logo
Программа ИТД и ТПР 2012

Методические указания по изучению дисциплины

Объем и содержание дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики России» базируется на современных достижениях отечественной и зарубежной исторической науки, учете требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, специальности 036401.65 Таможенное дело. Структура дисциплины организована по проблемно-хронологическому принципу. Темы по истории таможенного дела и таможенной политики России расположены в хронологическом порядке и дополнены, с учетом регионального фактора, событиями и фактами по истории таможен Юга России.

Учебная дисциплина включает лекционные и семинарские занятия (в том числе в интерактивной форме), самостоятельную работу и сдачу зачета.

Основным видом учебных занятий при изучении курса являются лекции. Лекционные занятия проводятся в соответствии с тематическим планом. Они направлены на ознакомление студентов с теоретическими и методологическими достижениями науки в области истории таможенного дела и таможенной политики. Наиболее важные определения, даты, имена и т.д. должны фиксироваться студентами в их опорных конспектах.

На семинарские занятия выносятся проблемы, которые имеют важное значение в изучении дисциплины. В ходе их проведения студенты закрепляют знания по отдельным наиболее важным и сложным темам учебной программы, учатся работать с источниками и литературой, в процессе занятий осуществляется также контроль знаний студентов, привитие навыков публичного выступления, умения вести дискуссию, формулировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Готовясь к семинару, студент должен:

- проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах;

- изучить рекомендуемые источники и литературу, делая краткие выписки, необходимые для обсуждения проблем семинара;

- продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой для него;

- при необходимости (в зависимости от плана семинарского занятия) подготовить ответ на теоретический вопрос, доклад или реферат.

Основу всякого самостоятельного изучения литературы составляют записи, которые могут иметь следующий характер:

- составление простого или сложного плана;

- дословные выписки мыслей авторов, исторических фактов;

- составление тезисов, т.е. самостоятельное изложение основных мыслей прочитанного произведения, главы, раздела;

- составление аннотаций, т.е. краткой обобщающей характеристики изучаемой книги, брошюры, статьи;

- написание конспекта исторического документа, в котором отражаются условия его появления, авторство, содержание информации, имеющей отношение к изучаемому на семинаре вопросу и её значение;

- написание конспекта учебной и научной литературы, в котором отражаются собственные мысли, подтвержденные цитатами авторов, а также наиболее важными цифрами и фактами.

Темы, не рассмотренные на лекциях и семинарах, должны отрабатываться студентами в ходе самостоятельной работы, опираясь на списки источников и литературы.

Результаты выполнения студентами самостоятельной работы контролируются в ходе консультаций, промежуточного и итогового контроля.

Индивидуальные консультации проводятся: во-первых, для помощи студентам в подготовке к семинарским занятиям, написанию рефератов, выполнению самостоятельной работы и подготовки к зачету; во-вторых, с теми студентами, которые имеют проблемы с освоением материалов курса, пропуски занятий по уважительным причинам; в-третьих, со студентами, интересующимися проблемами таможенного дела России — для ознакомления их с новинками исторической литературы, спецификой историографической трактовки тех или иных фактов, событий в истории таможенного дела и таможенной политики.

Проблемно-хронологический принцип изучения материала, требует умений и навыков анализа и синтеза, моделирования исторических событий. В связи с этим одним из важнейших видов самостоятельной работы студентов является составление хронологической таблицы курса и словаря- справочника таможенных терминов. Особое внимание следует уделять работе с системой понятий и причинно-следственными связями, а также выявлению особенностей таможенного дела и таможенной политики России на различных этапах её исторического развития.

В ходе изучения дисциплины используется промежуточное (по двум первым модулям) и итоговое тестирование. Применяются комплексные тесты достижений, включающие следующие разновидности заданий:

Оценки промежуточной аттестации студентов выставляются преподавателем на основе работы на семинарских занятиях и итогов контрольных работ, тестов по учебным модулям. При использовании балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов текущая и промежуточная аттестация выставляются в соответствии с «Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».

Итоговый контроль знаний студентов осуществляется в форме зачета.