logo search
история отечества экзамен

Тип государства

Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».

Распад

Полоцкое княжествовпервые обособилось от Киева уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались в руках троих старших:Изяслава Киевского,Святослава ЧерниговскогоиВсеволода Переяславского(«триумвират Ярославичей»).

С 1061 года(сразу после разгроматорковрусскими князьями в степях) начались набегиполовцев, пришедших на смену откочевавшим наБалканыпеченегам. В ходе долгихрусско-половецких войнюжные князья длительный период не могли справиться с противниками, предприняв целых ряд неудачных походов и терпя чувствительные поражения (битва на реке Альте (1068),битва на реке Стугне(1093)).

После смерти Святослава в 1076 годукиевские князья предприняли попытку лишить его сыновейчерниговскогонаследства, и те прибегли к помощи половцев, хотя впервые половцы были использованы в усобицахВладимиром Мономахом(противВсеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сынВладимира МономахаИзяслав (1096). НаЛюбечском съезде(1097г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранениилествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это открыло путь кполитической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельнаядинастия, авеликий князьКиевский становился первым среди равных, теряя рольсюзерена. Однако, также это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Кроме того, заключалисьдоговорыс союзными кочевниками,«черными клобуками»(торками,берендеямиипеченегами, изгнанными из степей половцами и поселившимися на южнорусских границах).

Во второй четверти XII векаКиевская Русь распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началомпериода раздробленностисовременная историографическая традиция считает1132 год, когда после смертиМстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признаватьПолоцк(1132) иНовгород(1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениямиРюриковичей.Летописецпод1134 годомв связи с расколом в средеМономаховичейзаписал «разодралась вся земля Русская». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, но после смертиЯрополка Владимировича(1139) следующий МономаховичВячеславбыл изгнан из КиеваВсеволодом ОльговичемЧерниговским.

На протяжении XII—XIII столетий значительная часть населения южнорусских княжеств из-за постоянной угрозы, исходящей из степи, а также из-за непрекращающихся феодальных усобиц за Киевскую землю, переселилась на север, в более спокойную Ростово-Суздальскую землю, называвшуюся также ЗалесьемилиОпольем. Пополнив ряды славян первой,кривицко-новгородскоймиграционной волны X века, переселенцы с многолюдного юга быстро составили большинство на этой земле и ассимилировали редкое финское население. О массивной русской миграции на протяжении XII века свидетельствуют летописи и археологические раскопки. Именно на этот период приходится основание и быстрый рост многочисленных городов Ростово-Суздальской земли (Владимир, Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев-Опольский, Дмитров, Звенигород, Стародуб-на-Клязьме, Ярополч-Залесский, Галич и др.), названия которых нередко повторяли названия городов происхождения переселенцев. Также ослабление Южной Руси связывают с удачей первых крестовых походови изменением основных торговых путей.

В ходе двух крупных междоусобных войн середины XII века Киевское княжество утратило Волынь(1154),Переяславль(1157) иТуров(1162). В1169 годувнук Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князьАндрей Боголюбскийпослал войска во главе со своим сыномМстиславом, которые захватилиКиев. Город был жестоко разграблен, были сожжены киевские храмы, жители уводились в плен. На киевское княжение был посаженмладший брат Андрея. И хотя вскоре, после неудачных походов наНовгород(1170 год) иВышгород(1173 год) влияние владимирского князя в других землях временно упало, Киев начал постепенно терять, аВладимир— приобретать политические атрибуты общерусского центра. ВXII векекроме киевского князя, титулвеликогостали носить также владимирский и рязанский князья, вXIII веке— также галицкий и черниговский.

Киев, в отличие от других княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. В 1203 годуон был вторично разграбленсмоленскимкняземРюриком Ростиславичем, боровшимся противгалицко-волынскогокнязяРомана Мстиславича. Вбитве на реке Калке(1223), в которой участвовали практически все южнорусские князья, произошло первое столкновение Руси смонголами. Ослабление южнорусских княжеств усилило натиск со сторонывенгерскихилитовскихфеодалов, но одновременно способствовало усилению влияния владимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (в1236 годуЯрослав Всеволодовична два года занял Киев, при этом его старший братЮрийостался княжить во Владимире) и Смоленске (1236—1239). В ходемонгольского нашествия на Русь, начавшегося в1237 году, в декабре1240 годаКиев был обращен в руины. Его получили владимирские князья Ярослав Всеволодович, признанныймонголамистарейшим на Руси, и позднее его сынАлександр Невский. Однако, они не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире. В1299 годутуда же перенёс свою резиденцию киевскиймитрополит. В некоторых церковных и литературных источниках, например, в высказыванияхконстантинопольского патриархаиВитовтав конце XIV века, Киев продолжал рассматриваться столицей и в более позднее время, однако к этому моменту он уже был провинциальным городомВеликого княжества Литовского. С1254 годагалицкие князья носили титул «Король Руси». Титул «великих князей всея Руси» с началаXIV векастали носить владимирские князья.

10.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а через них античной и ближневосточной культурным традициям.

Одним из основных показателей, культурного уровня является наличие письменности. Первые свидетельства письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10 в. (до принятия христианства).

Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9 в., попытках писать греческим алфавитом. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е годы 9 в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.

Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.

Во второй половине 9 в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.

Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) стали временем политического и культурного расцвета Киевской Руси.

В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенегов, и это событие стало началом процветания великого города. В честь победы был воздвигнут собор Святой Софии, который по красоте и величию не уступал подобному собору в Константинополе.

Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. "В городе было 400 церквей, въезд в него украшали золотые ворота, имелось восемь рынков. В укрепление могущества Руси, Ярослав, без разрешения на то Константинополя, своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.

В правление Ярослава огромное внимание было уделено просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей. При Ярославе в Киеве было положено начало русскому летописанию.

Первый летописный свод, относящийся к концу 11 в., дошел до современников в составе Новгородской летописи.

Сподвижник Ярослава митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории - «Слово о законе и благодати».

Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.

Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр I одинович»).

Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда» или «Правда Ярослава». Документ включал уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.

На основании этого можно было судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени.

По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).

При Ярославе успешно развивались внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира.

Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его дочери Аннал Анастасия и Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.