logo
история отечества экзамен

Восточнославянские племена

Прарусские

Вятичи — верхняя и средняя Ока и Москва-река

Радимичи (частично прабелорусы) — междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков

Северяне(частично праукраинцы) — территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей

Ильменские словене — бассейн озера Ильмень и верхнее течение Мологи

Кривичи(частично прабелорусы) — территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии

Праукраинцы

Белые хорваты — окрестности города Перемышль на реке Сан(они не относятся к восточным славянам, они относятся к южным славянам)

Бужане, или дулебы (с Х в. — волыняне) — бассейн верхнего течения Западного Буга

Древляне — украинское Полесье (гл. образом в Житомирская и запад Киевской области)

Поляне — среднее течение Днепра, на его правом берегу

Северяне(частично прарусские) — территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей

Тиверцы — междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины

Уличи — земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря

Прабелорусы

Дреговичи — район Гомельской , Брестской и Минской областей Белоруссии

Кривичи(частично прановгородцы) — территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии

Радимичи(частично прарусские) — междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков

Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян

В отличие от других племен, расселившихся в период великого переселения народов на территории государственных образований и под воздействием их общественно-социальных, материальных и духовных традиций в короткий исторический срок создавших свою раннюю средневековую государственность, общественный строй восточных славян имел устойчивые традиции родоплеменного общества праславянского периода, выдержавшие испытания гунно-аварскими нашествиями, и, учитывая отдаленность и обособленность от основных центров цивилизации, развивался до стадии образования ранней государственности в более продолжительный исторический срок и, в большей степени, с учетом внутренних особенностей.

Особенности земледелия восточных славян. Основой экономики восточных славян являлось земледелие, в южных, лесостепных районах – пашенное земледелие. Как показывает лексика праславянского языка, славяне были земледельцами еще на своей прародине. Не случайно зерновые культуры в славянских языках обозначались словом “жито” - жизнь. Состав зерновых культур был неодинаков: в лесостепном Днепровском Правобережье доминировала пшеница, в Левобережье – просо, в лесной зоне – преимущественно рожь, культивирование которой отличало еще праславян от древних германцев, возделывавших преимущественно ячмень. Этим славяне отличались и от некоторых других этнических общностей Восточной Европы.

Земледелие дополнялось животноводством. Первое место в составе стада домашних животных принадлежало крупному рогатому скоту. Немаловажную роль играли промыслы пушнины и бортничество.

Значение VIII-IX вв. в истории Восточной Европы заключается в том, что именно в это время земледелие стало главной, господствующей отраслью хозяйства, по сравнению с которой скотоводство, охота, рыболовство и бортничество имели меньшее значение. В это же время установились формы собственности: общинная – на возделываемые земли, пашни, сенокосы, пастбища, и общеплеменная - леса с природными богатствами, охотничьи угодья, места рыбных ловов и т.п.

С природно-климатическими условиями тесно связаны системы земледелия восточных славян. В лесостепных районах господствовал перелог как средство очистки пашни от сорняков, а обработка пашни могла продолжаться в течение ряда лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. На севере, в лесной зоне, наряду с перелогом использовалась подсечно-огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На следующий год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Обе системы земледелия следует охарактеризовать как экстенсивные и приносившие в итоге достаточно скромный урожай.

В эти же века наметился переход к примитивному двухполью с озимым и яровым полем. Но и при переходе к двухполью земледельцам приходилось через некоторый срок забрасывать свои наделы и переходить на новые неистощенные участки земли.

Следует отметить, что климатические условия Восточной Европы гораздо менее благоприятны для развития земледелия, чем в других частях Европы. Кроме того, земледелец сталкивался здесь с низким плодородием подзолистых почв. Воздействие этих факторов приводило к тому, что, несмотря на все усилия земледельца, урожайность зерновых в среднем даже в XVIII в. оставалась крайне низкой – сам-3, а при неблагоприятных условиях – сам-2. Все это делало отдельное хозяйство материально малоустойчивым и требовало постоянного взаимодействия с соседями.

Это делало объединение соседей – соседскую общину - у восточных славян, во многом аналогичную общинам других европейских народов, особенно прочной, а общинную собственность на возделываемую землю – особенно устойчивой к притязанием на нее княжеской власти или возвышающейся родовой знати.

