logo
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА

Приложение

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Б

ба гуа – 8 триграмм. Согласно преданию были составлены мифическим первопредком и первым правителем людей Фу си. Каждая триграмма представляла собой сочетание графических знаков (образованных в результате трех различных сочетаний двух черт, символизировавших космические первочастицы ИНЬ и ЯН. Одновременно, каждой триграмме соответствовали имена, свойства и образы, символически обозначавшие основные элементы структуры мироздания и процесс его возникновения и гибели. В древности система триграмм воспринималась как «слепок» («чертеж») мироздания.

бай цзя – «сто школ» - термин, обозначавший множество школ китайской мысли, возникших в VI-III вв. до н.э.

бай синь – чистое сердце (ум, разум, чувство)

баи хуа – разговорный язык

бо – управитель земель

би – заблуждение (освобождение от заблуждения – цзе би)

бушань - зло

буддизм - в Китае получил распространение в I-III вв. н.э. В IV в. н.э. приобрел статус одной из официальных религий наряду с религиозными доктринами конфуцианства и даосизма.

Бэнь - начало, корень, основа

В

Ван - правитель

вань у - «тьма вещей» (все вещи)

вэй - деяние

вэй янь - слово. Появляется в процессе одухотворения «тьмы вещей» духом шэнь («И цзын». Комментарий «Шогуа чжуань»).

Вэнь-Ван - полумифический добродетельный правитель, основатель династии Чжоу.

Вэнь - термин, имеющий древнейшее происхождение и множество значений. Впервые появился в иньских надписях XIV- XII вв. до н.э. 1. В древности обозначал человеческое тело, расписанное узорами. 2. Позднее – узоры неба и земли, метаморфозы дао. В узорах вещей небесных и земных проступает единство мира и жизни во всей их полноте («И цзин). 3. Культура, имеющая своей основой соблюдение ритуала – «ли» и следование нравственному долгу – «и» (конф.). 4. Культура, заключенная в слове «живого языка». 5. Письменность, литература. Письменность появилась в Китае во II тыс. до н.э. Традиция приписывает ее изобретение Цан Сэ – помощнику мифического основоположника китайской цивилизации Хуан ди. Особенностью китайской письменности является использование иероглифов, которые одновременно обозначали конкретные предметы и абстрактные понятия. В VIII в. до н.э. в Чжоу был составлен список иероглифов т.н. «Великая печать», который содержал нормативные начертания иероглифов. Ко времени возникновения Первой китайской империи, созданной императором Цинь Ши Хуан ди, количество постоянно использовавшихся иероглифов достигло 3300. В течении двух первых веков новой эры были созданы классические словари китайского языка. Понимание природы письменного слова органически связано в китайской культуре с мотивами древней космогонии и философии: «Хотя письмена имеют зримый образ, корень письмен – в недеянии, их строй – в движении инь и ян, их формы объемлют всю тьму вещей. Природа письмен - в неисчерпаемых переменах… формы письмен проистекают из сердца»58.

вэнь янь - слова языка, «живой язык». Возникает в процессе одухотворения «тьмы вещей» путем использования символов и имен. Имена «живого» (знаково-символического) языка рассматривались в Древнем Китае как средство, помогающее регламентировать общественное устройство и отношения между людьми. Выполняя эти функции, вэнь ян выступает в качестве языка культуры.

Г

гань – букв. «семь труб», иероглиф символизирующий группу десятизначных чисел.

гуйцзюй – порядок (термин составлен из двух слов «гуй» - циркуль и «цзюй» -угольник, которые были символами прародительницы людей Нью ва и первого властителя людей Фу си)

ган цзян- стойкость, упорство, твердость духа (конф.)

гуй - душа умершего

гуан цэнцзы - всеобъемлющий, совершенный. Герой даоской мифологии, затем религии

гун тянь - общественное поле

сы тянь - частное поле

Д

да жэнь - 1. «большие люди» («И цзын») 2. «великий человек», знающий тайны своего могущества (даос.) 3. «десять обязанностей», соответствующие «пяти отношениям» («Ли цзы»)

да вэнь - великая основа, «корень жизни», синоним дао (конф.)

да мин - «великие светила» (солнце и луна)

Дао - древнейшая ,исходная категория культурного сознания в Древнем Китае. Первоначально интуиция китайской космогонии, символизирующая вечное, непознаваемое начало – основу всех вещей и явлений. Позднее, в философии «И цзин», важнейший смыслообразующий элемент китайской культурной традиции, в котором фиксируется единство всех трех уровней (пределов) мироздания: неба (дао неба), земли (дао земли) и человека (дао человека). В китайской философии дао рассматривается: в комментариях к И цзин: «дао - множество, оно порождает все вещи и все их изменения». У даосов как то, что порождает «естественный путь вещей и людей», и как «основа всех вещей», как «то», что «порождает вещи, что создает жизнь человека». Оно не имеет облика и имени. У конфуцианцев: дао – это «то, что даровано Небом, а зовется природой. Следовать природе, значит идти по пути Дао – этот путь зовется духовной просветленностью. «Дао – это то, без чего человек не может обойтись ни секунды».То, без чего человек может обойтись, не есть Дао».

«Дао-дэ цзын» (« Книга пути и благодати») – важнейший канонический текст философской школы даосов, создание которого приписывается Лао цзы (VI в. до н.э.) На самом деле он был записан гораздо позднее (между 300 и 250 годами до н.э.). Текст состоит из двух книг: «Дао цзина» («Книги о дао») и «Дэ цзина»(«Книги о дэ»), и включает 81 главу.

да фу - чиновник. В Китае различались три категории чиновников: цин - высшая, дафу (средняя), ши (низшая).

да цзын - великая чистота, великая пустота - «завязь жизни»

да мин - великие светила (солнце и луна)

даосизм - идейно-философское течение Древнего Китая. Его основание приписывалось мифическому совершенномудрому государю Хуан ди (Желтому императору). Основателем же философской школы даосов считался мудрец Лао цзы, живший в VI в. до н.э. Философский даосизм (дао цзя) следует отличать от религиозного даосизма (дао цзан).

