя «видимому». В классической санкхье есть яркий образ, воссоздающий отношение между Пракрити и Пурушей: Пракрити танцует перед Пурушей. Закончив, она уходит со словами: «Я кончила». Пуруша отвечает: «Я видел это». В одной из упанишад говорится: Пуруша, как субъект, поглощает все, что производит Пракрити и саму ее, находящуюся в аморфном состоянии (продахны), как «пищу», как своего рода «семя мира» (Майтри Упанишада, I. 10).

В эпической санкхье термины «Пуруша» и «Атман» выступают как синонимы. В «Махабхарате» пракрити трактуется как «поле дхармы» (чести, долга, закона) (кшетра), а Пуруша – как «познающий поле» (кшетраяна), что придает отношению Пуруши к Пракрити не только гносеологический (познавательный), но и этический характер. На этом двойном основании возникают 23 высших начала. Все они входят в сферу Пракрити и отличны от Пуруши. Эти начала обозначаются общим термином «проявленное» (вьякта).

ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАКРИТИ

Учение санкхьи о проявлениях пракрити, с одной стороны, отрицает идею «бога творца», с другой, утверждает идею принципиального тождества мира и человека. Основными формами проявления материи (пракрити) является: манат (букв. «великий») – мировой разум буддхи (букв. «ум», «разум», «мнение», «воззрение», «интеллект», то с чем связан процесс рефлексии) – эманация пракрити, первая «татва» природы, сознательная основа деятельности, творящая личность. Она не носит самостоятельного характера, а только отражает сознание Пуруши. Аханкара – способность «Я» примысливать себя к любому опыту, самость. Аханкара отражает сознание пуруши. Синоним термина манас (разум), манас - ум (свойство микрокосмоса).

5 бхутов (букв. «сущностей», «сутей») – материальных элементов, стихий, из которых строится мир (пространство, ветер, огонь, вода, земля).

Сочетание их – тело. Оно зависит от свойств пракрити – трех гун.

10 индрий – органов чувств (5) и телесных способностей (5): зрение, слух, осязание, вкус, запах. Артикуляция, манипуляция, передвижение, испражнение,

3 гуны (букв. «нити») – три реалии, пронизывающие все тело пракрити, три ее базовых состояния, никак не связанные с духовным субъектом. Реализуются гуны в ощущениях: саттва (ясность, гуна добродетели), раджас (стремление, гуна действия), тамас (тьма, гуна невежества). Гуны реализуются не только в ощущениях, но и в трех типах индивидов. Здесь характерными чертами гун являются: озарение, деятельность, заблуждение. «Гуны вращаются и как волны в океане, возникают в пракрити и исчезают в ней, будучи от нее неотделимы. Человек подвергается действию одной из них и поступает по мотивам, рожденных гунами»70.

Учение о гунах, намеченное в упанишадах, было подробно разработано в «Бхагавадгите» (гл. XIV).

Мироздание, организованное в соответствии с учением санкхьи о двух первоэлементах и двадцати трех первоначалах, представляло собой идеальную модель космоса, в которой были объединены все основные его проявления: «абсолютная реальность» и мир индивидуального «Я», познающего эту реальность, три слога (образующие звуковой образ), три веды, три начала (телесное, духовное, индивидуальное), три категории (имя, образ, деяние), три мира и три существа, три предмета знания и три характеристики (для индивида и для ритуала). Все вместе это рождало у человека той эпохи потребность при восприятии действительности исходить не только из традиционных (теокосмических) взглядов, но рассматривать их в контексте новых, антропологических, в своей основе, представлений о ней.

С созданием подобной космологической модели окончательно утверждается и новое представление о человеке, в центре внимания которого оказывается проблема нравственного долга и должного действия

Идеальная модель ведического космоса, согласно традиции, была организована по триадическому принципу и выглядела следующим образом:

мир ПУРУШИ

(абсолютная реальность)

три звука - ( а-о-ум)

три веды - РВ. СВ. ЯВ.

