Методические указания по изучению дисциплины
Объем и содержание дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики России» базируется на современных достижениях отечественной и зарубежной исторической науки, учете требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, специальности 036401.65 Таможенное дело. Структура дисциплины организована по проблемно-хронологическому принципу. Темы по истории таможенного дела и таможенной политики России расположены в хронологическом порядке и дополнены, с учетом регионального фактора, событиями и фактами по истории таможен Юга России.
Учебная дисциплина включает лекционные и семинарские занятия (в том числе в интерактивной форме), самостоятельную работу и сдачу зачета.
Основным видом учебных занятий при изучении курса являются лекции. Лекционные занятия проводятся в соответствии с тематическим планом. Они направлены на ознакомление студентов с теоретическими и методологическими достижениями науки в области истории таможенного дела и таможенной политики. Наиболее важные определения, даты, имена и т.д. должны фиксироваться студентами в их опорных конспектах.
На семинарские занятия выносятся проблемы, которые имеют важное значение в изучении дисциплины. В ходе их проведения студенты закрепляют знания по отдельным наиболее важным и сложным темам учебной программы, учатся работать с источниками и литературой, в процессе занятий осуществляется также контроль знаний студентов, привитие навыков публичного выступления, умения вести дискуссию, формулировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Готовясь к семинару, студент должен:
- проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах;
- изучить рекомендуемые источники и литературу, делая краткие выписки, необходимые для обсуждения проблем семинара;
- продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой для него;
- при необходимости (в зависимости от плана семинарского занятия) подготовить ответ на теоретический вопрос, доклад или реферат.
Основу всякого самостоятельного изучения литературы составляют записи, которые могут иметь следующий характер:
- составление простого или сложного плана;
- дословные выписки мыслей авторов, исторических фактов;
- составление тезисов, т.е. самостоятельное изложение основных мыслей прочитанного произведения, главы, раздела;
- составление аннотаций, т.е. краткой обобщающей характеристики изучаемой книги, брошюры, статьи;
- написание конспекта исторического документа, в котором отражаются условия его появления, авторство, содержание информации, имеющей отношение к изучаемому на семинаре вопросу и её значение;
- написание конспекта учебной и научной литературы, в котором отражаются собственные мысли, подтвержденные цитатами авторов, а также наиболее важными цифрами и фактами.
Темы, не рассмотренные на лекциях и семинарах, должны отрабатываться студентами в ходе самостоятельной работы, опираясь на списки источников и литературы.
Результаты выполнения студентами самостоятельной работы контролируются в ходе консультаций, промежуточного и итогового контроля.
Индивидуальные консультации проводятся: во-первых, для помощи студентам в подготовке к семинарским занятиям, написанию рефератов, выполнению самостоятельной работы и подготовки к зачету; во-вторых, с теми студентами, которые имеют проблемы с освоением материалов курса, пропуски занятий по уважительным причинам; в-третьих, со студентами, интересующимися проблемами таможенного дела России — для ознакомления их с новинками исторической литературы, спецификой историографической трактовки тех или иных фактов, событий в истории таможенного дела и таможенной политики.
Проблемно-хронологический принцип изучения материала, требует умений и навыков анализа и синтеза, моделирования исторических событий. В связи с этим одним из важнейших видов самостоятельной работы студентов является составление хронологической таблицы курса и словаря- справочника таможенных терминов. Особое внимание следует уделять работе с системой понятий и причинно-следственными связями, а также выявлению особенностей таможенного дела и таможенной политики России на различных этапах её исторического развития.
В ходе изучения дисциплины используется промежуточное (по двум первым модулям) и итоговое тестирование. Применяются комплексные тесты достижений, включающие следующие разновидности заданий:
закрытые тесты с альтернативным или множественным ответом;
закрытые тесты на соотнесение или установление логического соответствия;
закрытые тесты на определения правильной последовательности;
открытые тесты со свободно конструируемым ответом.
Оценки промежуточной аттестации студентов выставляются преподавателем на основе работы на семинарских занятиях и итогов контрольных работ, тестов по учебным модулям. При использовании балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов текущая и промежуточная аттестация выставляются в соответствии с «Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».
Итоговый контроль знаний студентов осуществляется в форме зачета.
- Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская таможенная академия» Ростовский филиал
- Цели и задачи дисциплины
- Место дисциплины в структуре основой образовательной программы
- Требования к результатам освоения дисциплины
- Содержание дисциплины модуль 1. Введение в курс «история таможенного дела и таможенной политики россии».
- Тема 1.1. Предмет, задачи, периодизация курса «История таможенного дела и таможенной политики России» и его место в профессиональной подготовке студентов.
- Тема 2.1. Возникновение таможенных отношений в Древней Руси. Таможенное дело в IX—XV вв.
- Тема 2.2. Таможенное дело в Московском централизованном государстве (XVI—XVII вв.)
- Тема 2.3. Таможенное дело и таможенная политика Российской империи в XVIII в.
- Тема 2.4. Эволюция российской таможенной организации и таможенно-тарифной политики в XIX — начале XX вв.
- Тема 3.1. Становление советской таможни (окт. 1917-20-е гг. XX в.)
- Тема 3.2. Таможенная организация и таможенная политика ссср (1930- авг. 1991 г.)
- Тема 3.3. Таможенная служба и таможенная политика России 90-е гг. XX вв.
- Тема 3.4 Современное состояние таможенного дела в России и перспективы его развития.
- Образовательные технологии
- Контроль знаний студентов. Оценочные средства.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Литература
- Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Методические указания по изучению дисциплины
- Дополнения и изменения в рабочей программе