датун - всеохватывающий (синоним дао)

ди - земля, божественный первопредок

ди - император. Первоначально применялся только для обозначения 5 «небесных владык». С созданием первой империи Китая ее создатель Ши Хуанди, стал именовать себя императором Поднебесной.

ди - ли- «чертеж» (мироздания)

ду - смотреть, рассматривать

дэ вторая, по значимости, после дао и неразрывно связанная с ним категория древнекитайской культурной традиции. Для даосов термин дэ имеет два значения: 1. Благо. 2. Постоянные свойства, атрибуты, качества вещей, которые обнаруживаются в процессе «естественного хода вещей» (естественного дао). Дэ совершенного человека связано с его пребыванием в состоянии «недеяния», которое предполагает непременное и постоянное следование человека пути естественного дао и отказ от какого-либо вмешательства в естественный ход вещей. Согласно конфуцианской докртрине, дэ - это высшая добродетель. Источником дэ «благородного мужа» является не только следование пути «естественного дао», но и культура. Постигая в процессе культурной деятельности единство «трех дао» (неба, земли и человека), он «расширяет путь» и достигает при этом высшей добродетели.

Ж

жан - вежливость, уступчивость, важный элемент конфуцианского ритуала.

жэнь - термин имеет много значений: 1. Люди, человек. 2. Человеческое начало. 3. «Человеколюбие», «человечность», милосердие». 4. Культура. 5. Высшая добродетель), гуманность, «человеколюбие». (Важнейшая, наряду с ритуалом - ли, категория социально-этического учения Конфуция. В различных высказываниях Конфуция термин трактуется различно. В одном случае предельно широко, как «любовь к людям» вообще, как «знание людей», как «поддержание людей прямых и отстранение ложных». Конфуцианское учение о культуре включало в себя в качестве главных принципов верность «воле неба» и заветам предков, человеколюбие, неукоснительное соблюдение правил ритуала, постоянное совершенствование своих духовных нравственных качеств путем углубленного изучения канонических текстов древних авторов, занятия музыкой и овладение культурой политического управления государством. Стремление к культурному совершенствованию - непременное качество «благородного человек» (цюньцзы). Представители даосизма относились к этому учению Конфуция крайне негативно, считая, что культурная доктрина Конфуция разрушает в человеке ту гармонию, которая изначально заложена в нем природой и может быть сохранена только путем следования им естественному ходу вещей.

жэнь дао - ритм жизни вселенной

жэнь и - милосердие, справедливость. Синоним учения Конфуция. Оно категорически отрицалось даосами («Когда дела пошли плохо, прежнего не вернешь игрой в справедливость», говорится в 38 параграфе «Дао дэ цзына»).

жень лунь - нормы отношения между людьми. Их пять: любовь между отцом и сыном, долг справедливости между правителем и подданными, согласие между мужем и женой, уважение старших младшими, верность и искренность между друзьями («Ли цзы»).

жу - ученый, образованный человек, учитель, чиновник. Этот термин использовался также для обозначения принадлежности человека к философской школе, основанной Конфуцием.

жу сюэ - название философского учения Конфуция

И

и – термин, имеющий ряд значений.1. Перемены, метаморфозы («И цзин»). 2. Чувство долга (конф.), справедливость, одно из 5 постоянств изначальной природы - син. В основе чувства долга лежит заложенное в природе человека стремление следовать «закону неба» (тянь гень). Малейшее отклонение от него является нарушением долга. Как и все остальные этические добродетели (человеколюбие, ритуал), чувство долга хотя и является врожденным, требует постоянного совершенствования (конф.). 3. Единое (даос.). Представители даосизма не признавали конфуцианского учения о «законе неба».

инь – одна из двух космических первоначальных частиц. В китайской системе мироздания символизировала темное, женское начало. В графической модели вселенной, созданной по преданию совершенномудрым правителем Фуси, она представлена в виде горизонтальной черты, разорванной посередине

и жэнь - горожане

К

кунь – земля, одна из пяти стихий, взаимодействие которых лежит в основе существования мироздания

Куй – мифический музыкант, Орфей китайской мифологии

Кунь лунь – одна из пяти священных гор Древнего Китая – «гора союза старших братьев», мифическая обитель предков и богов, за ней скрываются Солнце и Луна. Пантеон богов на этой горе возглавляет мать богов Сиванму

Кунь У – согласно традиции, изобретатель гончарного искусства («Каталог гор и морей»)

кэ цзы – преодоление себя (конф.)

Л

Лао-цзы (Лао Дань, Ли Эр) 579-499 гг. до н. э. - основатель философской школы даосизма, которому традиция приписывала создание канонического текста даосов «Дао дэ цзын».

ли – термин, имеющий множество значений. 1. Принцип, закон мироздания, который наряду с «тьмой вещей», порождает «великая пустота». 2. Ритуал, основанный на постоянстве движения неба, порядке вещей на земле и поведении народа. З. Совокупность нравственных установлений и правил, этикет. 3. Благопристойность (конф.).

(Учение о ли, существовавшее с древнейших времен, нашло наиболее полное отражение в трактате «Лицзы», объединившем в себе учение о «трех ли», содержавшееся в трех древних трактатах: собственно «Лицзы» (Книга постановлений и ритуала), «Или» (Книга этикетов и церемоний) и «Чжоули» (Книга ритуалов эпохи Чжоу). Употреблявшийся даосами в качестве закона природы термин «ли» отличался ими от дао - всеобщего закона мирового развития. Они употребляли термин «ли» для обозначения закона, действующего только в сфере отдельных вещей: «Все вещи имеют свое ли и не могут замещать друг друга… для каждой из «тьмы вещей есть различное ли… дао же то, что сделало ли тьмы вещей такими, каковы они есть», - говорится в даоском трактате IV-III вв. до н.э. «Сянь цзюнь шу».

«Ли цзы» - «Книга установлений (обрядов)». Трактат о правилах и нормах поведения. Книга писалась различными авторами в период с IV-I вв. до н.э. Окончательная редакция ее была осуществлена конфуцианцами. Вошла в число основных конфуцианских канонов и в состав сводов канонических текстов этого идейного течения: «Лю и» («шестикнижья»), «У цзын» («пятикнижья»). Отдельные главы «Ли цзы» вошли в состав т.н. малого канона «Сышу» («четверокнижья»). Важнейшие разделы книги посвящены проблемам ритуала, системе обучения, учению о середине, о музыке, о поведении ученого.