Развитие ремесленной деятельности, торговли, градостроительства. С сельским хозяйством тесно связаны такие виды деятельности, как прядение, ткачество, дерево- и металлообработка и изготовление изделий из кости. Они обеспечивали также потребности в одежде, в жилище и бытовых вещах еще в глубокой древности. Славянские кузнецы, ювелиры, гончары, и, вероятно, некоторые ремесленники иных специальностей предназначали свою продукцию главным образом для населения и первоначально работали, вероятно, на заказ. Ремесленники жили на тех же поселениях, где и их заказчики.

В VIII-IX вв. активно развивались ремесла, прежде всего железоделательное и железообрабатывающее производство, обработка цветных металлов и ювелирное дело. Наряду с работой на заказ ремесленники начинают производить продукцию для рынка, т.е. на продажу, причем заметен рост продукции, изготовленной на продажу.

Металлообработка и прежде всего кузнечное дело характеризуется сложными процессами, требовавшими специальных знаний и практических навыков. Продукция восточнославянских кузнецов, основанная на еще кельтских традициях металлообработки, достаточно разнообразна: около половины исследованных археологами изделий было отковано из кричного железа и мягкой сырцовой стали; другая – с применением средне- и высокоуглеродной стали (цельностальные предметы или сваренные из железа и стали и затем термообработанные); встречены и инструменты с наварными стальными рабочими частями, местное производство которых подтверждается клеймами славянских кузнецов, к примеру, на лезвие меча каролингского типа – «ковал Людоша». О масштабах производства оружия, мечей, шлемов, кольчуг, кроме археологических находок IX-X вв., сообщают древнерусские и восточные источники. Так, в географическом сочинении Абдаллаха Ибн Хордадбеха «Книга путей и стран», написанным около 847 г., сообщается: «Что касается русских купцов – а они вид славян – то они вывозят бобровый мех и мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных частей страны славян…». А в Повести временных лет в сказании о хазарской дани сообщается: «Сдумаша поляне и вдаша от дыма меч».

Сложение наряду с сельским хозяйством, промыслами и домашними ремеслами обособленных отраслей экономической жизни, таких как железоделательное и железообрабатывающее ремесло, ювелирное дело и гончарное производство, способствовало развитию у восточных славян обмена и торговли. Это способствовало возникновению специализированных поселений, где жили и работали преимущественно ремесленники, работавшие для рынка. Эти поселки становились сосредоточием внутренней, а также внешней торговли. О развитии торговых отношений говорят клады, как монетные, так и вещевые. Особого внимания заслуживают нумизматические находки первой половины IX в., большая часть которых приходится на ареал волынцевской культуры, что, со всей очевидностью, свидетельствует о формировании денежного обращения. VIII-IX вв. характеризуются значительной масштабностью международной торговли. Новой стадией в развитии торговых связей было распространение восточных монет. В конце IX-X вв. начинает функционировать Днепровско-Волховский путь, названный в древнерусских летописях путем «из варяг в греки». Восточное серебро по Западной Двине или через Ладогу распространяется в юго-восточной Прибалтике и Скандинавии.

Уже в VIII в. в различных местностях зарождаются ранние торгово-ремесленные поселения – протогорода, ставшими центрами кристаллизации военно-дружинного и торгового сословия. В отличие от открытых, лишенных укреплений рядовых поселений или ремесленных пунктов на этих поселениях сооружаются укрепления. В племенных центрах, торгово-дружинных и ремесленных поселениях – протогородах, расположенных, как правило, в зонах концентрации земледельческих поселений, стоящих на магистральных водных путях или вблизи святилищ наиболее почитаемых языческих культов наблюдается развитие ремесла и торговли. К примеру, Труворово городище вблизи Пскова, Хотомель на Волыни, Сарское городище вблизи Ростова Великого. Анализ археологического материала (наличие большого количества оружия, серебряных изделий и импортных вещей, следы ремесленной деятельности, связанной, в частности, с литьем и ювелирным делом), позволяет сделать вывод, что из состава населения выделилась заметно отличающаяся от него по образу жизни социальная элита, которая поселилась в укрепленном поселении с группой подчиненных людей, обслуживавших ее нужды.

Протогорода, основу населения которых составляли представители того племени, на территории они возникли, с момента их основания оказывались пестрыми в этническом отношении. Так, среди жителей Ладоги с ранней поры археологически документируются словени ильменские, кривичи, варяги, местная чудь и балты. Протогородское население, слабо связанное с местными племенными традициями, стало мощной движущей силой в создании и распространении единой материальной и духовной культуры на всей территории Руси, в нивелировке племенного разнообразия, в интеграции восточнославянской этноязыковой общности.

