logo
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА

Пространство, время, закон в системе ведического знания

Все сущее обретает космическое значение лишь тогда, когда рассуждение о нем переводится на язык натурфилософии. В мифологии же все сущее выражается, как телесный объект, образцом которого является живое и совершенное тело.

М. Элиаде

Пространство (акаша), характеризуется в ведах как «основа мира». Оно «больше всего, из него возникают и в него возвращаются все существа».

Божеством пространства является ветер – это его мир. Такое представление о пространстве сохраняется и развивается и в упанишадах. Оно называется здесь «бесконечно великим» (бхуман). В ведах оно выглядит слабоорганизованным, разнородным, лишенным целостности и, как правило, ориентировано на тот или иной сакральный центр (земли, мирового дерева, места жертвоприношения). Различаются: воздушное, неодушевленное, бесконечное пространство. В Ригведе оно характеризуется как тело космического первопредка Пуруши, которое объемлет собой «все что стало и станет», «все миры», «все страны света» (Ригведа. Х. 90). Позднее, оно трактуется, как атрибут «высшей реальности» - Брахмана, как его тело. Пространство служит причиной всего, проникает во все сущее, но своего тела не имеет.

Каков источник этого мира? - Пространство. Поистине, все эти существа выходят из пространства, и возвращаются в пространство, ибо пространство больше их. Пространство последнее убежище.

(Чхандогья уп-да I. 9. 1, IV. 10. - 5, VII. 10. 1, VIII. 14. 1)

Особо почитаемо «пространство внутри сердца», в котором пребывает Пуруша (мировой дух), состоящий из разума.

1. В этом пространстве внутри сердца пребывает ПУРУША, состоящий из разума, бессмертный, золотой. То, что, подобно соску, свисает между двух сторон неба, это место рождения Индры. Где разделяются корни волос, там раздвигает он половинки черепа и, произнося «бхус» (земля), входит в огонь, произнося «бхувас» (воздушное пространство), в ветер.

2. Произнося «сувар» - в солнце, произнося «маха» - в Брахмана. Он достигает владычества, господства над разумом, становится господином речи, господином зрения, господином слуха, господином распознавания, далее он становится Брахманом, чье тело пространство, чья сущность действительное, чье удовольствие жизненное дыхание, чье блаженство – разум, всецело погруженный в покой, бессмертным.

(Тайттирия упанишада. Раздел наставления. VI. 1-2)

Пространство в сердце, как это видно из приведенного текста, являющееся средоточием разума, выступает здесь как важнейшая причина организации в единое целое всего сущего: тела и духа, жизни и знания и благодаря этому способное дать человеку блаженство и бессмертие. Все это придает архаическому «пространству» антропологическую ориентацию и значение культурной ценности.

Время (кала), характеризуется в ведах, как «простирающееся во все существования». Достаточно исчерпывающая характеристика ранневедических представлений о времени дана в одном из гимнов Атхарваведы:

Оно шествует как первый бог

Мы видим время, хотя оно пребывает разом во

множестве мест...…Оно стянуло все

существования...

Время породило то небо

Время породило эти земли

Временем послано и существует

Все, что было и что должно быть

Временем сотворена земля.

Во времени пылает солнце

Потому, что во времени все существования.

Во времени далеко видит глаз

Во Времени сознание, во Времени-дыхание,

Во времени предначертано имя,

Время, которое пришло,

Радуется все сущее,

Во Времени-жар, во Времени наилучший

Брахма предречен, во Времени!

Потому что Время-повелитель всего,

Ведь оно было отцом Праджапати.

Им послано, им рождено

Это все в нем покоится

Потому, что Время, став Брахмою,

Несет самого высшего.

Время создало все живое,

Время вначале создало Праджапати,

Самосущий Кашьяпа – от Времени

Космический жар – от Времени .

(Атхарваведа. Гимн Времени XIX, 53)

В этой веде Время представлено как космическая сила, творящая все сущее: миры, «отца богов» - демиурга Праджапати, создателя солнца и прародителя людей мудреца-риши Кашьяпы и животворящей силы - космического жара.

Время, как и все сущее, троично. Различается время творения (век), время богов (год), время людей (мгновение).

Упанишады, в целом, воспринимают традиционные ведические представления о времени, хотя и помещают их в контекст философии санкхьи:

От времени проистекают существа и от времени достигают они роста,

И во времени они исчезают. Время – воплощенное и невоплощенное

Время дает созревать всем существам в великом Атмане,

Кто же знает, в чем созревает время, тот – знаток веды. -

Это воплощенное время – великий океан творений.