ли шу – числа календаря. Они составляли двенадцатизначную систему чисел (т.н. «земных чисел»), обозначавших чередование часов (считались подходящими для обозначения положений цастиц - ци)

«Луньюй» («Суждения и беседы») - Vв. до н. э. Важнейший канонический текст философской школы «жу», приписываемый Конфуцию. Он представляет собой запись высказываний и бесед мыслителя, сделанную его учениками.

лю и - термин обозначал «шесть искусств», составлявших со времени первых династий основу образования в Древнем Китае. (Термином «искусства» в Древнем Китае обозначалась совокупность особых знаний и умений, имевших определяющее значение в воспитании «благородного мужа» - цюньцзы). Вначале в состав «Люи» входили письмо, счет, стрельба из лука и управление боевой колесницей. Обучение этим «искусствам было обязательным для любого выходца из аристократического сословия, претендовавшего на получение любой государственной должности военной или гражданской. В постконфуцианский период основу «лю и» составили шесть конфуцианских канононических текстов, образовавших т.н.«Шестикнижье»: («Ши цзин» («Книга песен»), «Шу цзын» («Книга исторических документов»), «И цзын»(«Книга перемен»), «Ли цзы»(«Книга ритуала и обрядов») , «Юэ цзын»(«Трактат о музыке»), «Цюнь цзю»(«Весны и осени». Летопись царства Лу, приписываемая Конфуцию). Первое упоминание об этом конфуцианском каноне содержится в «Исторических записках» Сыма Цзяня, выдающегося историка (145-86 гг. до н. э.)

Лу - древнее царство - родина Конфуция

Лэ - радость

Ляо -1. абстрактные понятия. 2. китайская «пятитонка», включавшая пять нот: гуе, шан, цзюэ, чжи, юи.

лян син - облагороженные намерения: лян нэн - благородный талант и лян чжи -благородные знания (Мэн цзы)

«Люй-ши чунь-цзю» - энциклопедический памятник III в. до н.э., в котором дана характеристика различных философских школ сложившихся в т.н. «период ста школ» (V-III вв. до н.э.). Начало их систематизации было осуществлено позднее, во II в. до н.э. - I в. н.э.)

лю ши гуа – 64 гексаграммы

лю ци - шесть элементов природы, женское начало - инь, мужское начало – ян, ветер, дождь, мрак, свет (даос.)

лю цзын - шесть основ: 6 фаз взаимодействия полярных сил мироздания и циркуляции жизненной энергии в живом организме. Они согласуются с космическими ритмами, возникли в процессе трехчастного разделения инь и ян.

лю хэ - шесть соединений: небо, земля и 4 стороны света (даос.)

лэй – вид (вид «лэй»,сущность «у» и имя «мин» человека и сектор времени -пространства равноценны, что выражено и в определенной числовой символике)

лэй дэ - 1. индивидуальная добродетель. 2. Фамилия человека, соответствующего индивидуальной добродетели

М

ман - земледелец, сельский житель

мин - 1. Жизнь свет, 2. Воля неба, судьба, участь, мандат (на правление), совокупность условий и сил всего мироздания. 3. Имя человека, дающее представление о принадлежности к одному из четырех предшествующих поколений. (Знание мин обязательно для «благородного человека», - считал Конфуций. Знать мин, означает принять неизбежность существующего миропорядка («Луньюй». XIV. 34, 38). Даосы отрицательно относились к конфуцианскому учению о «воле неба». Они противопоставили ему учение о неразрывной связи дао как всеобщего закона природы и ли - закона существования конкретной вещи. «Каждая вещь имеет свое ли», - утверждали они, - посредством ли дао реализует свой всеобщий характер.)

минь - народ. В эпоху Чжоу народ считался «глашатаем неба». Основными народностями в древнем Китае были: гань, юэ, и, хэ.

Мин тан («Дом календаря») - название дворца-храма. Здесь правители Поднебесной жили, занимались делами правления и совершали ритуальные церемонии и обряды. Он имел также и космологическое значение, символизируя мироздание. В плане он имел квадрат - символ земли, а его полукруглый свод символизировал небо.

мин цзя - философская школа Древнего Китая, получившая название «школы имен». Ее представители рассматривали проблему соотношение имен (мин) и действительности (ши)

мо ди - способность к труду - главное отличие человека от животного

моизм - философская школа Древнего Китая, созданная одним из последователей Конфуция Мэн цзы (Мэн кэ). Возникшая примерно спустя столетие после смерти Конфуция она просуществовала до конца III в. до н.э., оставив заметный след в развитии конфуцианской доктрины.

«Мэн цзы» - книга, названная по имени основателя моизма философа Мэн цзы (372-289 гг. до н.э.). Была составлена из высказываний Мэн цзы его учениками. В учении Мэн цзы были развиты и философски обоснованы понятия Конфуция о «долге», «гуманности». Трактат Мэн цзы пользовался в Китае таким авторитетом, что был включен в состав одного из сборников конфуцианских канонических текстов «Сы шу» («четверокнижье»). Наряду с текстом Конфуция «Луньюй» (в отличие от других последователей Конфуция, в частности, от Сюнь цзы) он утверждал, что по природе своей человек склонен к добру, справедливости, любви к ближнему. Поэтому в основу управления людьми должен быть положен «единый образец справедливости», а идея единства должна стать объектом почитания всех жителей Поднебесной.

Му - мать

мэй - красота

мэй жэнь - красивый человек

мэй шань – душевная красота,красота добродетели

мэн - бездомный,бродяга

Н

Нью ва - прародительница людей и хранительница космического миропорядка. Принадлежала к особо почитаемым первопредкам и культурным героям. Изобрела музыку и научила людей жить семейной жизнью. Жена и соратница величайшего культурного героя древности первого правителя людей Фу си.

П

Пань-гу – Великий первопредок (космический человек). С ним связаны архаические представления о происхождении мироздания и человека. Культурный герой

По - душа живого (земная, телесная)

пэн ю - друг,приятель

пу - 1. изначальное, естественная пустота (даос.). 2. раб

С

сань гуан - три источника света - солнце, луна, звезды (даос.)

