Вопрос 61: Французская революция 1789 г. И падение абсолютизма
К 70-м гг. XVIII в. Франция оставалась аграрной страной. Дворянство и Церковь владели одной третью земли, но собственного хозяйства они практически не вели. Крестьяне были наследственными держателями своих земельных участков, с которых в пользу сеньора взималась масса повинностей. Свою долю - десятину - забирала и католическая церковь. Перед страной стояла задача ликвидации старых феодальных порядков в деревне, решение аграрного вопроса. Заинтересованы в этом прежде всего были крестьяне и буржуазия. Господствующий старый порядок мешал развитию не только сельского хозяйства, но и промышленности и торговли. Французская революция 1 7 8 9 - 1794 гг. сыграла особую роль в процессе утверждения нового порядка и новых демократических принципов организации государственной власти.
Одним из важнейших факторов, обусловившим революцию, был экономический. Франция в экономическом отношении сильно отставала от Великобритании, причиной этого являлось сохранение пережитков феодализма.
Буржуазия также требовала отмены внутренних таможенных сборов, увеличивавших себестоимость товара, в едином и свободном рынке, единой системе мер, весов, банковского кредита, единой правовой системе. Она добивалась контроля за расходованием налогов, участия в законодательстве. Она требовала гласного суда взамен произвола, местного самоуправления взамен экзекуции. В осуществлении этих мер были заинтересованы все угнетенные сословия.
Своим политическим требованиям буржуазия сумела придать общенациональное значение.
Её идеологи не уставали повторять: равенство всех перед законом, свобода для всех, свобода, равенство, братство.
Руководство революцией оказалось в руках буржуазии; своим выдвижением она обязана богатству, образованию, организации. Главной помехой на пути дальнейшего развития Франции была абсолютная монархия.
В 1789 г. король Людовик XVI был вынужден созвать Генеральные штаты - впервые за 150 лет. Генеральные штаты состояли из трех сословий, и потому король не видел для себя особой опасности. Но третье сословие вступило в сражение за новый регламент и, проявив твердость, одолело сопротивление сторонников монархии. Основную массу депутатов Генеральных штатов составили представители французской буржуазии. Мятежные депутаты организовались сначала в Национальное ( 17 июня 1789 г.), а затем (9 июля 1789 г.) в Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. народ берет штурмом Бастилию. На первом этапе революции (14 июля 1 7 8 9 - 10 августа 1792 г.) власть во Франции оказалась в руках группы наиболее активных депутатов - Лафайета, Дюпона и других так называемых конституалистов. Падение Бастилии пробудило французскую деревню. Помещичья собственность насильственным путем переходила в руки крестьянства. Учредительное собрание занялось отменой феодализма. Поступившись некоторыми своими экономическими и политическими привилегиями, дворянство сохранило землю и поземельные подати. Гнет помещика над крестьянином был несколько смягчен, но феодальная зависимость была сохранена. Идя навстречу политическим интересам буржуазии, дворянская часть Собрания согласилась с отменой привилегий дворянства и духовенства, равенством всех перед законом.
Абсолютная монархия во Франции
Завершение централизации во Франции сопровождалось оформлением новой сословной структуры. Политический абсолютизм в своей правовой политике закреплял восходящее к Средневековью имущественное и юридическое неравенство общественных групп в пользу привилегированных сословий — дворянства и духовенства.
Термин сословие (ordre) возник в языке правоведов в XIV в. Принадлежность к тому или другому сословию традиционно была связана с большей или меньшей причастностью к отправлению власти; в этом смысле корни сословной системы уходили в средневековые феодальные порядки. «Сословие, — отмечалось в одном из юридических руководств начала XVII в., — это достоинство со способностью к публичной власти. Наверху церковный чин, духовенство, ибо Божии министры по праву должны сохранять первую степень почести. Затем дворянство, будь оно родовитое, древнее и незапамятное, происходящее от древних поколений, будь оно знатное по достоинству, проистекшее от служебных сеньорий, сообщающих те же привилегии. Наконец, третье сословие, охватывающее остальной народ». Структура трех сословий во французском правопорядке начиная с XVII в. была компромиссом государственной политики, отказавшейся от особого правового выделения знати и включившей, наконец, крестьянство в общую сословную структуру наравне с городским населением.
