logo search
СГУ / Шпоры_и_ТД / ШпорыИГПЗС / шпора

63. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Во Франции. Основные положения. Значение. Конституция 1791 года во Франции.

В августе 1789 г. Учредительное собрание приняло знаменитую Декларацию прав человека и гражданина. Декларация заключала в себе круг идей, выражавших скорее осуждение внутренней политики королевской власти, чем действительную программу действий. Но изложены эти идеи были в виде политической платформы основы предлагаемого законодателями режима. Одной из основных идей Декларации 1789 г. была идея законности. Она получила свое закреп-

ление в виде общих принципов организации государственной власти и прежде всего - в разделении властей. Основные права:

1) равенство и право на сопротивление;

2) верховная власть принадлежит народу;

3) каждый может участвовать в образовании закона и др.

Последовавшими за принятием Декларации законодательными актами Учредительное собрание национализировало церковное имущество и земли духовенства (Декрет от 24 декабря 1789 г.), которые были пущены в распродажу и попали в руки крупной городской и сельской буржуазии. Учредительное собрание упразднило старые феодальные границы и ввело во Франции единообразное административно-территориальное деление (на департаменты, дистрикты, кантоны, коммуны).

Оно отменило сословные деления и цеховой строй, а также феодальную систему наследования (майорат).

Главным итогом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания являлась Конституция. Окончательный ее текст был составлен на основе многочисленных законодательных фактов, принятых в 1789-1791 гг. Она была утверждена 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король принял Конституцию.

Депутаты предлагали следующую модель государственного устройства: законодательная власть передавалась Национальному собранию, состоящему из одной палаты. Собрание избиралось на два года, и оно не могло быть распущено королем. Конституция содержала перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания. Введение имущественного ценза для избирателей и избираемых противоречило Декларации прав, и это стало предметом острой

критики. Законодательная и судебная власти очень скоро оказались в руках представителей буржуазии.

Исполнительная власть по Конституции принадлежала королю. Он назначал министров и всех высших должностных лиц, командовал армией, ведал внешними сношениями, подписывал законы. Таким образом, были подготовлены основы для

нормального функционирования конституционной монархии. Вместе с тем Конституция объявляла особу короля неприкосновенной и священной, гарантировала некоторые привилегии.

Местные органы власти создавались на основе выборов. Но и здесь действовала цензовая избирательная система. Взамен старых провинций - крупных феодов (герцогств и графств) - согласно принятой Конституции было создано 84 департамента.

Все судебные органы по вертикали были выборными. Судопроизводство стало осуществляться с участием присяжных заседателей. Разделение властей было на самом деле разграничением сфер влияния и политических функций по

управлению между буржуазией и дворянством при явном преобладании буржуазии. Не доверяя королевской армии, находившейся под контролем земельной аристократии, Национальное собрание создает собственные вооруженные силы.