сан хуан - «Трое владык»: Хуан ди (Владыка Неба), Ян ди (Владыка земли), Фу-си (Владыка людей)

сан ван - основатели трех первых династий: Юй (основатель СЯ), Тан (основатель Инь), Вэнь-ван (основатель Чжоу)

сань цзу - три рода, клана, поколения, сословия (ученых людей - чиновников, крестьян, ремесленников и торговцев).

сво дао - «расширение» дао-пути благодаря совершенствованию человеком себя посредством культуры (жэнь)

Се - мифологический прародитель династии Инь, согласно преданию жил в эпоху Ся и помог Юю Великому усмирить потоп (миф.)

Син - термин имеет несколько значений. 1.Небесное тело, звезда. 2. Природа, согласно учению инь-ян и даосов в основе изначальной природы лежат пять первоэлементов: огонь, вода, дерево, земля, металл. 3. Изначальная природа человека, согласно учению Конфуция, она имеет пять постоянств: жэнь (человечность), и (чувство долга-справедливости, ли (благопристойность), синь (искренность), чжи (мудрость). Она также является вместилищем духа (шэ) или мельчайших ци (частиц)

Синь - термин имеет несколько значений. 1. Сердце, как орган мысли, средоточие ума, разума, чувства, воли, вместилище духа (шэ), мельчайших ци - частиц (даос.). 2. Искренность- термин, характеризующий одно из пяти постоянств человеческой природы (конф.)

синь шу - способность мыслить - «видеть мельчайшее», «изначальное» (даос.)

Сунь - «Серединное царство» - термин, обозначавший конгломерат древних царств, находившийся на территории нынешней провинции Хэнань - синоним древнекитайской цивилизации

сю синь - совершенствование сердца (ума, мысли, разума, воли). Медитация (даос.)

сюи у - пустота. Она всеобъятна, ее характерной чертой является «наличие» и одновременно «отсутствие наличия» (даос.). Постоянное свойство дао. Символизирующее в даоской космогонии «начало начал». «Небесное дао пусто и бесформенно. Поскольку пусто, оно неисчерпаемо, поскольку лишено формы, на его пути нет препятствий. Отсутствие на его пути препятствий позволяют ему находиться среди вещей и не подвергаться изменению» («Гуань цзы» гл. 36.). В деятельности и мышлении человека пустоте соответствуют у вэй (недеяние) и отсутствие мысли.

Сюн – мужественность (даос.)

сю шэнь - воспитание самого себя

сюэ – термин, обозначающий школы, существовавшие в Китае в период первых трех династий: Сяо (общеобразовательная школа эпохи Ся). Сюй (общеобразовательная школа эпохи Инь, включавшая в программу обучения искусство стрельбы из лука). Сян (школа эпохи Чжоу, имевшая при себе приюты для пожилых людей, в которых работали ученики)

сы ти - четыре части тела: голова, туловище, руки, ноги

сы ши - четыре времени года

сяо жэнь - ничтожный человек

сю синь - совершенствование сердца (медитация)

Сыма цзян (145-86 гг. до н.э.) историограф - «китайский Геродот», создавший в I в. до н.э. (вместе со своим отцом Сыма Танем) первую Всеобщую историю Китая «Ши цзи» («Записки историка»)

Ся - низ, низы

Сяо - черты. Их две - непрерывная и прерывистая. В системе триграмм и гексаграм они символизируют первочастицы ян (световые) и инь (теневые)

сяо цзы - афоризмы к отдельным чертам гексаграмм «Книги перемен» («И цзын»)

сян - образы на небе

сянь жэнь - мудрый человек (И цзин)

Т

тай и – «Великое Единое» его законом является «и» - символизирующее всеобщую соотнесенность вещей (синоним дао). «В едином покоится вселенная» (даос.)

тай цзы - Великий предел (термин впервые упоминается в «Сици чжуань», комментарии к «Книге перемен»

тай цзын - великая чистота

ти – тело (его функция «юн» - простое, обычное)

тинь - народ

тянь – небо - бесконечное пространство, имеющее форму полусферы (сюань е шо), в котором плавают светила, в том числе и земля. Его структуру составляют: небесный покров - гаи тянь шо (он имеет вещественный характер) и небесные сферы - хунь тянь шо (они не имеют вещества)

тянь вэнь - небесные узоры

тянь ди – природа - небо и земля (даос.)

тянь ли - природный закон (даос.)

тянь мин - воля неба (конф.), отрицается даосами

тянь чжи ли шу - числа календаря Неба

тянь цзы - «сын природы» - царь (даос.)

тянь ся – Поднебесная (Китай)

тянь ши - «Небесный наставник» - титул наставника даоской религии

У

У - термин имеет ряд значений. 1. весь внешний, окружающий человека мир: веши, существа, твари. 2. Сущность. 3. Мелодия (муз.)

у ба - пять гегемонов - царей, которые в период Восточного Чжоу вели между собой непрерывные войны

у ван – пять мифических предков: Ши ХуанДи (Желтый император), Шэн нун (Священный земледелец). Нью ва (прародительница людей), Фу си (первый, после Неба, правитель людей), Высочайший (тот, кто поставил правителем людей высокосовершенного Фу си)

у вэй - не-деяние, важнейший принцип китайской культурной традиции, предполагавший неукоснительное соблюдение «пути дао».У вэй является единой основой всех измнений («Ли цзы»). У конфуцианцев этот принцип истолковывался как неукоснительное соблюдение «закона неба» - основы организации государства - и этических норм, регламентирующих жизнь всех жителей Поднебесной. Изучение этого закона и следование ему ассоциировалось конфуцианцами с культурой. Оно является обязанностью и долгом «благородного человека» («цюньзю»). У даосов, отрицавших конфуцианское учение о «законе неба», у-вэй – это высшая форма небытия – источник для «тьмы изменений», и в этом смысле высшее выражение «естественности» бытия, к которой человек приобщается не через посредство культуры, а в путем неукоснительного следования «естественному ходу вещей» - т.е принятие у вэй в качестве жизненного принципа, а не объекта изучения, никогда и никаким образом не нарушаемого. Даосы противопоставляли у вэй – деяниям - вэй.

