2.3 Образование и наука
Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных организациях. Отечественные ученые участвовали в международных конференциях, в заграничных научных экспедициях. Первым официальным выступлением ученых Советской России за границей был доклад Н.И. Вавилова и А.А. Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных злаков в 1921 году в США. Развертывались совместные научные исследования: В.И. Вернадский и молодой тогда Д.В. Скобельцин работали в Радиевом институте в Париже, В.В. Бартольд участвовал в создании Тюркологического института в Стамбуле, начал выходить “Германо-русский медицинский журнал”. Широко был отмен 200-летний юбилей Российской Академии Наук. На юбилейные торжества приехали более 130 ученых из 25 стран.
Яркой страницей в летописи советской науки явилось освоение Арктики. Осенью 1933 года транспортный корабль «Челюскин», на котором находилась экспедиция во главе с известным ученым О.Ю. Шмидтом, попав в ледовое сжатие и после почти пятимесячного полярного дрейфа, затонув, раздавленный льдами. 101 человек, из них 10 женщин и двое детей высадились на льдину и продолжали изучение климата, течений, химии и биологии Чукотского моря. В апреле 1934 года советские летчики сняли челюскинцев со льдины. За это летчики первыми в стране получили звание Героя Советского Союза.
С мая 1937 по февраль 1938 года продолжался дрейф на льдине в Северном Ледовитом океане четверки ученых под руководством И.Д. Папанина.
В 1937 году экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный перелет через Северный полюс из СССР в США, покрыв свыше 12 тыс. км за 63,5 часа.
Продолжая разработку теории космических полетов К.Э. Циолковский. Была создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), куда входили Ф.А. Цандер, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного оружия, знаменитой в годы войны «катюши». Летом 1933 группа запустила первую ракету на жидком топливе. К этому же времени относится начало изучения стратосферы. 30 сентября 1933 года первый советский стратостат «СССР» поднялся на высоту 19 км, установив тем самым мировой рекорд. 30 января 1934 года второй советский стратостат «Осоавиахим-1» поднялся на высоту 22 км. Полет закончился трагически – гибелью экипажа.
Серьезный прорыв был осуществлен советскими физиками в области изучения атомного ядра. Исследования ученых способствовали созданию в будущем советского атомного оружия и атомных электростанций.
Продолжалась деятельность крупнейшего русского физиолога И.В. Павлова и его учеников. На основе научных изысканий академика С.В. Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано производство искусственного каучука. Академиком А.Н. Бахом была создана и успешно развивалась новая наука – биохимия. Открытия в области астрономии сделал армянский ученый В.А. Амбарцумян.
Развивалась физическая наука (А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцин, С.И. Вавилов, И.Е. Тамм, П. Л. Капица), математика и теоретическая механика (С.Н. Бернштейн, И.М. Виноградов, С.Л. Соболев), сельскохозяйственная наука (И.В. Мичурин, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов), история (М.Н. Покровский, Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.Н. Дружинин, М.В. Нечкина, А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, Е.В. Тарле). Гуманитарные науки были полностью идеализированы, то есть ученые могли писать только то, что соответствовало марксистко-ленинской идеологии и партийным установкам. Фактически под запретом находились такие науки как социология, социальная психология. Разгрому и физическому истреблению подвергалась русская школа генетики.
Однако, усиление командно-административной системы, ужесточение контроля вело к сужению объема информации, поступающей из-за границы. Личные контакты с иностранцами и пребывание за границей становились поводами для незаслуженных обвинений в шпионаже советских граждан. Ужесточался контроль за выездом ученых и представителей культуры за границу.
Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В 1913 году Ленин писал: “Такой дикой страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России”.8 В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%.
26 декабря 1919 г СНК принял декрет “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР”, по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР.
Школа испытывала громадные материальные трудности, особенно в первые годы НЭПа. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный. В качестве временной меры в 1922 году в городах и поселках городского типа была введена плата за обучение, которая устанавливалась в зависимости от обеспеченности семьи. По мере общего улучшения экономического положения страны росли государственные ассигнования на образование; получила широкое распространение шефская помощь предприятий и учреждений школам.
По переписи 1926 года доля грамотного населения выросла вдвое по сравнению с дореволюционным временем и составила 60,9%. Сохранялся заметный разрыв по уровню грамотности между городом и деревней – 85 и 55% и между мужчинами и женщинами – 77,1 и 46,4%.
Повышение образовательного уровня населения оказывало непосредственное воздействие на процесс демократизации высшей школы.
Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 года “О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР провозгласил, что каждый, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству. Кроме этого, начиная с 1919 г. в стране стали создаваться рабочие факультеты. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов. К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 г. – 297 технических училищ). К 1930 г. выросли капитальные ассигнования на школу более чем в 10 раз по сравнению с 1925/26 годом. За этот период отрыто почти 40 тыс. школ. 25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) “О всеобщем обязательном начальном обучении”, которое вводилось для детей 8-10 лет в объеме 4-х классов.
К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма – массовая безграмотность – было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %. Однако, еще много неграмотных было среди населения старше 50 лет.
