logo search
Primerno_700_tys

Юрий Долгорукий (ростово-суздальский князь)

1125 - 1157

Андрей Боголюбский

владимиро-суздальский князь

1157 - 1174

Михаил

1174 - 1176

Всеволод

«Большое Гнездо»

1177 (1176) -1212

Константин

ростовский князь

Андрей Ярославович

1247 - 1252

Андрей

В 1243 году в Орду был вынужден поехать владимиро-суздальский князь Ярослав Всеволодович. Батый принял его с высокой почестью, назначил его старшим из князей. Ярослав признал вассальную зависимость от татарского хана и получил ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское и золотую дощечку («пайдзу»), своеобразный пропуск через ордынскую территорию. Вслед за ним потянулись в Орду другие князья. Непокорных князей убивали. Так был убит в ставке Черниговский князь Михаил Всеволодович. Не избежал злой участи и Ярослав Всеволодович – его отравили в Каракоруме в1246 году.

После смерти Ярослава в Карокорум приглашены его сыновья Андрей и Александр. Великим владимирским князем стал Андрей, а Александр получил киевский престол. Таким образом татары решили поссорить братьев. Лишь в 1251 году Александр получил княжение во Владимире.

Власть на Руси поддерживалась с помощью постоянного террора. В русских княжествах расположились ордынские отряды во главе с баскаками – представителями хана, задачей которого было поддерживать порядок, и главное – наблюдать за исправным сбором дани с Руси, «ордынского выхода», о котором говорят летописи.

С целью учета плательщиков дани их «сочли в число», т.е. провели перепись населения. Начали ее еще в середине 40-х гг. В 1257 ордынские численники переписали население Владимиро-Суздальского княжества.

От налогов освободили только духовенство. Александр Невский и митрополит всея Руси Кирилл добились образования в Сарае русской епархии. Всего было 14 видов даней в пользу татар. В 1263 г. Александр возвращаясь из Орды, умирает. «Зашло солнце земли Русской…» - писал о нем летописец.

Восстания на Руси.

Дата восстания

Место

Причины восстания

Последствия восстания.

1257 год

Новгород

Начало переписи

В Новгород приехали ордынские послы с Александром Невским, начались расправы, новгородцы вынуждены были успокоиться.

50- е годы

Галицко-Волынское княжество

Против ордынского военачальника Куремсы.

Жители во главе с Даниилом захватили пять семь городов и пять лет не платили дань. Затем другой воевода Орды Бурундай восстановил зависимость.

1262г.

Ростов

Суздаль

Устюг

Ярославль

Против сборщиков

дани

Восстания стали причиной введения откупной системы и постепенной передачи сбора дани в руки русских князей.

После смерти Александра разгорелись усобицы между сыновьями Андреем и Дмитрием за обладание владимирским престолом. Разжигали рознь сами ханы и баскаки. Андрей не гнушался приводить из Орды татарские отряды, которые грабили и разоряли русские города. В 80 –е годы вновь прокатились восстания. Ответом на все эти выступления стали ордынские «рати». В 1293 году Андрей вновь выступил против брата и привел ордынцев во главе с военачальником Туданом (Дюденем). Они опустошили Владимир, Суздаль, Юрьев, Москву, и другие города. Народ надолго запомнил Дюденеву рать.

Последствия монголо- татарского нашествия.

1. Массовая гибель населения

2. Угон ремесленников в Оду.

3. Выплата дани Орде.

4. Упадок старых сельскохозяйственных центров и городов.

5. Запустение ранее освоенных плодородных земель ( Дикое поле).

6. Разгром городов.

7. Были забыты многие ремесла.

8. Торможение развития товаро-дненежных отношений.

9. Разрыв и ослабление традиционных и культурных связей с другими странами.

Культура русских княжеств в XIIпервой половины XIV в.

В эпоху политической раздробленности в различных землях Руси возникли местные культурные центры. В них сложились собственные культурные традиции. Наиболее зримо они воплотились в архитектуре. Характерной чертой владимиро-суздальского зодчества стала пышность и торжественность каменных церковных построек. Они были призваны подчеркнуть силу владимирских князей. В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на Клязьме был построен Успенский собор. Место для храма было выбрано удачно – на крутом берегу Клязьмы. Честолюбивый князь повелел строить храм выше Софии Киевской. В результате тридцатидвухметровый Успенский собор оказался самой высокой церковью на Руси. Собор был богато украшен: полы выложены цветной майоликовой плиткой, стены расписаны фресками, створки дверей обиты медными листами и покрыты золотыми рисунками. Еще один собор во Владимире - Дмитровский был построен в период правления Всеволода. Он известен своей белокаменной резьбой.

В зодчестве расцветает придворно-княжеское направление, строятся небольшие храмы, увенчанные одной главой. В качестве примера можно назвать прекрасную церковь Покрова Богородицы на Нерли (1165). Князь приказал построить ее неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава. Поэма из камня – так называют эту церковь. В ней гармонично сочетаются красота природы и изысканная простота архитектурных линий.