у дэ - пять добродетелей: человечность - жэнь; чувство долга, справедливости- и; благопристойность - ли; искренность - синь; воля, стремление, желание - чжи (конф.)

у ди – пять мифических вождей (правителей), правивших Китаем в III тыс. до н.э. Хуан Ди, Ку,Чжуан сюй, Яо, Шунь.

у гу - пять злаков: рис, просо, ячмень, пшеница, бобы

у гуань - пять высших чиновников: глав пяти ведомств (просвещения, армии, общественных работ, внутренних дел, этикета)

у жэнь - воин

у лунь - пять отношений между людьми (отцом и сыном, правителем и подданными,мужем и женой, старшими и младшими, между друзьями)

у мин - не названное, безымянное (синоним дао)

у син -1. Пять движений. выражение статических и динамических состояний инь и ян 2. пять элементов (стихий): небо, ветер, огонь, вода, земля. 3. пять начал: вода, огонь, дерево, металл,земля. Из них состоит не только природа, но и человек. 4. пять стран света: север, юг, запад, восток, центр также соответствуют «у син». Термин «У-син» («пять движений) впервые появляется, согласно традиции, в XX в. до н.э. , но «первое подлинно аутентичное упоминание об «У-син» содержится только в тексте «Шудзин» в главе «Хун-фань» («Великий План»,образец, закон»), которую ученые относят к IV-III вв. до н. э.». В «Шудзин» система «У син» рассматривается во взаимосвязи с «Ба гуа» - восьми триграммами, символизирующими мировой космос. Согласно традиции, создав учение (У-син) «совершенномудрые правители» придали учению о переменах универсальный характер и определи тем самым «всеобщий закон природы». Знание «У син» - всеобщего закона природы - дало людям надежду, что «небо не лишит Поднебесную поддержки».

у син сян - сущность

у сэ - пять цветов (зеленый, желтый, красный, белый,черный)

у сы - пять духов хранителей (дымохода, ворот, дверей, очага, дороги)

у цзы – беспредельное (даос.)

у ю - небытие

у юэ - свободный от условностей-философ (даос.)

у фан - первичный хаос

у ши - безначальное

Ф

фа закон. У даосов различяются: всеобщий закон – дао (его манифестация у-син) и ли (закон развития отдельных вещей). Конфуцианцы (следуя традиции «Ши цзин») принимают в качестве единого всеобщего закона - «тай -и» (великое единое), в котором дао неба, земли и человека образуют изначальную, всеобщую целостность.

фа и - подражание образцу. (В качестве образца с древнейших времен почитался путь дао, основу которого составляет ритмическое взаимодействие космических первочастиц инь и ян. Следование образцу - это прежде всего неукоснительное соблюдение этого пути. Вместе с тем понимание «пути дао» было различным у представителей многочисленных философских школ Древнего Китая. Для даосов следование «пути дао» предполагало отрицание, какое бы то ни было вмешательство в ход «естественного дао». Конфуцианцы, напротив, считали, что человек не просто следует пути «естественного дао», но путем своей культурной деятельности «расширяет этот путь», в результате постижения «закона неба» и использование этого знания для организации жизни путем просвещения народа и приобщения его к знанию «тай и» - великого начала, в котором едины «хэ» (гармония), порожденная ритмическим движением инь и ян и все пять высших нравственных принципов: «жэнь» (человеколюбие), «и» (долг, справедливость), «ли» (благопристойность), «синь» (искренность), «чжи» (воля, стремление). Законники исходили из необходимости использовать для приобщения жителей Поднебесной к «образцу» всю силу государственного закона, а не только просвещение народа и формирования у него нравственных добродетелей)

фань - букв. «перевертывание», «выворачивание наизнанку» - характерный для китайской традиции термин, который используется для обозначения двойственности всех явлений действительности, расположения бытия на грани противоположности.

фа цзя - название философской школы легистов» (законников)

Легисты были одними из наиболее активных критиков конфуцианства. Крупнейшими представителями легизма являлись Гуан цзы и Шан Ян.

Фу-гу - древность, рассматриваемая как совершенный образец, к которому стремится человек, пытающийся достичь совершенства.

Фу си (Баоси). Величайший культурный герой китайской мифологии, обучивший людей многочисленным искусствам (умениям). Создатель знаменитой «Ба гуа» - системы триграмм («чертежа мироздания»). Первый правитель людей, получивший согласно традиции «мандат» на правление от самого Неба. Время правления Фу си традиционно отождествлялось с эпохой «золотого века» («Хуайсюевы времена»).

фу цзы - учитель

фын - нравы (го фын - нравы царств)

фэн - ветры

Х

Хай - моря. Согласно традиции, Поднебесную окружают пять морей. На Западе функцию одного из них выполняет Великая пустыня. Богатства морей - это жемчуг и нефрит (миф.)

Хоу цзы - «князь зерно», покровитель земледельцев, считался предком племени Чжоу (миф.)

«Хуайнаньцзы» («Философы из Хуайнани») - даоский трактат, созданный представителями т.н. «позднего даосизма» в Ханьскую эпоху (II в. до н.э. - II в. н.э.) в княжестве Хуайнань при дворе правителя Лю Аня (179-122 гг. до н.э.)

Трактат является произведением, которое подводит итог развитию философии даосизма в классический и постклассический периоды древнекитайской культуры.

Хуан Ди (Желтый император).Один из пяти мифических государей. Родоначальник китайского этноса, совершенный правитель. Согласно даоской традиции, легендарный основатель даосизма. Маг и волшебник, прибывший на землю из созвездия льва (миф.).

Хуан Ди «Иэи цзын» - «Внутренний канон Желтого владыки» - медицинский трактат» I в. до н.э.

Хуайсюши - Страна всеобщего процветания» - «золотой век» (миф.)

Хуан цзы - центр, центральный дворец

Хунмэн - изначапльный хаос, одно из олицетворений природы (даос.)

Хунь -1.парящий дух. По размерам уподоблялся небу и земле (миф). 2.небесная разумная душа. После смерти человека покидает его тело и переселяется в мир предков.

Хунь (хунь дунь) - хаос (даос.)

Хэ - 1. гармония. Великий путь для Поднебесной. В философии Древнего Китая рассматривается как упорядочивающее начало. 2. Благородный человек, сердце которого лишено строптивости (конф.)

