logo search
МВД Т2 с ВВ готовый

Источники и литература

Александров С.А. Лидер российских кадетов П.Н.Милюков в эмиграции. М., 1996.

Александровский Б.Н. Из пережитого в чужих краях. Воспоминания и думы бывшего эмигранта. М., 1969.

Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1992.

В поисках пути: Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.

Варшавский В.С. Незамеченное поколение. М., 1992.

Вишняк М.В. «Современные записки»: Воспоминания редактора. СПб., 1993.

Волкогонов Д.А. Этюды о времени. Из забытого, незамеченного, ненапечатанного. М., 1998.

Гессен И.В. Годы изгнания: жизненный отчет. Paris, 1979.

Голинков Д.А. Крушение антисоветского подполья в СССР. М., 1975.

Грей Марин Мой отец генерал Деникин. М., 2003.

Гуль Р.Б. Я унес с собой Россию: В 2 т. Нью-Йорк, 1981 – 1984.

Евразаия: Исторические взгляды русских эмигрантов. Антология. М., 1992.

Ершов В.Ф. Российское военно-политическое зарубежье в 1918 – 1944 гг. М., 2000.

Звезда и свастика: Большевизм и русский фашизм. М., 1994.

Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993 – 1998.

Ипполитов Г.М. Военная, политическая и общественная деятельность А.И.Деникина в 1890 — 1947 гг.: Монография. Вольск, 1997.

Ипполитов Г.М. Деникин (Жизнь замечательных людей; Серия биографий; Вып.790.) М., 2000.

Ипполитов Г.М. Кто Вы, генерал А.И.Деникин? Монографическое исследование политической, военной и общественной деятельности А.И.Деникина (1890 — 1947 гг.). Самара, 1999.

Коваленко Ю. Москва — Париж. Профили и силуэты. Очерки о русской эмиграции. М., 1991.

Костиков В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции. М., 1990.

Культурное наследие российской эмиграции 1917—1920: В 2 кн. М., 1994.

Лехович Д. Белые против красных. Судьба генерала Антона Деникина. М., 1992.

Любимов Л.Д. На чужбине. М., 1963.

Мейснер Д. Исповедь старого эмигранта. М., 1963.

Мейснер Д.И. Миражи и действительность: Записки эмигранта. М., 1966.

Мир России – Евразаия: Антология. М., 1995.

Митрополит Вениамин Федченков. На рубеже двух эпох. М., 1994.

Митрополит Евлогий. Путь моей жизни. М., 1994.

Млечин Л.М. Сеть. Москва – ОГПУ – Париж. Минск, 1991.

Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. М., 1994.

Никулин Л.В. Мертвая зыбь. Петрозаводск, 1987.

Очерки истории Российской внешней разведки. 1917 – 1993. Т.1-2. М., 1997.

Политическая история русской эмиграции 1920 – 1940 гг.: Документы и материалы: Учебное пособие / Под ред. А.Ф. Кисилева. М., 1999.

Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919–1939. М., 1994.

Российская эмиграция в Маньчжурии: Военно-политическая деятельность (1920 – 1945). Сб. документов. Южно-Сахалинск, 1994.

Россия в изгнании. Судьбы русских эмигрантов за рубежом. М., 1999.

Русская военная эмиграция 20-х – 40-х годов: Документы и материалы. М., 1998. Кн.1-2.

Русский узел евразийства: Антология. М., 1997.

Русское зарубежье: Государственно-патриотическая и военная мысль. М., 1994.

Русское зарубежье: Хроника научной культурной и общественной жизни. М.; Париж. 1993 – 1997. Т.1-4.

Савицкий П.Н. Континент – Евразия. М., 1997.

Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1994.

Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1991.

Франк С.Л. Биография П.Б. Струве. Нью-Йорк, 1956.

Чему свидетели мы были… Переписка бывших царских дипломатов. 1939 – 1940: Сборник документов. Кн.1-2. М.. 1998.

Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. М., 1987.

Шульгин В.В. Письма к русским эмигрантам. М.. 1961.

Шульгин В.В. Что нам в них не нравится. Спб., 1992.

Путь в десять тысяч ли начинется с первого шага…

Китайская мудрость

Раздел VII. СССР В ИСТОРИИ РОССИИ: НЕОБХОДИМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ

Предварительные замечания. Советское общество: мнения, оценки, суждения. О некоторых проблемах роли социалистической идеи в ее марксистско-ленинском большевистском измерении в жизни советского общества. Борьба в правящей коммунистической партии вокруг выработки новой партийной доктрины

На последний этап Гражданской войны пришелся сложный период генезиса нового Советского государства: образование СССР. 30 декабря 1922 г. провозгласили образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Рождение такой формы государства обусловила конкретно-историческая обстановка. Именно эта форма сделала возможной существование в историческом пространстве и во времени индустриального общества Советов.

