logo
Primerno_700_tys

3. Во время отсутствия Святослава в 968 г. Руководила защитой Киева от набега печенегов.

Правление Святослава (962 – 972)

При Святославе происходит дальнейшее присоединение славянских племен к Киевской Руси. Были присоединены племена вятичей. Святослав был первым, кто в качестве наместников посылал в другие земли своих сыновей.

Продолжил Святослав активную внешнюю политику: нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат (после чего Хазария прекратила свое существование как сильное государство), успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье.

Святослав задумал перенести свою столицу из Киева в город Переяславец. Для этого ему пришлось ввязаться в болгаро-византийский конфликт. В 967 году болгары были разгромлены. По договору земли по нижнему течению Дуная с крепостью Переяславец отошли к Руси. Все северное побережье Черного моря отошло к Руси. Лишь в степях кочевали печенеги, с которыми тогда еще были мирные отношения.

Однако присутствие под боком такого сильного соседа как Русь не входило в византийские планы. Заручившись поддержкой Болгарии и договорившись с печенегами, что те нападут на Киев, византийцы начинают войну со Святославом. Война шла с попеременным успехом, но в итоге для Руси закончилась неудачно. В 972 г. русское войско было зажато в устье Днепра, но все пути были перекрыты печенегами. Прорываясь Святослав попал в засаду, войско было уничтожено, сам Святослав погиб.

Завоевания Святослава были огромны. Его называли Александром Македонским Восточной Европы. Однако ему не удалось решить главной задачи - обезопасить границы своего государства от печенегов.

Итоги правления:

1. Подчинение вятичей, расширение границ Древнерусского государства.

2. Разгром Хазарии в 965 г.

3. Попытка перенести свою столицу в г. Переяславец. Походы на Балканы (Византию и Придунайскую Болгарию) 967 -971 гг.

4. Святослав был первым, кто в качестве наместников посылал в другие земли своих сыновей.

Русь во времена Владимира Святославовича.

После гибели Святослава власть в Киеве захватил Ярополк (972 – 980). Его брат Олег получил древлянскую землю. Третий сын Владимир, родившийся от рабыни бабки Малуши, получил Новгород. Между Ярополком и Олегом вспыхнула междоусобная война, в которой Олег терпит поражение и погибает. Владимир же организовывает поход на Киев. Ярополк бежал из Киева, а впоследствии был убит телохранителями брата. Это была первая княжеская усобица – борьба за княжеский престол. Этим воспользовались некоторые племена и отказались платить дань Руси.

Основные направления внутренней политики Владимира.

1. Походы против радимичей, вятичей и др. славянских племен. Восстановление единства Русской земли.

2. Войны с Польшей из-за пограничных земель – Червенской Руси с городами Червень и Перемышль.

3. Укрепление системы управления страной. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.

4.Была решена важнейшая задача того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов печенегов. Для этого по рекам Десна, Осетр, Сулла, Стугна был сооружен ряд крепостей. Была введена система сигнальных огней.

5. Организация пограничной службы.

В южные города-крепости Владимир привлек, богатырей, удальцов со всей Руси. Здесь складывался тип былинного героя, таких как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Самому Владимиру отводится в народном эпосе немало места, как организатору русского войска, защитнику своего отечества.

Главной реформой Владимира стало крещение Руси в 988 г.

Предпосылки крещения Руси:

1. Интересы развивающегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог.

2. Введения единой религии требовали международные условия. Почти весь европейский мир был христианским. Русь не могла оставаться языческой страной.

3. Христианство с его нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, укрепляло семью.

4. Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны.

5. Появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства требовало объяснений, новой идеологии.