хэ-ту - расположение «крест накрест» времен года, стран света, чисел, нотных знаков для получения единого образа мироздания, благодаря чему его «стройность и упорядоченность проступает с особой выразительностью и авторитетностью».

Ху фань - великий закон (план, образец). Согласно преданию, которое свидетельствует о древнем происхождении этого текста, был ниспослан Юю великому небом59 и изначально включал в себя 9 разделов. Каждый из этих Разделов характеризовался определенным числом, что свидетельствует о том, что он предстает как результат размышления о структуре вселенной и вселенском миропорядке. (См. М. Гране. Китайская мысль. М., 2004, с. 113.) Приблизительно в VIII в. до н.э. текст был включен в виде отдельной главы в канон «Шу цзын».

Ц

цзао у - создание вещей (даос.)

цзао у чжэ - «то, что творит вещи» - процесс спонтанного творчества вещей природой (даос.)

Цан Се - легендарный изобретатель китайской письменности

Цзе - (букв. сустав) -1. частота, мера. 2. Термин, обозначавший сроки, придающие определенный ритм смене времен года, ритмику музыкальных образов, представление об отдельном человеке («один»)

Цзо - технотворчество людей (отлично от спонтанного творчества дао-шао)

цзинь жань - первоначальная, естественная природа (даос.)

цзин шэнь - жизненная сила, душа, энергия (даос.). Имела, как и тело, материальный характер, но с несколько иными свойствами

цзу - предок

цзюан шэнь - целостность жизни, совершенный , «целостный человек» (даос.)

«Цзися сюэ гун» - «Дворец наук у западных ворот», т.н. «Академия Цзися». Главный центр учености Китая, находившийся в царстве Ци. Созданная в начале IV в. до н.э. она просуществовала 100 лет, привлекая к себе многих выдающихся мыслителей. С академией Цзися была связана деятельность Мэн цзы и Сюнь цзы.

Цзя - хозяин

Цзы - 1. центр. 2 совершенномудрые (предки,люди). 3. Мудрецы, философы. 4. дети

Цзын - 1. почитать, уважать. 2. применительно к тексту канонический, основной, особо почитаемый.

цзы фан - естественная свобода (даос.)

Цзян - название в древних текстах реки Янцзы

Цзяо - учение

Цзяньму - священное дерево. По нему спускаются на землю и поднимаются на небо боги.

Ци - (букв. «воздух») - частицы, элементы мировой энергии, творящей метаморфозы. В китайской традиции все многообразие частиц объединяется в три основных группы. 1.Элементы мировой энергии. В эту группу входят ци (люцзин): инь, ян ветер, дождь, мрак, свет. 2. Циобразующие пять элементов, начал (у син), материальную и духовную субстанцию природы («тьмы вещей»), четырех временен года и элементы космических ритмов. 3. Применительно к человеку различаются два вида ци: «тончайшие», образующих духовное начало человека и «грубые» , выступающие в качестве субстанции, из которой состоит его тело. В роли исходных частиц образующих род людей выступают совершенномудрые предки - «поколение мудрецов» (миф.)

Цин - природное качество (даос.)

цинь ци - тоньчайшие частицы. Из них состоит «душа», они являются основой сознания во всех его проявлениях

цзю - время как длительность( моисты)

циндафу - сановник (крупный чиновник)

ци жэнь - поколение мудрецов

цюань - целое, цельность (даос.)

цюньцзы - «благородный муж» -добродетельный правитель и сын правителя. Ученый, культурный человек (конф.) (Даосы считали «цюньцзы» человеком «ничтожным» в силу того, что он предпочитает овладение знаниями и соблюдение норм ритуала подчинению человека естественному ходу вещей (естественному дао)

цюнь - способность жить сообща

цы - порядок, ряд, местоположение

Ч

Чан - неизменное - синоним дао (даос.)

ань шэнь бусы - обретение бессмертия (даос.)

чжа - «Мушиный обряд». Большая общегосударственная церемония, совершавшаяся в конце года. В это время приносилось жертвоприношение покровителю земледелия Шэн нуну и божеству зерна

Чжан го. 1. обозначение периода «сражающихся царств»(480-222г до н. э.)2.В узком смысле слова «государство».

чжоу- термин имеющий ряд значений 1.время.2.круг,

круговращение,оборот ,цикл.3.Название одной из древнейших династий и одного из древних племен и царств.

чжоу хоу - военноначальник

чжи - 1. ум, умный, мудрый. 2. свойство человеческой натуры, воля, стремление, желание (конф.)

чжэн мин - исправление имен

чжу - хозяин

Чжуан цзы (369-286 гг. до н.э.) Выдающийся представитель даоской философской школы. Автор названного его именем трактата, являющегося главным, наряду с «Дао дэ цзином» каноническим текстом даосизма

Чжуань - трактат

чжу ся - «вся СЯ», термин, обозначающий все восточные и западные царства Китая (аналог «Поднебесной»)

чжун - 1. середина. 2. честность, верность, покорность (конф.)

чжун юн - «золотая середина» (соединение дао и дэ, серединного и обычного)

чжун шу – единое (в нем слиты в единое целое: чжун, шу и жэнь)

Чжунго - «серединные царства» (Китай)

Чжэн -1. Бытие («Ицзын»). 2. Стойкость, справедливость (конф.)

чжэнь жэнь - «идеальный человек» - тот, кто познал дао и очистил свое сердце (даос.)

чжэн мин - исправление имен (способность отличать правду от лжи). Термин связан с деятельностью представителей мин цзя – «школы имен» (софистов)

Чунь цзю - «Весны и осени» - период т.н. «обособленных царств» (770-475 гг. до н.э.), сменивший эпоху древних династий

Чэнь – 1. преданность, справедливость, искренность (конф.)

чэнь жэнь – настоящий, «добродетельный человек» (конф.)

чэн - совершенное число

Ш

Шао - музыка, написанная, по преданию, правителем Шунем

Шан - верх, верхи (противоположность низ, низы ся)

Шань - горы. В Древнем Китае почитались 5 священных гор (Жиюшань – «стержень неба». Кунлунь - «Гора старших братьев», нижняя столица богов и предков. Хэшань. Дэньбо-гора, по ней поднимаются на небо и спускаются на землю боги. Тайшань - символ величия Поднебесной, на ее вершине императоры Китая совершали жертвоприношения богам. Богатством гор считались медь и золото (миф.)