Неоднородными по этнической структуре стали и древнерусские города. Начало процесса градообразования на Руси определяется IX-XI вв. Древнейшие города на Руси выросли в основном из племенных центров славян или финно-угорского и балтского населения, территории которого вошли состав древнерусского государства. Многолетними исследованиями в Киеве установлено, что древнейшее городище на Старокиевской горе (городок Кия) возникло в конце V – начале VI вв. Это укрепленное поселение стало, по-видимому, племенным и культовым центром. В IX-X вв. оно делается детинцем, в котором находились княжеский двор, городская (вечевая) площадь и жилищные и хозяйственные постройки. На Замковой горе, Детинке, Киселевке, Щеквицы, Лысой горе возникают посады. В IX-XI вв. Киев, по всей вероятности, представлял агломерацию поселений торгово-ремесленного характера.

В IX-X вв. племенной центр – городище с административно-хозяйственными постройками и вечевой площадью, стоящее на магистральных водных путях или вблизи святилищ наиболее почитаемых языческих культов, вокруг которого концентрировались ремесленно-земледельческие поселения, трансформировавшиеся в посад. К примеру, Новгород, Псков, Ростов, Муром, Смоленск, Полоцк, Чернигов. С ростом числа городов и в связи с их бурным развитием вырастает новая общественная сила – горожане. Городское население стало новообразованием, сформировавшимся из представителей разных славянских и неславянских племенных групп, в котором довольно быстро стирались прежние региональные различия.

В X-XI вв. формируется характерная для древнерусских городов социально-топографическая структура: княжеско-дружинный детинец и примыкающий к нему ремесленно-торговый посад (окольный город). В городах создавалась каменная архитектура, развивались связанные с ней производства строительных материалов. Города импульсировали развитие общевосточнославянского домостроительства и фортификационного дела.

Крупные древнерусские города явились создателями и распространителями единой древнерусской культуры. С принятием христианства города стали центрами просвещения и грамотности. В городах составлялись грамоты, акты, уставы, велась деловая переписка, в крупных городах зародилось общерусское летописание. Анализ памятников письменности X-XI вв., созданных в Киеве, не выявил ярких диалектных особенностей, что позволяет предположить о сложении такого наречия (диалектного койне), которое утратило или сгладило диалектные черты, присущие разным местностям Древней Руси. Города оказывали существенное влияние на сельскую округу, постепенно элементы городской культуры проникали в среду земледельческого населения. Все это не могло не способствовать культурному и языковому сближению восточных славян.

Особенности общественного строя восточных славян. Племенные образования восточных славян VIII-IX вв. вернее было бы назвать племенными союзами - объединениями ряда родственных племен, форму организации общества, которая возникла на последнем этапе разложения родоплеменного строя.

Племенные союзы включали в себя некоторое количество отдельных племен, имена которых уже были неизвестны составителям первых русских летописей. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из нескольких родов или соседских общин (мир, вервь – от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах, проводимых вблизи религиозного центра наиболее почитаемого языческого культа. Во главе племенных союзов стояли князья и родовая верхушка – старейшины, «нарочитые люди», «лучшие мужи». Так, раннесредневековый историк Иордан сообщает о князе антов Боже (Бусе, упомянутом в «Слове о полку Игоревым») и 70 старейшинах, казненных остготским вождем. Уже на исторической прародине у славян существовал постоянный военный предводитель – князь. Первоначально князь избирался на народном собрании. В последующие времена княжение передавалось по родству. Летописи сообщают, что легендарный «Кий княжил в роде своем», также о том, что свои княжения были не только у полян, но и у древлян, дреговичей, полочан и у словен в Новгороде.

При особенностях ведения земледелия восточными славянами, заключающимися в периодических переходах на новые неистощенные участки земли, неизбежно должны были возникать столкновения между отдельными племенами из-за тех или иных территорий. Неосвоенной земли было еще много, но проблема была в обладании землями лучшего качества и наиболее удобно расположенными. Возникающие и все более часто повторяющие межплеменные конфликтные ситуации народное собрание – вечевой сход – разрешить по справедливости и общему удовлетворению из-за своей родовой ангажированности не могло и отдавало на разрешение и суд («наряд») князю. (В связи с этим, весьма примечательно летописное сказание о призвании варягов). Таким образом, на князя возлагались не только военные, но и административно-судебные функции.