три начала - Пуруша. Брахман. Атман

три категории - имя, образ, деяние

МИР БРАХМАНА

(мир явлений)

три мира – земля, небо, воздушное пространство (бхус, свар, бхувас)

три существа – боги, предки, люди

три тела – земля, небо, вода

три бога – Пуруша, Брахман, Атман

три родича – отец, мать, потомство

три качества – саттва, раджас, тамас (благо, страсть, невежество)

три образа света – огонь, солнце, луна

МИР АТМАНА

(истины)

три предмета знания – известное; то, что станет известным;

неизвестное

три характеристики для индивида – речь (для имени), глаз (для образа), тело (для деяния)

три характеристики для ритуала – удгитха (для РВ), саман (для СВ), Брахман (для ЯВ): едины в Атмане

ЙОГА

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ЭТИКЕ УПАНИШАД

Мудрый, изучивший по книгам сущность высшего знания и мирского распознавания, оставляет полностью

книги, как ищущий зерна солому.

Брахмабинду упанишада

Йогу, насытившемуся нектаром высшего знания –НЕЧЕГО делать.

Пангала упанишада

Йога (букв. «соединение», «участие», «порядок», «размышление, «созерцание») – обряд, истоки которого уходят в глубокую древность. В гимнах Ригведы и Брахманах еще не упоминается термин «йога», но есть описания деяний отшельников-муни, действия которых напоминают поведение йогина. Муни совершают чудеса, летают подобно божественным персонажам – гандхарвам, «узнавют мысли», пьют с Рудрой из чаши с ядом и т.п. (РВ. Х. 136).

Главный жрец ведического ритуала – хотар, ритмично раскачиваясь, исполнял три вида дыхания – прану, вьяну и апану, напоминающую четвертую ступень йоги (пранаяму), которая использовалась для накопления и циркуляции дыхания в теле. В Ведах и Брахманах проводится мысль о том, что боги обрели бессмертие не только благодаря жертвоприношению, но и через аскезу – путем «топаса» (внутреннего напряжения, страстного желания). В упанишадах говорится: истинная жертва – это «приношение дыхания». Она связана не с внешним ритуалом (шраута), а с «внутренним ритуалом» (упасана). Описание этого ритуала занимает в упанишадах основное место (Чхандогья уп-да V, 10-24 ). Главная особенность упасаны состоит в том, что совершающий его получает возможность «видеть» предмет познания не «по частям», а как «целое». В практике йоги это достигается путем «космизации» тела, что предполагает ритмизацию его дыхания (вдоха и выдоха) в соответствии с ритмами космоса, при одновременном подавлении всех остальных чувств и разума. «Твердое владение чувствами и «обуздание разума» -цель йогической практики, которая открывает перед йогином невиданные возможности.

Мысль об отождествлении, посредством особой практики, своего тела с космосом, а своего дыхания с «космическими ветрами» содержится уже в Ригведе.

ПРАКТИКА ЙОГИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ

Первое упоминание о йоге, как о едином обряде, встречается в древнейшей «Брихадараньяке упанишаде»:

Пусть. . . человек исполняет лишь один обряд.

Пусть он вдыхает и выдыхает, желая: «да не овладеет

мной зло смерти. И когда он исполнит обряд, то пусть

завершит его. Таким путем он соединится с этим

Божеством и приобретет с ним один и тот же мир»

Брихадараньяка уп- да 1. 5. 23.

Значение йоги, как единого обряда, определялось той ролью, которую отводили веды дыханию (прана) в системе мироздания:

Боги дышат в соответствии с дыханием,

Также – люди и животные

Ибо дыхание – жизнь существ,

Поэтому его зовут всеобщей жизнью.

Полного срока жизни достигают те,

Которые почитают дыхание, как Брахмана,

Ибо дыхание – жизнь существ,

Поэтому его зовут всеобщей жизнью

Тайттирия уп-да. Раздел блаженства Брахмана. 3. 1.