Католическое духовенство считалось первым сословием. Оно было относительно немногочисленным (до 130 тыс. чел. к 1789 г., в т.ч: 90 тыс. сельских священнослужителей), но пользовалось наибольшими привилегиями. Принадлежность к сословию определялась указом 1695 г., согласно которому для причисления к клирикам нужно было «церковно жить» и занимать одну из реальных церковных должностей. В налоговом отношении духовенство было свободно от прямых и, частично, от косвенных налогов. Однако платило налоги с принадлежащей церкви недвижимости. Исключительность положения духовенства состояла в том, что церковь сама имела право на налогообложение в свою пользу: амортизационный налог с имуществ особого рода, кем-либо приобретаемых, десятину, особый благодарственный дар, собираемый каждые десять лет (с 1560 г.). В правовом отношении духовенство подлежало только своему епископскому суду. Юридический иммунитет духовенства был несколько ограничен в середине XVIII в. расширением прав королевских судов, в особенности по уголовным делам и по спорам о недвижимостях. Но привилегии сохранялись значительные: клирики не могли быть взяты под арест за долги, их имущества пользовались широкой неприкосновенностью. В служебном отношении клирики были свободны от воинской повинности (исходя еще из постановления Клермонского собора 1095 г.); она была заменена для них военным налогом. Духовенство было свободно и от городских служб.
Высшее духовенство, реально пользовавшееся имуществами церкви, пополнялось в основном из дворян (оно насчитывало до 6 тыс. чел.). Низшее — из третьего сословия. Монашествующее духовенство обладало особыми привилегиями, но в правовом смысле пребывало в состоянии гражданской смерти в связи с обетами бедности и послушания.
Дворянство составляло второе сословие. К концу XVIII в. оно насчитывало до 400 тыс. семей. Как сословие дворянство не было однородным, и это влияло на различия в некоторых привилегиях. Дворянство подразделялось на пожалованное и служилое. Пожалованное основывалось на наследственных правах или на выданном королем дворянском патенте (первые грамоты-патенты пожалованы еще в 1285 г.; их обязательно регистрировали в парламентах). Наследственные права вытекали из обладания дворянскими вотчинами, полученными по отцовской линии (по материнской — только в некоторых провинциях: Шампани, Бар-руа), а также по родовому счету в 3 — 4 поколения. С 1579 г. было запрещено даровать права дворянства только по факту владения дворянской вотчиной, нужно было доказать благородство рода.
Служилое дворянство окончательно оформилось с эпохой абсолютизма. С XVII в. дворянское звание стало жаловаться по гражданской службе (дворянство мантии) — право на него приобретали прослужившие более 20 лет в королевских должностях (1-я степень) и в трех поколениях в чинах советников. Некоторые городские муниципальные должности также давали право на выслуженное дворянство. С 1750 г. появилась категория дворянства шпаги, когда оно жаловалось за службу в военных чинах или за отличия во время военных кампаний. Служилые дворяне не имели прав на королевские пособия, не имели вотчинных привиле- гий. Дворянское звание можно было и утратить вследствие занятий ремеслом, торговлей (кроме оптовой и морской), совершения некоторых бесчестных преступлений.
В налоговом отношении дворяне были свободны от личных налогов (тальи), но платили налоги с имущества и особые всеобщие налоги. Знать имела право, кроме того, на королевские пенсии. В правовом отношении дворянство обладало привилегией на суд бальи по гражданским делам и на суд Большой палаты парламента по уголовным. В их отношении не применялись позорящие наказания. В служебном отношении военная служба считалась обязанностью дворян. При этом они имели исключительное право на службу в коннице. Были некоторые службы, зарезервированные для дворянства. Воинским регламентом 1781 г. предписывалось принимать в офицерские училища только детей дворян, засвидетельствовавших четыре благородных поколения. Только дворянство обладало вотчинными и феодальными правами в принадлежащих им землях (право охоты, личных повинностей и др.).