В противостоянии и взаимодействии двух центров власти, князя и народного собрания – вечевого схода, в котором все большую, по мере своего обогащения и возвышения, роль приобретала родовая знать, происходило развитие общественного строя родоплеменного общества и формирование ранней государственности восточных славян.

Основой военной организации восточных славян было всеобщее ополчение, состоящее из отрядов, сформированных по родоплеменному признаку и возглавляемых военными вождями племен и родов – князьями и «лучшими мужами», витязями. В дальние военные походы и, при необходимости, в других случаях формировалась племенная дружина – «полк», «тысяча», разделенная на «сотни». Во главе их стояли военные вожди - князья, воеводы, тысяцкие, сотские.

Постоянной военной организацией являлась дружина, которая формируется вокруг князя и становится его надежной опорой не только в военных походах, но и в решении административно-судебных и налоговых податных функций. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и купцы - доверенные лица князя, и княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживающие его двор и хозяйство; отсюда древнерусское названия дружинников - огнищане (от огнища, очага) или гриди (гридница - помещение для размещения и питания дружинников).

Дружина - принципиально новое для родоплеменного общества явление – представляла собой сообщество людей самой разной родовой принадлежности, которых объединяла и являлась основой жизни взаимная клятва верности с их главой – князем. Дружинникам, занимавшихся войной и живших для войны, доставалась добыча и пленные во время войн. Кроме того, дружинники по поручению князя собирали дань, за сбор которой имели определенную долю дани. Сбор дани назвался полюдьем, проводимым с октября по апрель. Для содержания дружинников в остальное время использовались изымаемые из собственности племен охотничьи угодья и места рыбных ловов. Таким образом, дружина становилась коллективным с князем собственником природных богатств (пушнина, мед и воск диких пчел), взимаемых в виде дани, и отторгнутой из общеплеменной собственности земли (охотничьи угодья, места рыбных ловов). Коллективная собственность подразумевает и коллективную форму управления. Древнерусские летописи полны свидетельств о советах князя с дружиной. Древнерусская дружина могла сказать своему князю: «Ты, князь, без нас, сам по себе, удумал, без нас, сам по себе, иди».

Дружинное сословие. Зарождение военной дружины относится к праславянскому периоду. Но это были дружины, формируемые для выполнения определенных заданий, их еще нельзя причислить к профессиональным образованиям. Начало становления древнерусского дружинного сословия определяется IX в., а наибольшая активность приходится на X в. Основными памятниками изучения военной дружины на Руси являются курганные некрополи IX – начала XI вв., в которых преимущественно по языческому обряду хоронились как рядовые воины, так и представители знати. Такие могильники связаны с торговыми путями и зарождающимися ранними городами (Киев, Чернигов, Гнездово-Смоленск) или торгово-ремесленными поселениями. В Суздальском ополье и юго-восточном Приладожье дружинные курганы разбросаны по разным могильникам, оставленных местным в своей основе земледельческим населением.

Анализ археологического материала показывает, что зародившиеся в IX в. дружинное сословие объединило разные по происхождению этнические компоненты: выходцев из разных племенных образований восточных славян и славянских переселенцев из Дунайского региона, представителей разных финских, балтских, тюркских (на юге, возможно, и ираноязычных) племен, а также выходцев из Скандинавии - варягов русских летописей. Древнерусская дружинная культура всюду формировалась на полиэтничной основе. Имевшие место в IX в. характерные этнические признаки в погребальном обряде к середине X в. превращаются в социальные, как принадлежащие дружинному сословию, не зависящие от племенного происхождения погребенных. Параллельно протекал процесс смешения разноэтничных признаков и в обрядности, и в погребальных инвентарях. Древнерусское дружинное сословие в X в. создало собственную единообразную культуру, во многом отличную от культур земледельческого населения Руси.

Древнерусская дружина была первым крупным надплеменным образованием, сформировавшимся из разноэтничного населения. Формирование единой дружинной культуры стало мощным консолидирующим явлением в постепенном создании общности культуры и языка. Прослужив по несколько лет в единой культурной среде, дружинники из полян, словен, кривичей, чуди или мери становились русами.

Великокняжеская дружина в X – первой половине XI вв. активно включалась в различные общественно-социальные системы, создавая структуру государственного управления и заменяя великокняжеской администрацией прежние органы самоуправления племенных княжений. Дружина участвовала в сборах подати и осуществляла местную судебную власть. Все это сыграло активную роль в интеграционных процессах в условиях становления древнерусской народности.