В этой же упанишаде определяются и элементы т. н. пятеричной йоги, которые ассоциируются здесь с телом, органами чувств и сознанием человека:

Дыхание в легких, дыхание, разлитое по телу, дыхание,

идущее вниз, дыхание, идущее вверх, общее дыхание,

Зрение, слух, разум, речь, осязание.

Кожа, мясо, жилы, кости, мозг.

Распределив это таким образом, риши сказал: «Поистине, все это

пятерично. Благодаря пятеричному достигают пятеричного».

Тайттирия уп-да. Раздел наставления VII, 7. 1.

В более поздней, «Майтри упанишаде», говорится уже о шестиричной йоге.

«Тот, кто идет к единению с единым», должен соблюдать определенные правила:

Вот правила для достижения этого единства: сдерживание дыхания, прекращение деятельности чувств, размышление, сосредоточенность, созерцательное исследование и полное слияние – это называется шестичастной йогой».

Майтри уп-да VI, 18.

Все эти упражнения йоги дают «терпеливость», «успокоенность» перед парами противоположностей (Майтри уп-да VI, 29). Практика йоги в упанишадах рассматривается в неразрывной связи со знанием «самосущей божественной силы» - колеса самсары и, как способ достижения «абсолютного знания», которое является атрибутом ишвары - «желанного божества», к которому страстно стремится йог. (Шветашватара уп-да. I. 1-4.)

Ишвара – это Пуруша (дух), не затронутый аффектами, кармой и созреванием ее плодов, бессознательными впечатлениями прошлых рождений. Выше присущего ему «абсолютного знания», ничего нет:

Разум выше чувств, Сущность выше разума.

Великий Атман над сущностью. Непроявленное выше Атмана.

Пуруша - выше непроявленного, всепроникающий и лишенный признаков.

Узнав его, существо освобождается и достигает бессмертия.

Образ его незрим, никто не видит его глазом.

Он постигнут сердцем, мыслью, разумом, те кто знает его, становятся бессмертными.

Катха уп-да. З. 7.

Учение о йоге как о особом знании, неотделимом от практики йоги, получило дальнейшее развитие в «Йога-сутре» (т.н. «Классической йоге»), автором которой считается Патанджали (II в. до н.э.). В ней йога трактуется как «начало и конец мира» (т.е. как знание, дающее целостное представление о мироздании). Подобное знание не может быть получено с помощью лишь книг, чувственных впечатлений и деятельности разума. Для этого необходима особая способность – способность видения, которая формируется в процессе взаимодействия знания (Брахмана-Атмана) и йогической практики. Характеристике этой способности посвящена вторая центральной главе «Йога-сутры»:

2.1.Видимое предстает в качестве деятельности Пуруши (т. е. как предмет духовной деятельности – Г. П.), которая проявляется как способность видения, таким образом, сущность видимого состоит в том, чтобы служить цели Пуруши. В этом и есть его (то есть видимого) внутренная сущность – таков смысл сутры.

Йога сутра. О способах существования, 21.

В этом тексте способность видения трактуется как способ постижения глубинного смысла, скрытого в явлениях видимого мира. Результатом постижения йогом «высшего знания» и его добродетельного поведения является получение им возможности проникать как в «тонкие объекы», которыми являются, например, «мельчайшие частицы» (атомы), так и в «грубые объекты», сколь бы велики они ни были. Достигается это в момент бессознательного сосредоточения и прекращения деятельности ума (манаса). При этом, слово, объект, понятие нераздельны. Они различаются только как определенные ступени сосредоточения. «Видимое перестает существовать для мудрого Пуруши, но не для лишенных мудрости субъектов, которые еще не реализовали свою цель (не постигли высшего знания и не овладели йогой).

Для них видимое – объект действия, само же оно находится под воздействием гун пракрити и подчинено, в силу этого, закону кармы и не способно избавить человека от оков самсары. Видение – «озаряющая» способность. Она позволяет видеть объект «очищенным» от всех наслоений «умозрения», в его истинной, собственной, «внутренней форме». Пуруша – «тот, кто видит». Он «зритель», «свидетель». Способность видения – средство очищения сознания от влияния гун пракрити и путь освобождения человека от оков кармы.