Третье сословие (tiers-etat) составляло большинство нации (около 24 млн. чел. к 1789 г.) и не было полностью однородным. Как минимум в его составе выделялись (1) городские буржуа, (2) ремесленники и рабочие, (3) крестьяне. Буржуазия объединяла судейских и финансовых чиновников младших рангов (без прав служилого дворянства), лиц свободных профессий (врачей, литераторов), а также промышленников и финансистов. Ремесленники объединяли как цеховых мастеров, так и чисто наемных рабочих (до 2 млн. чел.). Как и буржуа, они обретали сословный статус, согласно эдикту еще 1287 г., по собственному желанию, заявив о наличии дома стоимостью свыше 60 солидов. Крестьяне были подавляющей массой населения Франции (свыше 20 млн. чел.). С 1779 г. личное крепостное право в их отношении было отменено, и повинности носили чисто имущественный характер (но разного происхождения). Как вилланы (самостоятельные землевладельцы), так и цензитарии (держатели наделов от феодалов) были обязаны платить все прямые налоги (они составляли ко второй половине XVIII в. до 1/2 крестьянских доходов), так и поземельные рентные платежи. Имущественные права третьего сословия были практически идентичны двум первым, и это сделало их к концу XVIII в. собственниками более 2/5 земель страны. Правовое положение разночинцев было, однако, менее выгодным: к ним применялись тяжелые и позорящие наказания, им запрещались некоторые общественные службы. Основной проблемой статуса сословия к XVIII в. было неравное налогообложение, особенно отягощение собственности буржуазии.
Сословный строй был существом порядков «старого режима» во Франции и опорой политической системы абсолютизма. Вместе с тем столь четкое разделение общества на три сословия составляло историческую особенность общественного строя Франции начала Нового времени.
- 2. Разложение первобытнообщинного строя. Формирование институтов государства и права (по лекции).
- 3. Государство и право стран Древнего Востока. Рабовладельческое гос. И право.
- 5. Особенности возникновения и развития государства в Междуречье.
- 8. Характеристика древней Индии: возникновение государства; периодизации. Право и источники права др. Индии.
- 9. Государственный строй и социальная структура Индии.
- 10. Законы Ману.
- 36. Источники римского права в постклассический период
- 11. Общая характеристика др. Китая: возникновение гос. Периодизация.
- Вопрос 13: Право Древнего Китая. Источники права. Легизм, конфуцианство
- 14. Государственное устройство Афин. Высшие органы гос. Власти.
- 15. Социальная структура Афин. Общая характеристика.
- 16. Источники Афинского права. Общ. Характеристика отраслей права в Афинах.
- 17. Общая характеристика Законов Драконта, Солона. Особенности Афинского права.
- 18. Возникновение и развитие рабовладельческого гос. В Спарте.
- 18. Возникновение и развитие рабовладельческого гос. В Спарте. Характер политического режима.
- 19. Общественный и государственный строй Спарты. Правовое положение различных социальных групп.
- 20. Рп древнейшего периода. Манципация. Брак и семья по законам 12 таблиц.
- 21. Образование Римской империи, предпосылки, основные причины. Периодизация.
- 22. Возникновение государства в Риме. Периодизация. Борьба патрициев и плебеев.
- 25. Реформы Сервия Туллия – их необходимость, основные направления, результаты. Образование аристократической республики.
- 26. Законы 12 таблиц. Право собственности. Обязательственное право.
- Вопрос 34: Судебный процесс по законам XII таблиц
- 27. Становлеие развитие римс. Права. Источники права.
- 29. Римское право классического периода. Публичное и частное право. Значение Римского права.
- 31. Роль Сената и Народного собрания в государственном управлении Римской Республики
- Вопрос 32: Общественный строй Римской империи.
- 33. Законы XII таблиц. Семейное, наследственное, уголовное право.
