Ранние формы калокагатии. Арете
В период высокой классики такое толкование термина аретесохраняется, но он начинает применяться для обозначения всей человеческой практики в плане характеристики ее лучших проявлений и качеств, наряду с этим термину придается здесь и новое этическое значение. Так, например, Платон в диалоге «Горгий» употребляет терминаретене только в смысле «крепость тела» (во всех его проявлениях, начиная с физического и кончая его духовным здоровьем), но как способность внутреннего сосредоточения всех духовных сил (Горгий, 479в) и нравственная добродетель. У ученика Платона Аристотеля этот термин используется для обозначения добродетели и становится базовой категорией его этического учения. (Аристотель. Никомахова этика. Большая этика.)
Основным институтом культуры, в котором такое представление об античном идеале нашло свое наиболее предметное и яркое выражение, были Олимпийские игры. Они возникли в глубокой древности (предание относит их основание к Микенской эпохе, когда они были, согласно традиции, учреждены Зевсом после погребения тела героя Троянской войны Патрокла) и просуществовали до 394 г. н.э., когда декретом римского императора Феодосия были запрещены как «богопротивные и варварские». Календаризация игр начинается с 776 года до н. э. (дата условная). Они проводились один раз в 4 года в Олимпии. К участию в них допускались только свободные граждане мужского пола. Вначале игры имели местное значение, затем стали общегреческими. О том значении, которое придавалось в античные времена Олимпийским играм, свидетельствует их характеристика, данная древнеримским писателем Павсанием в его знаменитом сочинении «Описание Эллады»: «много чудесного можно увидеть в Элладе, о многом удивительном здесь можно услышать, но ни в чем в большей мере нет божьего покровительства, как над Элевсинскими таинствами и Олимпийскими состязаниями»96. Участники игр – «атлеты» (от athlos –соревнование) вначале проходили отборочные соревнования на местах, а затем девять месяцев тренировались под руководством тренеров «пайдотрибов» и «гимнастов» (от gymhos – обнаженный).
Состязания включали прыжки, метание диска, дротика или копья. Основным видом пятиборья был спринтерский бег (на 60 м) и, наконец, борьба. Другими видами соревнований были кулачный бой и скачки на колесницах с двойными и четверными упряжками. Скачки были кульминационным моментом олимпийских состязаний. Наградой победителю олимпийских состязаний был венок из дикой оливы. Он удостаивался общеэллинской славы и получал право на установку своей статуи и исполнения хвалебного гимна в свою честь. Имена олимпиоников высекались на мраморных досках, которые размешались в общественных местах. В родных местах они прославлялись как герои и «лучшие граждане» и получали вознаграждение и различные льготы.
Наряду с Олимпийскими, в разных городах Греции проводились и другие игры: Панафинейские, в Дельфах, Истмийские, Немейские, Гереи (в них могли участвовать и девушки). На этих играх наряду со спортивными проводились состязания чтецов, музыкантов, певцов и поэтов.
Лирическая поэзия древней Греции VII-V вв. до н.э. в лице Каллина, Тиртея и Олимпийские оды Пиндара (V в. до н.э.) дают яркое представление о идеале, воодушевлявшем участников Олимпийских игр. Главное значение имела в них не сама победа, а демонстрация силы, красоты человеческого тела и таких качеств души, как благородство и мужество, которые в военное время были источником воинской доблести.
Требует слава и честь, чтобы каждый за родину бился...
Смерть ведь прийдет тогда, когда мойры прийти ей назначат
Пусть же, поднявши копье каждый на битву спешит,
Крепким щитом прикрывая свое многомощное сердце
В час, когда волей судьбы дело до боя дойдет.
Каллин
Доля прекрасная – пасть в передних рядах ополченья
Родину-мать от врага обороняя в бою...
Я не считаю достойным ни памяти доброй ни чести
Мужа за ног быстроту иль за силу в борьбе
Если б он даже был равен киклопам и ростом и силой…
Если б он даже лицом был прелестней красавца Тифона
Или богатством своим Мида с Киниром затмил,
Если б он величавее был Танталова сына Пелопа
Или Адрастов язык сладкоречивый имел,
Если он славу любую стяжал, кроме воинской славы
Тиртей
Эта традиция в понимании античного идеала сохраняется и в классический период, хотя она и претерпевает в это время значительные изменения. Из нее постепенно исчезает свойственная ей первоначальная суровость, фатализм и воинственность. Яркое отражение эти новые представления о античном идеале получили в V в. до н.э. в поэзии Пиндара и Симонида, прозе Ксенофонта.
Греческий поэт Пиндар прославился благодаря своим знаменитым Олимпийским одам, в которых он восхвалял Олимпийские игры и их победителей. Вот несколько строк из знаменитой 1-й Олимпийской оды Пиндара, посвященной победителю конных ристаний Гиерону и его коню Феринику:
Не ищи в полдневном пустынном эфире
Звезд светлей, чем блещущее солнце.
Не ищи состязаний, достойней песни.
Олимпийский бег...97
Пиндар не описывает самих состязаний. Победа интересовала поэта лишь как обнаружение доблести, которую он и прославляет в лице победителя, при этом «он подчеркивает ограниченность человеческих возможностей и призывает во всем соблюдать меру». «Чрезмерность – гибельна, смертному приличествует смертное… Предел человеческого счастья – это богатство, соединенное с доблестью, доблесть же проявляется в прекрасных деяниях, которые доставляют славу», - утверждает Пиндар.
Представленный в поэзии Пиндара вариант античного идеала носил отчетливо выраженный аристократический характер и был связан главным образом с идеологией греческого всадничества. В гораздо более демократическом виде он представлен в творчестве чрезвычайно популярного в античную эпоху лирического поэта Симонида Кносского (VI в. до н.э.). Он был создателем гимнов, эпиграмм, эпитафий, в которых прославлялась доблесть воинов, павших в битвах за Элладу при Марафоне, Фермопилах, Саламине, а также победителей гимнастических, конных и других состязаний. Его представление о арете выражено в словах:
- Г.К. Пондопуло
- Формирование культурной традиции востока и запада.
- Культура образца
- Материалы к лекциям
- Словарь 98
- Классические культуры древнего востока
- I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
- II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
- III. Культура китая в период древних империй
- Формирование китайской парадигмы культуры
- Теогония
- Космогония и космология
- Культурологический миф
- Конфуцианство. Жэнь и ли
- Даосизм. Дао и дэ
- Чжуан цзы
- Приложение
- Классическая культура древней индии. Культура ом
- I. Ведическая традиция
- Для миров
- Пространство, время, закон в системе ведического знания
- II. Период упанишад
- 28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
- Учение о Брахмане-Атмане
- Санкхья-йога
- Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
- Ведический образец и классическая культура индии
- Приложения словарь а
- Часть 1 (главы 1,4,9,13)
- Часть2( глава 23)
- Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)
- Часть 7 (главы1-15,25,26)
- Глава 6. О месте пребывания разума
- __________________________________________________________________________________________
- Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
- III античная культура логоса и греческая пайдейя
- Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
- Греческий полис и античный идеал
- Ранние формы калокагатии. Арете
- Лучшее для смертных – здоровье –
- Греческая мифология и античная культура
- Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
- Основные смыслообразующие элементы античной культуры
- Исходный принцип и доминанта античной культуры
- В. Татаркевич. Античная эстетика.
- Притоком грязным, свежей не испить воды.
- Такой завет навеки положила я
- Пайдейя
- Приложения