В эпический период в Махабхарате и во входящей в нее Бхагавадгите термином «йога» обозначается любая деятельность71.

В философском и религиозно-этическом трактате Бхагавадгита (букв. «божественная песня») содержится учение о «восмеричной йоге», которая предполагает «освобождение» путем: 1. Очищения ума и обуздания чувств (яма). 2. Этической культуры (нияма). 3. Дисциплины тела (асана). 4. Регулирования дыхания (пранаяма). 5. Изоляции чувств (пратьяхара). 6. Внимания (дхарана). 7. Размышления (дхьяна). 8. Сосредоточенности (самадха).

В «Гите» введение в практику йоги этического элемента было связано с учением о «должном» знании и действии. Согласно этому трактату, йогин это не отшельник и аскет, стремящийся к обособлению от реального мира и следующий принципу недеяния, а деятельный бхакта, достигающий освобождения путем страстной любви к абсолюту (Ишваре). Йогин «насыщает» себя знанием не ради него самого, а с целью при его помощи открыть себе дорогу к «слиянию» с божеством. Процесс получения знания не отделим от соблюдения нравственного долга, нормами которого являются:

Смирение, искренность, честность, невреждение, терпение,

Почитание учителя, чистота, самообладание, стойкость,

Отвращение от предмета чувств, от себялюбия, свобода,

Понимание бедственности рождения, болезни, старости, смерти,

Отрешенность, непривязанность к сыну, жене, дому,

В желанных и нежеланных событиях постоянная уравновешенность мысли

Безраздельное почитание меня (Ишвары - Г.П.) йогой

Отсутствие влечения к людскому обществу, пребывание в уединенном месте

Стойкость в познании высшего Атмана, постижение цели высшего знания

Это называется знанием:неведением-все другое.

Бхагавадгита. XIII. 8-12

В понимании целей и задач йоги позиция Гиты и «Йога-сутры» существенно отличаются, это отличие связано с особенностями философии йоги, ее этикой.

ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ

Восприятие внешних объектов ведет к заблуждению, самоуглубление к познанию истины.

Катха упанишада

Органическая связь двух предвечных философий «не означала тождества их философских позиций. Йога – вполне самостоятельная философская доктрина, своеобразие которой определяется не только ее практическим характером, но и тем, что, в отличие от санкхьи она признает наличие божественного абсолюта, личностного бога йога (ишвара) .

Вся йогическая практика (а йога, прежде всего, praksis – практика) имеет главной своей целью не знание первопричин и первоначал бытия (хотя необходимость такого знания йога не отрицает), а освобождение человека от всякой связи с внешним миром и его переход на «другой берег жизни», где он обретет бессмертие и свободу. Йога «придает телу вечную молодость» и является «средством освобождения от всех уз», гласит текст одной из авторитетных упанишад (Шветашватара уп-да. II. 12, VI. 13).

Йог «видит» Брахмана в момент высшей сосредоточенности и стремится к слиянию с ним.

Лишившись собственного существа, он мыслим как неизмеримый, лишенный источника. Это знак освобождения, высшее таинство

Майтри уп-да VI. 20

Тщательно разработанная во всех деталях йогическая техника целиком связана с достижением этого таинства освобождения.

Она предполагает прохождение йогом нескольких ступеней «сосредоточенности», в результате чего достигается «прекращение деятельности сознания» (Йога-сутра. 1. 2). Этими ступенями являются:

экаграта – предполагает концентрацию на одной точке или предмете, в результате чего ставятся под контроль два основных источника психической деятельности –ощущение и подсознание,

асана – йогические позы, благодаря которым достигается «устойчивая неподвижность» тела и сводятся к минимуму физические усилия,

пранаяма – связана с приданием дыханию максимально-замедленного ритма, облегчает йогу путь к максимальной сосредоточенности сознания на определенной точке,

самадхи – это состояние характеризует переход йога от концентрации к медитации. Представляет собой высшее выражение духовной энергии и характеризуется-«единством», «целостностью», «поглощенностью», полной концентрацией ума и стремлением к высшей реальности, слиянию с абсолютом и освобождению. В этом состоянии йог становится «автономным» по отношению к космосу и неуязвимым от воздействия внешних кармических сил.