- 35. Источники римкого права в классческий период.
- 38. Возникновение Арабского Халифата. Организация государственной власти.
- 39. Источники мусульманского права. Право собственности. Обязательственное право.
- 41. Образование феодального государства в Германии. Золотая Булла 1356 г.
- 42. Особенности Абсолютизма в Германии. Крест. Война 1525 г. И её последствия.
- 43. Особенности сословно-представительной монархии в Германии. Органы сословного представительства.
- 44. Нормандское завоевание Англии. Реформы Генриха II. Великая хартия вольностей.
- 46. Абсолютная монархия в Англии. Незавершенный характер абсолютизма.
- 47. Особенности возникновения государства у франков. Реформы Карла Мартелла. Гос. Строй при Меровингах и Каролингах.
- 49. Общественный и государственный строй Франции в период политической раздробленности.
- Вопрос 51: Развитие феодального права во Франции
- Вопрос 54: Военно-феодальные империи средневековой Азии
- Вопрос 56: Английская буржуазная революция. Предпосылки, основные периоды, значения, итоги.
- Вопрос 57: Реставрация монархии в Англии.
- Вопрос 59: Британская колониальная империя
- Вопрос 61: Французская революция 1789 г. И падение абсолютизма
- Вопрос 62: Жирондистская республика. Политическая обстановка в стране Причины падения первой республики
- 63. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Во Франции. Основные положения. Значение. Конституция 1791 года во Франции.
- Вопрос 64: Якобинская республика во Франции
- Вопрос 65: Термидорианский переворот
- Вопрос 66: Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г
- Вопрос 67: Борьба североамериканских колоний Англии за независимость. Декларация независимости 1776 г.
- Вопрос 68: Конституция сша 1787 г. Общая характеристика, основные положения. Образование федерации.
- Вопрос 69: Гражданская война 1861-1865 гг. В сша
- Вопрос 70: Государственный строй Японии до середины 60 г XIX в
- Вопрос 71:Конституци Японии 1889 г.
- Вопрос 72: Империя Цинов в Китае в XIX в
- Вопрос 73: «Небесное государство» тайпинов
- Вопрос 74:Война за независимость и образование латиноамериканских государств
- Вопрос 75: Первые конституции стран Латинской Америки
- Вопрос 76: Каудилизм и диктаторское режимы в латиноамериканских государствах в XIX в
- 77. Свержение монархии в Бразилии. Разработка и принятие Конституции 1891 года. Общая характеристика.
- Вопрос 78: Третья республика(1871-1900гг)
- Вопрос 79: Четвертая республика во Франции. Конституция 1946 г.
- Вопрос 80: Германия в начале XIX в. Объединение Германии «Железом и кровью»
- Вопрос 81: Крах кайзеровской Германской империи
- Вопрос 82: Законодательная, исполнительная, судебная власть в Веймарской Конституции 1919 г.
- Вопрос 83: Приход фашистов к власти в Германии.
- Вопрос 84: Механизм фашисткой диктатуры
- Вопрос 85: Создание западногерманского «социального государства»
- Вопрос 86: Объединение Германии (фрг и гдр)
- Вопрос 89: Антитрестовое законодательство сша в XIX-XX
- Вопрос 90: Социально-трудовое законодательство сша в хх в.
- Вопрос 91: Деятельность правоохранительных органов сша в хх в.
- Вопрос 94: Политическая система Японии и ее эволюция в конце XIX в
- Вопрос 95: Конституция Японии 1947г.
- Вопрос 96: Буржуазные реформы в Японии 80-70 гг XIX
- Вопрос 98: Партийная система в Великобритании в к. XIX-н.XX вв.
- 92. Законодательство 60-х гг. В рамках программы “борьбы с бедностью” л. Джонсона.
- 93. Законодательство сша 50-60гг. XX века против расовой дискриминации
- 97. Реформа парламента в Великобритании в к. XIX – н. XXвв. Основные изменения в государственном строе Великобритании в XX веке.
- 99. Становление национальных государств в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в новейшее время.