Шао – мелодия («весенняя»)

«Шань хай цзын» - «Книга гор и морей» (VIII-III вв. до н.э.) - окончательно сложилась в I в. н.э. - один из основных источников древнекитайской мифологии

Шан шу - «Великий закон». Древний текст, в котором были определены 5 элементов (стихий), которые, согласно традиции, считались основой мироздания. Вошел в состав канонического текста «Ли цзы»

Шань - 1. добро, космическая доброта, искусность (даос.) 2. Добродетель, великодушие, сострадание, забота (конф.)

Шан Ди - «Всевышний первопредок» (верховное божество древних китайцев)

шешь у - живой дух, пульсирующий в ритмах инь-ян

ши - 1. стихотворение, песня. 2. время (иероглиф, первоначально обозначавший время прорастания брошенного в землю зерна)

ши и - «Десять крыльев» - комментарии к «И цзын»

ши фэй - истинное и ложное

ши фу - служивый

ши у - шаманы

«Ши цзи» - «Исторические записки» - первая всеобщая история Китая, написанная во II в. до н.э. историографом ханьского двора Сыма Танем и его сыном Сыма Цянем

«Ши цзин» - «Книга песен». Древнейший памятник китайской письменности. Первые ее тексты основывались на надписях Иньской эпохи VIII-XII вв., окончательное оформление текста было осуществлено в XI-VIII вв. до н.э.

Ши Хуан Ди - Первый император Китая, создатель империи Цинь

Шоу - субъективное Я - «мудрец должен вбирать в себя внешний мир» (даос.)

Шу - термин имеет ряд значений.1. книга, сочинение. 2. число, считать, отсчитывать (древние китайцы использовали десятизначную систему чисел преимущественно для обозначение положений частиц - ци). 3. великодушие, сострадание, забота о людях (важнейший элемент конфуцианской социально-нравственной доктрины)

шу вэй - основа ткани, основная нить ткани, текста

шуй - потоки

шу цзын - канонический (записанный) текст

«Шу цзын» - «Книга истории» или «Книга документов» (важнейший из канонических текстов, посвященных истории Китая в ее древнейший и древний периоды (XXIV-VIII вв. до н.э.).

Шуй - божество вод

шуй ди - вода и земля

Шунь - легендарный правитель древности, почитавшийся как образец мудрости и добродетели

Ше - божество полей

Шэн - спонтанное творчество (творение вещей) и принципа мироздания, «дело дао» отлично «от дела людей» («технотворчества»).

шэнь – термин имеет ряд значений. 1.небесные духи (наряду с ними почитались и «человеческие духи-гуй»). 2. Бог, божественная энергия, интеллект. 3. Честный, преданный государю чиновник (конф.)

шэнь мин - 1. божественный разум. 2. духовная просветленность (даос.)

Шэн нун - «Небесный земледелец» - культурный герой китайской мифологии,обучивший людей земледелию

Шэ цзы - духи земли и зерна

шэнь цзы - космическая душа, глубинный импульс жизни

Ю

юань - начало

юань цзы - первоначальные «ци», выступающие вначале в качестве «бесконечно малого»

юань фу - добрый человек (против. э жэнь - «злой человек»)

ю жэнь - отшельник

юй - пространство

Юй Великий - легендарный основатель древнейшей династии Ся. Совершенномудрый правитель и культурный герой, избавивший Поднебесную от наводнений (миф.)

юй чжоу – Вселенная (пространство-время). Термин аналогичен термину «тянь-ди» (небо и земля)

ю мин - наличное бытие. Неназванное, безымянное начало мироздания, именуемое «матерью всех вещей», символ изначального дао (даос.)

юн - простое, обычное

Юн Чэн цзы - легендарный изобретатель астрономических инструментов и календаря. Согласно мифологической традиции, помошник «Желтого императора» Хуан Ди (миф.)

Юэ - музыка. Термин имеет ряд значений. 1. В высоком смысле слова искусство исполнения древних мелодий. 2. В обыденном смысле слова обозначал всю область умений, связанных со звуковым сопровождением песнопений (у), танцев (сян), некоторых культовых действий. 3. Одно из 6 искусств («Лю и»), овладение которым было обязательно для «благородного мужа» цюньцзы (конф). (Становление музыкальной культуры Древнего Китая осуществлялось на протяжении длительного периода с III по первую половину I тысячелетия до н.э. В классический период теория и практика музыкальной культуры стали предметом ожесточенных дискуссий между даосами и конфуцианцами.Создателем инструментальной музыки считался мифический музыкант, китайский Орфей – Кун. Создателями древних мелодий были совершенномудрые правители древности; Уван создал мелодию «У», Щунь был автором мелодии «Шао», Чэн-Тан мелодии «Ху». Вся поздняя музыкальная культура Древнего Китая организовывалась в соответствии с этими мелодиями. В классический период оформилась знаменитая китайская пятитонка «Ляо». Она соответствовала древнекитайским представлениям о резонансе и созвучии мировой энергии ци.)

«Юэ цзын» - «Книга музыки». Канонический текст. В его основе лежало учение о космическом происхождении музыки. Ее истоком традиционно считалось «великое начало» ( тай-и) - синоним изначального дао. (Такое понимание музыки определяло и ее особую роль в ритуальных действиях и церемониях. Конфуцианцы считали музыку важнейшим из искусств и отводили ей одну из главных ролей в культурном воспитании «благородного мужа». «Юэ цзин» вошел в состав большого конфуцианского канона «Шестикнижье». Даосы отрицательно относились к конфуцианскому увлечению музыкой. Занятие музыкой они считали вредным и никчемным занятием, несовместимым с важнейшим традиционным принципом увэй (недеяния).

Я

Ян - одна из двух космических первочастиц, символизировавшая в древнекитайской графической модели мироздания мужское, световое начало, представленное в системе триграмм в виде целой горизонтальной черты

Янь - слово, язык слов. (В его возникновении главную роль, согласно традиции, сыграл небесный дух шэнь, совместивший сущность физических земных узоров вэнь и идеальную сущность небесных образов сян и воплотивший это единство в слове янь. В древнем Китае различался разговорный язык баи хуа, использовавшийся в повседневном общении и письменный язык - вэньянь. Этот язык использовался образованными людьми – жу, учителями и чиновниками, и рассматривался как язык культуры.)