Тем самым он оказывается в непосредственной близости к божеству (ишваре).

Вместе с тем Бог йоги – Ишвара весьма своеобычен. Он отличен и от богов ведического пантеона, и от их преемников, богов индийских религий.

«Этот Бог, разумеется, не творец (ибо космос, жизнь и человек, как мы отмечали, «созданы» пракрити, они все происходят из первозданной субстанции). Но в случае с людьми Ишвара может ускорить процесс освобождения, он помогает им более быстрыми темпами двигаться к самадхи.

Этот бог, к которому апеллирует Патанджали, больше похож на бога йогинов. Он приходит только на помощь йогину, т.е. к тому, кто уже вступил на этот путь»72.

Йога упанишад считает, что свобода и бессмертие могут быт получены человеком только после смерти, однако более поздние ее варианты (например, тантрический) утверждают, что это возможно и при жизни. Наиболее существенным результатом эволюции как практики, так и философии йоги, было усиление в ней не только религиозных, но и этических элементов. Уже в упанишадах йогический обряд был связан не только с ритуальными и философскими идеями, но и с идеей нравственного долга (дхарма – скандха ).

В постведический период религиозно-нравственные аспекты приобретают в практике йоги приоритетное значение.

ЙОГА И ЭТИКА УПАНИШАД

В основе этики упанишад лежит идея подвижничества и соблюдения определенных заповедей. Подвижничество – это следование закону-дхарме (он понимается как служение традиции, знанию, общественному благу).

Дхарма выступает как одна (причем главная) из четырех основных ценностей (факторов) жизни (чатурварги), наряду с артхой (накоплением богатства), камой (исканием чувственных наслаждений – любви), мокшей (индивидуальным освобождением, спасением души).

Соответственно этому определяются и три пути спасения: религиозный (дхарма), нерелигиозный (адхарма) и знание (джняна). Все они как бы объединяются в процессе прохождения человеком четырех ступеней добродетельной жизни (ашрама). Проходя ступени ашрамы, человек получает «должное знание» и исполняет четыре ветви долга :

Долг ученика (брахмачария), предполагающий воздержание и изучение вед.

Долг домохозяина (грихастха), отца семейства, требующий от человека ежедневно приносит жерты богам, мудрецам, предкам, всем живым существам.

Долг лесного отшельника, предполагающий полное воздержание, сон на земле, ношение грубой одежды и углубленное изучение вед (саньяса).

Долг странствующего аскета, совершающего обряды очищения и ищущего освобождения и связи с божеством (ванапрастха). Требует полного отказа от кармической деятельности и ее плодов. Учение о ашрамах или «законах возраста» упоминается уже в древних упанишадах. Так, в заключительных строках «Чхандогьи упанишады» говорится о том, что последовательное прохождение ашрамов – идеал благочестивой, добродетельной жизни (Чхандогья уп-да. 8. 15). В поздних упанишадах это учение оформляется окончательно и соотносится с практикой йоги, а в эпический период, в «Бхагавадгите» находит отражение в иерархии различных видов йогической практики. В одной из «йогических упанишад» говорится:

«Исполнив до конца долг ученика, пусть человек становится домохозяином. Побыв домохозяином, пусть становится лесным отшельником. Побыв лесным отшельником, пусть отправляется странствовать как аскет… - пусть он отправляется странствовать в тот самый день, в который освободился от страстей».

Джабала уп-да.