8.

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.

Первобытное общество могло существовать, руководствуясь двумя основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком-то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т. е. в государстве.

Однако первобытное общество постепенно изменялось, отношения между сородичами становились все более разнообразными, а жизнь рода – все менее замкнутой. Мы уже упоминали о разложении родовой общины и переходе к соседской общине у восточных славян. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их исполнения. Появилось имущественное неравенство, неравенство возможностей, так как не только совершенствовалась экономическая основа жизни людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Например, в жизни рода все бо?льшую роль стала играть военная добыча. Эти факторы оказывали влияние на появление имущественного неравенства между людьми, которое закреплялось в праве частной собственности.

Безусловно, отрицать экономический фактор в появлении государства (рост производительности труда, возникновение излишков, неравенство и т. д.) было бы ошибочным, но и сводить все только к хозяйственной деятельности людей нельзя.

Государство возникает тогда, когда у большинства членов общества появляется необходимость ограничить родовую власть (патриархальную власть старейшин, опирающуюся на традиции и собственный моральный авторитет). На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьезной угрозы; обеспечение безопасности торговых сношений; грабительские набеги на соседей).

Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX–X вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX в. образовалось Великоморавское княжество, на рубеже IX–X вв. – Чешское. В середине IX в. шло объединение польских племен, а во второй половине X в. было создано Древнепольское государство. В IX в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. IX в. – время появления объединенного Англосаксонского королевства, а Х в. – Датского.

В VIII–IX вв. у восточных славян родовой уклад жизни был основательно разрушен и не являлся серьезным препятствием на пути зарождения государства. Соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев. Все это потребовало создания новых правил, новых норм общежития.

Соседские общины и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, который располагал дружиной и укрепленным пунктом (городом). Земледельческие общины постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины. В IX в. продолжалось постепенное усиление княжеской власти. Этот процесс ускорялся под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славянских и тюркских племен.

В исторической науке давно возник спор об образовании государственности у славян. Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория, в которой преувеличивалась роль скандинавских воинов в становлении восточнославянской государственности. Преуменьшать же роль варягов в политических процессах, происходивших в славянском обществе, тоже неправильно, поскольку крайний антинорманнизм вступает в противоречие с известными нам фактами. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря скандинавам, но при их участии.

В «Повести временных лет» летописец сообщает, что в 862 г. новгородский старейшина Гостомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. Рюрик, перебив знатных новгородцев, обосновался в городе и стал править. После его смерти власть захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева и убил их. Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки». Олег, сделавший Киев своим стольным градом, продолжал властвовать и над новгородцами.

Объединение большинства восточнославянских племен вокруг Киева было не слишком прочным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика – Игорь. При этом князе в 945 г. произошло первое восстание древлян. Ненасытность князя Игоря при сборе дани возмутила древлян – они перебили дружину, а князя казнили. Жена Игоря Ольга, отомстив древлянам за убийство мужа, все же вынуждена была упорядочить сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора).

Так постепенно под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание Древнерусского государства – Киевской Руси. Это было раннефеодальное государство, так как в нем сохранялись пережитки родового строя: элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование веча в различных городах и племенных объединениях, кровная месть.

Во главе государства стоял великий князь киевский, при котором существовал совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр. Княжеские дружинники ведали сбором дани, податей, осуществляли суд, разбирали мелкие дела и пр. В города назначались специальные княжеские представители (посадники). В вассальной зависимости от князя находились его родственники, князья удельных земель, бояре, владевшие большими вотчинами и имевшие свою дружину.

Прослеживается постепенное усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские и неславянские земли как силой, так и путем различных соглашений. Древлян Олег покорил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Ко времени правления Святослава с племенными князьями в основном было покончено – они стали просто посадниками киевского князя. Князь Владимир посадил своих сыновей в разных зависимых от Киева землях. Однако властвовал князь не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало в IX–XI вв. народное собрание – вече.

9.

Ки́евская Ру́сь, также Древнеру́сское госуда́рство (ст.-слав. Роу́сь, др.-рус. Русь,) — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. Термин «Киевская Русь» является историографическим и был сформирован историками для обозначения эпохи в истории Руси, когда центр находился в Киеве.

В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII века вступила в состояние раздробленности и фактически распалась на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев формально продолжал считаться главным столом Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.