янь жэнь - «живое слово» (имя, понятие)

ян мин - воспитание народа, просвещение

яо - совершенномудрый,д обродетельный правитель древности, образец для подражания

ТЕКСТЫ

1. Каталог гор и морей («Шан хай цзин»). М., 1977.

2. Ши цзин («Книга песен»). М., 1957.

3. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». СПб., 1992.

4. И-цзин. Древнекитайская «Книга перемен». М., 2004.

5.Комментарии к «И цзин» (Десять крыльев»): «Сюйгуа чжуань», «Цзагуа чжуань», «Вэньянь чжуань», «Шогуа чжуань», «Сицы чжуань» (В кн. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии. И цзин. Дао дэ цзин. Луньюй. М., 1994. Авторский перевод и комментарий)

6. «Дао де цзин». В переводах: Ян Хун шун (ДКФ. Т.1), Е.А. Торчинова (в кн.: Даосизм. «Дао де цзин». СПб., 2004).

7. «Луньюй» В переводах:В.А.Кривцова (ДКФ.Т.1), И.И Симененко (в кн. Конфуций. Изречения. М., 1994.

8. Мудрецы Китая. Ян. Чжу. Лецзы. Чжуанцзы. СПб., 1994.

9. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. М., 1987, переводы. (вступительная статья и комментарии И. Лисевича)

10. Сыма Цянь. Старинный род Конфуция. (Цит. по кн. Конфуций. Изречения. М., 1994)

11.Философы из Хуайнани. «Хуайнаньцзы». (Л.Е.Померанцева. Перевод. Вступительная статья. Примечания.Указатели). М., 2004.

Большинство использованных текстов цитируются по изданию: «Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1 (1972).Т.2 (1973). М., «Мысль».

ЛИТЕРАТУРА

1. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977.

2. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

3. Карин Дебен Фракфер. Древний Китай.(Пер. с фр.) М., 2002.

4. Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. М., 1992.

5. История Древнего мира. Китай. Страны юго-восточной Азии. Минск,1998.

6. Юань Кэ. Мифология Древнего Китая.Текст. Переводы. М., 1965.

7. Рифтин Б.Л. Китайская мифология. (В кн.: «Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах.СЭ)

8. Боддэ Д. Мифы Древнего Китая. ( В кн.: «Мифология Древнего мира». М., 1977).

9. Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978.

10. Федоренко И.Т. «Книга песен» ( В кн. «Шицзин». М., 1957, с. 469-531.)

11. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии (перевод с китайского). СПб.,1998.

12. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М.,1992.

13. Лукьянов А.Е. ДАО «Книги перемен». М., 1993.

14. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии. Ицзин. Дао дэ цзин. Луньюй. Учебное пособие. Переводы. М., 1994.

15. Малявин В.В. Чжуан цзы. 1985.

16. Малявин В.В. Конфуций. ЖЗЛ. М., 1987.

17. Переломов Л.С. Слово Конфуция. М.,1992.

18. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987.

19. Семененко И.И. Пять тысяч слов молчания. М., 1999.

20. Конфуцианство в Китае. М., 1982.

21. Гране М. Китайская мысль. (Пер. с фр.) М., 2004.

22. Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиозного описания. СПб.,1998.

23. Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао де цзин». СПб, 2004.

24. Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988.

25. Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал. М., 1990.

26. Попов П.С. Китайский философ Мэн цзы. Перевод, комментарии. М.,1998.

27. Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе, государстве («Хуайнанцзы». II в. до н.э.). М., 1979.

28. Атеисты, материалисты и диалектики Древнего Китая. М., 1967.

29. Феоклистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь цзы. М., 1976.

30. Погребенные царства Китая. М., 1998.

31. Лёве М. Китай династии Хань. Быт, религия, культура (пер с англ.). М., 2005.

ФИЛЬМЫ

Discovery Atlas: Китай / Discovery Atlas Год выпуска: 2007 Страна: Англия Продолжительность: 102 мин. Режиссер: Вильям Хиклин

Спустя долгие тысячелетия, одна из наиболее древних и самая многочисленная нация Земли, наконец, открывает двери в свой загадочный и удивительный мир. Этот фильм позволит нам обратиться к корням китайской цивилизации и культуры посредством историй семи разных людей: от Винсента Ло, известного как "китайский Дональд Трамп" до мигранта-рабочего, юной гимнастки - участницы Олимпиады-2008, женщины-полицейского, рыбака и других. Их глазами мы увидим всю красоту Китая, а также величайшие изменения, произошедшие в период с древних веков и до наших дней.

Изобретения древнего Kитая / Ancient Chinese inventions Год выпуска: 2005 Страна: США Продолжительность: 46 мин. Описание: История Китая хранит один из самых удивительных секретов прошлого. Множество величайших изобретений и открытей в историй человечество были сделаны в Китае. Эти открытия были на столько важны что их влияние ощутимо по сей день....

Первый император Китая / China's First Emperor Год выпуска: 2008 Страна: США Продолжительность: 02:59:26 Режиссер: Андреас Гутцайт Описание: Режиссер Андреас Гутцайт / Andreas Gutzeit, США, 2008 Эпическая полнометражная картина (в двух фильмах), снятая по заказу канала "История" и повествующая о жизни и смерти Цинь Шихуанди, объединившем Китай и ставшем его первым императором. Правление Цинь Шихуанди было жестоким и кровавым. Но то, что оставил после себя император, невозможно переоценить. Он хотел стать бессмертным и, в определенном смысле, стал им. Два величайших чуда света навсегда будут связаны с его именем. И одно из них - Великая китайская стена, на строительстве которой погибло более 100 тысяч человек. В 1974 году китайские археологи обнаружили еще одно чудо света - огромный погребальный комплекс императора, а в нем т.н. терракотовую армию. Более 8 тысяч статуй воинов и лошадей в натуральную величину. Сама же усыпальница Цинь Шихуанди до сих пор еще не вскрыта