Выполняя свой долг, человек должен соблюдать шесть йогических средств, совокупность которых составляет основу этики йоги:

1. Обуздывать свои страсти (яма)

2. Не наносить вреда ничему живому (ахимса)

3. Быть правдивым в своих помыслах (сатья)

4. Не воровать (астейя)

5. Сдерживать чувства и желания (брахмачарья)

6. Не заниматься стяжательством (апариграха)

В упанишадах и в ведических текстах, связанных с этой традицией, названные этические нормы приходят на смену заповедям ранних упанишад (подавляйте, подавайте, сострадайте), уходившим своими корнями в родовую этику. ( См. Брихадараньяка уп-да. Раздел дополнительный. V. 2, 1-3).

Соответственно таким этическим нормам определяются основной принцип и цели ведического воспитания, которые соотносятся со ступенями ашрамы.

В качестве его основного принципа, выдвигается сочетание «должного с изучением и обучением». В качестве цели – стремление к блаженству:

Пусть будет юноша, добрый юноша, обученный, самый быстрый, самый стойкий, самый сильный. Пусть будет у него вся земля, полная богатств. Это однократное блаженство человека. Стократное блаженство человека – это однократное блаженство людей-гандхарвов, а также – начитаннного в ведах и не побежденного желанием.

Тайттирия уп-да. Раздел блаженство. Брахмана 8. 1.

В качестве должного в упанишадах выступают добродетели:

8.1. Правдивость и изучение с обучением

Подвижничество и изучение с обучением.

Самообуздание и изучение с обучением.

Спокойствие и изучение с обучением.

Уход за жертвенными огнями и изучение с обучением.

Агнихотра и изучение с обучением.

Прием гостей и изучение с обучением.

Человечность и изучение с обучением.

Рождение детей и изучение с обучением.

Оплодотворение и изучение с обучением.

Продолжение рода и изучение с обучением.

Нужна лишь правдивость.. . Нужно лишь подвижничество. . . Нужны лишь

изучение и обучение. . . - ибо это и есть подвижничество. . .

11.1. Обучив веде, учитель наставляет ученика: «Говори

правду, Следуй добродетели. Не пренебрегай изучением.

не пресекай нити потомства, не пренебрегай

благополучием, не пренебрегай обязанностями

перед богами и предками, не пренебрегай величием.

Чти мать и отца учителя, гостя, как бога.

Совершай те действия, что безупречны.

Тайттирия уп-да. Раздел наставления 10. 1. 11. 1-2.

В период упанишад вся эта система воспитания была связана с идеей освобождения человека от противоречий жизни и какой бы то ни было зависимости человека от законов «этого» мира. Позднее в эпический и классический периоды она выступает в качестве средства формирования нового («классического») типа человека, соединяющего в себе мудрость – знания и верность нравственному долгу. Образное воплощение он нашел в лице героя «Махабхараты» Арджуны. Что касается самой системы йоги, то свое классическое выражение она нашла в трактате «Йога сутры» (авторство ее приписывается Патанджали), которая продолжила традиции йоги упанишад.

Как уже говорилось, основу йоги упранишад составляла философия санкхьи, благодаря чему она истолковывалась как единая система («пурана-йога») психо-физических упражнений, пробуждающих у человека любовь к мудрости и стремление к постижению «высшей реальности», которая отождествлялась с истиной. Использование же в ней особых поз и контроля за дыханием (хатха-йога) трактовалась в ней, как подготовка к достижению высшей цели освобождения от воздействия на тело и сознание человека внешних факторов, физической реальности. Она служила средством, с помощью которого осуществлялось прекращение функций ума, прерывалась его направленность на внешний мир и достигалась предельная самоуглубленность, пробуждающая интуитивную способность «видеть» истину и желание «слиться» с ней. Позднее в «Бхагавадгите» учение йоги приводится в соответствие с этическими нормами касты воинов-кшатриев и религиозными принципами бхагаватизма, этот этап эволюции йоги нашел наиболее последовательное отражение в «Махабхарате» и знаменитой «Бхагавадгите», которую выдающийся индолог академик Б. Л. Смирнов назвал «одной из наиболее чтимых книг в Индии».