Майтри уп-да 6. 14-15

Космический закон (рита) рассматривался как всеобщий, непреложный и универсальный. Его универсальность проявляется в том, что с действием риты было связано превращение хаоса в космос и сохранение всех основных его частей и основ миропорядка. В соответствии с ним осуществляется круговращение вселенной. Рита управляет не только космосом, но и ритуалом. Он регулирует все действия богов, движение звезд, жизнь животных и растений. Рита определяет физическую и нравственную жизнь людей. Вместе с тем его действие люди не могут видеть, они скрыты от них. Охранителями этого закона, согласно традиции, считались боги неба адитьи (Варуна, Индра, Митра). Они приводят в соответствии с этим законом все происходящее в мироздании и все действия людей. Нарушение этого космического закона является источником всех бед, несчастий, болезней. Ригведийский гимн о Рите гласит:

Рита создала разнообразную пищу, дающую силу

Мысль о Рите спасает от греха.

Хвалебный гимн Рите, возвышающий, сверкающий доходит

даже до глухих

Прочны опоры Риты, совершенен и прекрасен ее образ.

Благодаря Рите доставляется нам долгожданная пища

Благодаря Рите у нас есть почитаемые коровы

Устанавливая Риту, он Индра, так же поддерживает ее:

Быстро растет мощь Рриты и приносит богатство

Рите принадлежат просторы земли и небес . . .

От великого топаса были рождены Рита и истина.

(Цит. по кн:Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972, с.74).

Древние ведические представления о законе пространства и времени получили дальнейшую, более детальную интерпретацию в упанишадах и литературе эпического и классического периода, следовавшей ведической традиции. В ней термин «рита», обозначавший всеобщий космический закон, постепенно вытесняется термином «дхарма» (букв. «поддерживать»), имевшим много смыслов, среди которых были «непреложный закон всего сущего», «справедливость», «нравственный долг», «благочестие», «добродетель», «правда». Так, например, они определяются в древнейшей «Брихадараньяке упанишаде» (I. 14.). Уже один перечень этих значений говорит о том, что в понимании закона уже в этот период начинают преобладать антропологические и этические мотивы. Конкретизируются и представления о пространстве и времени. Обозначаются единицы времени и временные периоды, которые затем становятся общепринятыми как в философских, так и религиозно-этических концепциях классической Индии.

Различались единицы времени: кшана (мгновение, около секунды), кала (единица времени, равная минуте) и мировые периоды – юги (века). Четыре века: Сатьяюга (золотой век), Третаюга (серебрянный век), Двапараюга (медный век), Калиюга (железный век), - составляли махаюгу или манавантару («великую югу»). Ее продолжительность равнялась 32000 лет. Каждый из входивших в махаюгу веков заканчивался деградацией относительно предыдущего. Длительность юг при этом прогрессивно сокращалась, одновременно уменьшалась и длительность человеческой жизни. Деление времени на юги имело символический смысл и было связано с пространственно-временной ориентацией.

Пространство и время были включены в цикл смены юг. Четыре юги соответствовали четырем сезонам года, четырем неделям лунного месяца, четырем стадиям праведной человеческой жизни, четырем стадиям человеческой жизни. Смене четырех веков соответствовали и четыре стороны света. Такая пространственно-временная организация имела и космологическое значение. Истолкование (четыре юги соответствовали четырем ногам «мирового быка»-дхармы, символизировавшего мировой закон).

Итогом рефлексии ведического мифа, которая была осуществленна в конце ранневедического периода, было создание натурфилософской модели ведического космоса. Одновременно с этим, доминирующий характер в ведическом знании приобретает интерес к человеку, который рассматривается как микрокосм. Ведическое знание постепенно утрачивает непосредственную связь с догматикой внешнего ритуала и концентрируется на поиске истины (сатияма), что придает ему новое (философское) смысловое наполнение. С этого момента в нем оказываются объединенными два начала: материальное и духовное, их противоречивая взаимосвязь-диалектика оказываются в центре внимания ведических текстов, которые обозначаются термином «упанишады».

Заключительный этап формирования ведической традиции – традиции, в центре внимания которой было осмысление миропорядка, «творения космоса», характеризуется резкой сменой ориентиров, т.к. в центре внимания оказывается постижение «подлинной сути человека», которая противопоставляется тем внешним проявлениям его умственной и психической деятельности, которые в ведах рассматривались как своего рода аналог космических сил. Пафос познавательной деятельности, по мере оформления «тайного учения упанишад» все более концентрировался не на решении натурфилософской проблематики, а на переходе от нее к проблемам самопознания. Только такой подход к знанию, по мнению творцов упанишад, ведет к истине, в то время как знание внешнего мира, данное нам в чувствах и истолкованное в категориях разума, носит иллюзорный характер. Процесс самопознания, по сути своей, есть не, что иное, как развитие у себя способности «видения» - способности, которая позволяет приобщиться к «истинной реальности», недоступной ни чувствам, «которые лгут», ни разуму, который «склонен к заблуждениям».