logo
СГУ / Шпоры_и_ТД / ШпорыИГПЗС / шпора

39. Источники мусульманского права. Право собственности. Обязательственное право.

Право Халифата — шариат. Его основными источниками явились:

Коран — главная священная книга ислама. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.

Сунна — сборники изречений Мухаммеда. В значительной части содержат предписания о семейно-наследственном и судебном праве (мусульмане-шииты признают не все хадисы).

Иджма — решения, вынесенные мусульманскими правоведами по дополнительным вопросам. Впоследствии эти решения получили признание со стороны выдающихся правоведов-теологов. Считается, что Мухаммед поощрял свободное усмотрение судей.

Фетваписьменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

В дальнейшем появились и другие источники права — указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу. Соответственно право стало дифференцированным, но в то же время наметилась тенденция к теоретическому обобщению правовых норм.

Главным ценности ислама: религии, жизни, разуму, продолжению потомства и собственности. По сущности посягательства на них делятся преступления.

В праве времен Халифата получили некоторое развитие и нормы, регулирующие отношения собственности. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов. Это:

  1. хиджаз — земли, где по приданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим: с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;

  2. вакуф — земли, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогообложения и считались неотчуждаемыми. Вакуф мог состоять и из другого недвижимого и движимого имущества;

  3. мульк — земли, которые по характеру правомочий их обладателей могли быть отождествлены с частнособственническими;

  4. акта — временные пожалования земли вместе с проживавшим на ней крестьянским населением за службу. Обладатель такой земли имел право на подати с крестьян.

Обязательственное право еще не сложилось в полном объеме, но наметились принципы его регулирующие — запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Основаниями возникновения обязательств считались: волеизъявление двух сторон - договор; одностороннее волеизъявление, например обещание или обет; проявление недобросовестной воли, например умышленное повреждение чужого имущества.

Предметом договора не должно было быть действие, в чем-либо нарушавшее шариат. Договоры делились на необменяемые и обменяемые (по воле одной из сторон). Так, договор купли-продажи в принципе признавался неотменяемым, но мог быть обменен в семи случаях (например, односторонне расторгнут, пока продавец и покупатель не разошлись). Заключение договора не требовало особой формы. Исключение составили два контракта: заключение брака и договор купли-продажи доставкой товара спустя определенное время. В этих случаях необходимо было присутствие свидетелей или письменное оформление.

40. Государственный и общественный строй Византии. В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную и Западную. На востоке возникло самостоятельное государство Византия (столица Константинополь).

В IV—VII вв. в состав Византии входила вся восточная часть Римской империи: Балканский полуостров с центром в Греции, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет, Крит, Кипр и т. д. Византия не подверглась, как Западная Римская империя, разрушению со стороны варваров; она долго сохраняла свою сильную государственность. Государственное управление было централизованым и сосредоточивалось в императорском дворце в Константинополе. Сохранялась римская система налогообложения. Армия также строилась по римскому образцу.

Император (Басилевс) руководил внешней политикой, командовал армией, был высшим судьей, его власть считалась божественной. Его власть ограничивалась органами: сенат и государственный совет (консисторий). Власть басилевса не стала наследственной, борьба за нее часто вела к мятежам и войнам.

Византийская политическая мысль выработала идею гражданского общества - как сообщества сограждан и идею непосредственного «народоправства», т. е. участия граждан во всех сферах общественной жизни + иерархически построенного объединения всех его членов (во главе которой император), каждый из которых в соответствии со своим положением имеет определенные права и обязанности.

Во главе провинции был поставлен стратиг(глава военного отряда), который обеспечивал безопасность данной территории и сбор налогов. Налоговые и судебные органы были подчинены стратегу, и постепенно из военачальника он стал верховным правителем провинции, подчинявшимся только императору.

С развитием феодальных отношений в XI—XII вв. происходит формирование крупного частного землевладения, усиливается гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за долги) или продавали свои земельные наделы «динатам» («сильным»), передавали их в собственность господам, оставаясь держателями этих земель.

В X—XI вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Вместе с тем крестьянская община в порядке круговой поруки была обязана выкупать брошенные крестьянами участки. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. Между государством и феодалами шла борьба за рабочие крестьянские руки.

С середины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия жаловалась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В XII в. в пожалование (пронии) стали раздаваться земли, населенные свободными крестьянами. Прония, возникшая как условное землевладение, к концу XII в. начинает превращаться в наследственную собственность.

При Льве VI (конец IX — начало X в.) была сформирована система чинов и титулов, что усиливало императорскую власть и упорядочивало структуру государственной бюрократии.

В 1204 г. Константинополь захватили крестоносцы. Земли империи были разделены между западноевропейскими рыцарями и венецианцами, на ее территории возник ряд «латинских» государств и владений. В Малой Азии и на Балканах образовались греческие государства, объявившие себя наследниками Византии.

Захваченные «латинянами» земли империи раздавались рыцарям или сдавались им в аренду. На зависимых крестьян налагались повинности и разного рода сборы. Многие земли передавались прибывающим с Запада колонистам.

Греческие налоговые чиновники (потарии), предводители местных военных дружин вливались в аппарат управления, созданный завоевателями. В целом административная система управления основывалась на западноевропейских институтах, приспособленных к византийским условиям.

При этом сохранялись византийский придворный церемониал, обряд коронования василевса патриархом. Однако прежде неограниченная власть византийского императора резко сокращалась: при вступлении на престол латинский император давал обязательства соблюдать соглашения со своими вассалами и сохранять их привилегии. Новая монархия приобрела черты западноевропейской монархии периода феодальной раздробленности.

Одновременно с образованием Латинской Романии на востоке и западе Византийской империи возникли независимые греческие государства — Никейская и Трапезундская империи и Эпирское царство.