История отвела СССР относительно небольшой, по историческим меркам период существования (70 лет). Но у России именно на эти 70 лет пришелся этап богатой событиями героической и трагической одновременно истории. В обобщенном виде советскую историю можно пометить четырьмя вехами (разумеется, условными):

  1. Уникальный социальный эксперимент – построение основанного на социализме индустриального общества в отдельно взятой стране. Осуществление марксистско-ленинской утопии в большевистском ее измерении проходило в условиях тоталитарного политического режима, ядро которого составил культ личности Сталина. Этот режим пролил реки крови россиян во имя достижения успехов в претворении в жизнь умозрительных утопических схем построения “царства Божия на земле” – светлого коммунистического будущего.

  2. Советский народ сломал хребет фашизму, спас мир от “коричневой чумы” другого тоталитарного политического режима, внеся главный вклад в победу сил прогресса во Второй мировой войне.

  3. Возродившись подобно мифической птице Феникс из пепла, после победы в Великой Отечественной войне Советский Союз ценою неимоверных усилий не одного поколения советских людей создал мощную сверхдержаву в рамках биполярного мира (СССР США).

  4. СССР, не справившись с массой проблем в социально-экономической, политической, духовной сферах существования социума, не сумев отказаться от утопических идей построения коммунизма в отдельно взятой стране в рамках авторитарно-бюрократического политического режима, к 1992 г. распался, перекочевав на страницы учебников истории, оставив множество нерешенных и вновь рожденных геополитических, социальных, экономических и духовных проблем.

Ясно, что такая насыщенная история Отечества не может не вызывать дискуссий среди не только историков-профессионалов, но и в самых широких кругах общественности. К сожалению, научные дискуссии часто подменяют до предела политизированной полемикой. Тем не менее, для большей глубины понимания сущности и содержания исторических процессов в России в форме СССР необходимо составить краткое представление о некоторых историографических концепциях истории советского общества.

Историки спорят: СССР вырастал естественно или “стрижкой” (насильно)? Т.е., большевики силой навязали обществу свой вариант развития или для того были исторические предпосылки? Нет на эти вопросы однозначных ответов. Необходимо изложить суждения различных авторов на проблему, означенную в двух вопросах, сформулированных выше.

1-я концепция. В СССР создали реальное и подлинное социалистическое общество. Ее сторонников осталось немного.

2-я концепция. Исходя из принципов марксизма-ленинизма, социализм – естественный и неизбежный этап в развитии человечества. Однако, необходимы коррективы оценки советского периода. Россия 1-ой в мире начала переход к социализму после победы Октября 1917 г. Но, в силу внутренних (капитализм не ликвидировал полностью остатки феодализма) и внешних (война) причин модель социализма вышла особой – сталинской (в которой ревизованы немногие положения марксизма, возник культ личности и тоталитаризм). Определяют эту модель по-разному:

Сторонники 2-й концепции призывают:

Сторонникам обеих концепций можно возразить:

3-я концепция. СССР – страна государственного капитализма (который позволяет эксплуатировать не менее, а может быть и более, чем капитализм частный). У истоков этой идеологемы стоял Н.А.Бердяев. Издание его работ в СССР в годы горбачевской перестройки привело к тому, что бердяевская мысль утвердилась в публицистике. СССР – общество с сильной государственностью, с тотальным вмешательством государства во все сферы функционирования социума, включая интимно-личностные стороны жизни граждан. Но капитализм – рынок, конкуренция, плюрализм форм собственности, правовое демократическое социальное государство 168. Ничего подобного в СССР не было. Сторонники 3-й концепции дают определение советского общества “от противного”: если не социализм, то значит капитализм. Проблема гораздо сложнее.

4-я концепция. Советский период истории России (эпоха тоталитаризма) аналогичен германскому фашизму (авторы – ученые, ориентирующиеся на западный вариант развития: Ю.Афанасьев, С.Кулешов и др.). Такой подход давно уже занял прочное место в исследовательских парадигмах западной советологии. Он распространился в постсоветской историографии. Вот, например, одна из подобных точек зрения: “На рубеже 20 – 30-х годов в СССР формируется система тоталитаризма. Ее истоки уходят непосредственно к событиям Октябрьской революции 1917 г., гражданской войны и политики военного коммунизма и опосредованно – к особенностям политической истории самодержавной истории России XIXXX вв.169. Особо подчеркивается, что основа советского тоталитаризма – режим личной власти Джугашвили (Сталина). Подобная концепция имеет и преимущества, и недостатки (см. табл. 12).

Таблица 12