Местные особенности проявились и в живописи. Она как и прежде носила религиозный характер. Но постепенно появляются и светские сюжеты. Русские иконописцы пренебрегая канонам Византии вырабатывают собственную манеру письма. В лицах святых все меньше аскетизма, а в чертах проглядывает облик конкретных людей.

В XII веке начинается новый период в истории летописания. Летопись теперь ведут в каждом княжестве, уделяя внимание своим собственным событиям. Они отражали интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси.

Особенностью новгородской культуры была ее простота и доступность. Она была созвучна вечевым порядкам и соответствовала свободолюбию городского населения.

Каменное зодчество утратило здесь былую монументальность. Сократилось княжеское строительство. Заказчиками храмов были бояре, купцы, общины прихожан. Большое количество церквей было построено в Пскове и Ладоге. В древней Ладоге была построена церковь Святого Георгия. Храм был поставлен на самом берегу Волхова. Была построена церковь Спаса на Нередице.

Своеобразием отличалось и новгородское летописание . В нем фигура князя отступала на задний план. Зато подробно освещались события городской жизни.

Самым значительным поэтическим произведением на Руси было «Слово о полку Игореве», написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака.

«Слово» - прекрасное по форме, патриотическое и мудрое обращение к русским князьям в дни большой опасности. С 1180 – 1185 г. Кончак ежегодно приводил на Русь полчища кочевников. Князь Игорь Святославович Северский не выступал против половцев, уклоняясь от участия в общерусских похода. В 1185 году князь Святослав задумал общий поход всех русских князей для защиты Руси. Князь Игорь снова уклонился и торопливо совершил самостоятельный поход в степь, чем сорвал план общего похода. Игорь был разбит, взят в плен, а Кончак пошел войной на Киев. Автор с высоты общенародных интересов призывает князей к единству.

Общие черты:

1. Появление местных культурных центров.

2. Появление местных культурных традиций и особенностей.

3. Уменьшается влияние Византии.

4. Начало формирования русской школы живописи.

5. Возникновение местного летописания.

Культура Руси в годы татарского нашествия.

Нашествие татар и ордынское владычество нанесло большой урон русской культуре. Церкви и монастыри лежали в развалинах. Погибли иконы, церковная утварь. Лучшие мастера были убиты или уведены в плен. Многие виды ремесла были утрачены. Погибло огромное количество книг, прервалось летописание.

Тем не менее, татары не смогли уничтожить русскую культуру. Со второй половины XIV века начинается постепенное преодоление разобщенности русских земель и возрождение русской культуры. К этому времени политический центр перемещается постепенно в Москву, которая возглавила борьбу против золотой Орды. И хотя местные культурные особенности еще сохранялись, идея единства Русской земли и борьбы против татар становиться одной из ведущих тем во всех русских землях. Эта идея проходила красной нитью через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.

В процессе формирования единого государства преодолевались местные культурные особенности, складывалась единая русская культура. Она впитывала в себя лучшие достижения отдельных мест. В тоже время культура освобождается постепенно от византийского влияния. Она приобретает самобытные национальные черты.

Значительно расширился круг проблем, которые интересовали деятелей русской культуры и искусства. Главной темой многих художественных произведений стало укрепление мощи единого государства. Но в то же время все больше интерес проявлялся к семье, человеку, его внутреннему миру.

Расширяются культурные связи с другими странами. В Россию приезжают работать итальянские зодчие и другие мастера.

В XIV в. на Русь стали ввозить бумагу – более удобный материал для письма, и значительно более дешевый, чем пергамент. С появлением бумаги книг становиться больше.

Крупнейшими центрами книжного дела были монастыри, при которых существовали рукописные мастерские и библиотеки. Князья имели свои книжные мастерские.

Литература. Наивысшего расцвета достиг в 14 веке былинный героический эпос. Слагатели былин, чтобы ярче подчеркнуть идеи объединения и борьбы с поработителями, обращались к славному прошлому своей страны, к русским традициям времен Киевской Руси. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное Солнышко.

В этот же период оформился новый жанр устного народного творчества – исторические песни. Героями этих произведений стали простые люди, совершавшие подвиги в борьбе против завоевателей. Появляются первые исторические повести, в основе которых лежат исторические события, а персонажи – реальные исторические лица.

Столкновению с Ордой посвящена «Повесть о битве на Калке». Исследователи предполагают, что повесть была создана очевидцем или участником событий.

Замечательным произведением является «Слово о погибели Русской земли». Оно дошло до нас не полным и представляет отрывок с описанием несчастий, обрушившихся на Русь и ужасов батыевщины. Здесь же автор воспевает время Владимира Мономаха, которому приписывает всевозможные подвиги. Тем самым он утверждает идею сильной государственной власти, перед которой трепещут окрестные народы.

Одним из первых произведений является «Повесть о разорении Рязани Батыем». « Повесть о житие Александра Невского» была создана в Рождественском монастыре во Владимире. Автор принижает себя перед святым Александром, подчеркивая его ум, удаль, самоотверженность.