logo search
Ответы по культурологии

1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре

В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важней­шие принципы отношения коммунистической партии к художе­ственно-творческой деятельности, которые легли в основу куль­турной политики советского государства. В работе «Партийная организация и партийная литература»( 190'5 г.) В. И. Ленин яс­но показал, сколь несостоятельным, по его мнению, является стремление некоторых творческих людей (речь идет о бурной эпохе кануна русской революции) быть «вне» и «над» классовой борьбой, поскольку «... жить в обществе и быть свободным от об­щества нельзя» (Ленин В. И. Партийная организация и пар­тийная литература. Полн. собр. соч. — Т. 41. С. 104). Поэтому основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина, является не служение «...пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и де­сяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет стра­ны, ее силу, ее будущность» (Там же). Таким образом культура и, в частности, такая ее сфера, как искусство, должны стать «ча­стью общепролетарского дела», выражать интересы этого клас­са, а значит, и общества.

Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработ­ке в советской обществоведческой науке. Философская категория «классовая тенденциозность» (или «классовая обусловленность») яв­лялась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры. Соотношение этих понятий рассматривалось марксизмом в на­правлении того, в какой степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в целом, усвоит, переработает и ра­зовьет «...все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем разви­тии человеческой мысли и культуры» (Ленин В. И. О пролетарской культуре. — Т. 41. С. 337). Отсюда следует вывод, что гуманистичес­кой в полном смысле этого слова становится та культура, которая по­рождена классом, борющимся за свое освобождение. «Класс, совер­шающий революцию, — писал В. И. Ленин, — уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самого начала выступает как класс и как представитель всего общества» (Ленин В. И. О международном и внутреннем положении Советской республики. — Т. 45. С. 13).

Вместе с тем В. И. Ленин обращал внимание на следующее крайне важное обстоятельство: «С точки зрения основных идей марксизма интересы общественного развития выше интересов про­летариата, интересы всего рабочего движения в целом выше инте­ресов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов движения» (Ленин В. И. Проект программы нашей партии. — Т. 4. С. 220).

Социалистическое общество, в идеале, было задумано как общество, где должна была сформироваться и новая культура. Со­вершенные экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы рос­ту духовной культуры широких народных масс и одновременно по­высили бы уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи — формиро­ванию всесторонне развитой личности.

Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выра­зителем его интересов и духовных запросов. Однако лидеры рево­люции, считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о том, что и новая культура, которую станет возводить новое революционное общество, тоже должна быть пролетарской. Вожди революции, в принципе, отказались признать культурную эволюцию, преемст­венность культурного развития.

Общеизвестно, что для культурного процесса наиболее бла­гоприятным является эволюционный путь. Это связано даже с сущ­ностью самого термина, самого понятия «культура», которое пони­мается и как «возделывание поколениями вековой земли». И если культуру прошлого не признавать, то тогда все надо начинать сна­чала, то есть создавать свою новую культуру. В октябре 1917 года был взят курс, в том числе, и на культурную революцию.