Музыкальное образование стало доступным народу. И немало талантов, вышедших из трудовой среды, получили свободный доступ в музыкальные школы, училища и консерватории. Начинает развиваться и музыкальная самодеятельность. В фабричных и заводских клубах, в частях Красной Армии и Флота создаются хоровые и драматические кружки, духовые оркестры, оркестры народных инструментов. Ставятся музыкальные инсценировки на политически актуальные темы.
Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.
К концу 30-х годов в СССР насчитывалось более 10 млн. специалистов, в том числе около 900 тыс. человек с высшим образованием. Инженеров с высшим образованием было в два раза больше, чем в США. Однако уровень их квалификации оставался значительно ниже.
Культура СССР шла по своему, особому пути, во многом определенному Коммунистической партией. В 30-е годы советская наука перешла на плановую систему. Множество научных учреждений возникло на периферии. Были созданы филиалы Академии наук в Закавказских республиках, на Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане. Партия требовала, чтобы наука обслуживала практику социалистического строительства, оказывала непосредственное воздействие на производство, способствовала укреплению военной мощи страны.
- Восточнославянские племена
- Характеристика государства в IX—X вв.
- Дружина
- Налоги (дань)
- Денежная система
- Тип государства
- 11. Начало монгольских завоеваний русских княжеств
- Борьба русского народа с западной агрессией
- Татаро-монгольское иго
- Внутренняя политика Реформы Ивана IV
- Реформа военной организации
- Опричнина Причины введения опричнины
- Учреждение опричнины
- Поход на Новгород и «розыск» о новгородской измене
- Конец опричнины
- Внешняя политика
- Казанские походы
- Астраханские походы
- Войны с Крымским ханством
- Война со Швецией 1554—1557
- Ливонская война Причины войны
- Начало военных действий. Разгром Ливонского ордена
- Вступление в войну Польши и Литвы
- Русско-английские отношения
- 14. Российская империя при Петре I
- Предыстория конфликта
- Отказ Наполеону в женитьбе на русской княжне
- Новые «союзники» Наполеона
- Галльский шпионаж
- Организация снабжения французских войск
- Усилия русской дипломатии
- Последние приготовления перед вторжением
- Причины войны
- Вооружённые силы противников
- Стратегические планы сторон в начале боевых действий
- Наступление Наполеона (июнь — сентябрь 1812 года)
- От Немана до Смоленска Северное направление
- Центральное (Mосковское) направление
- Южное направление
- От Смоленска до Москвы
- Реорганизация управления русской армией
- Бородино
- Сдача Москвы
- Три попытки Наполеона добиться мира
- Тарутинский маневр
- Стратегические планы сторон после отступления из Москвы
- Отступление Наполеона (октябрь — декабрь 1812 года)
- От Москвы до Малоярославца
- От Малоярославца до Березины
- От Березины до Немана
- Северное направление
- Южное направление
- Итоги Отечественной войны 1812 года
- Память о войне 1812 года
- 18. Движение декабристов
- Важнейшие вехи царствования
- Внутренняя политика
- Крестьянский вопрос
- Развитие промышленности и транспорта
- Николай и проблема коррупции
- 21. Культура России в первой половине хiх века
- 22. Отмена крепостного права (1861 г.)
- В соответствии с общими положениями реформы крестьянину предоставлялась:
- 23. Буржуазные реформы 60 70-х годах 19 века
- 24. Культура России во второй половине XIX века
- 25. Первая русская революция 1905-1907 гг.
- Причины революции
- Задачи революции
- Значение революции
- 27. Участие России в Первой мировой войне
- 28. Февральская революция 1917 г. И свержение самодержавия
- 29. Революция 1917 года в России
- Причины Октябрьской революции
- Правовая сторона Октябрьской революции 1917 г.
- Мирное развитие революции в условиях двоевластия
- Октябрьское вооруженное восстание
- 2.1 Творческие организации и союзы
- 2.2 Литература и искусство
- 2.3 Образование и наука
- 31. Гражданская война и военная интервенция в России
- 9. Военные действия во II-ой половине 1919 г. - I-ой половине 1920 г.
- 10. Заключительный этап гражданской войны.
- 36. Ссср накануне великой отечественной войны.
- Стрелковые войска.
- Бронетанковые войска.
- Артиллерия.
- Войска связи, инженерные войска.
- Военно-Воздушные Силы.
- Войска пво.
- Военно-Морской Флот.
- Превращение страны в военный лагерь
- 37. Советский тыл в годы вов
- Советское общество в первый период войны.
- Социально-экономические изменения.
- Образование и наука в годы войны.
- Партизанское движение
- 38. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны.
- 39. Послевоенное восстановление народного хозяйства
- 40. Ссср в 1953–1964 гг.
- 41. Хрущевская оттепель
- 42. Внешняя политика ссср в 50-80 гг.
- 44. Эпоха правления Горбачева
- 1. Социально-экономические процессы в постсоветской России: достижения и потери
- 2. Политические изменения в России 1990-х годов. Первые итоги и причины трудностей демократических преобразований
- 3. Россия и мир в конце XX века