logo search
Рим (19-39 билеты)

22. Борьба плебеев и патрициев в Риме в 5-6 веках до н.Э. Вопрос об их происхождении, причины и ход борьбы.

Причины борьбы патрициев и плебеев. Плебеи (простой народ, обладавший, как и патриции, гражданскими правами, но незнатный) стремились добиться увеличения своих прав. Они требовали допуска к общественной земле. Как и в Греции, понятие римского гражданства было связано с землей, поэтому допуск к ней являлся ступенькой к гражданскому полноправию, и автоматически – к политическому равенству с патрициями. Последнего особенно добивались обеспеченные плебеи. Наиболее бедная часть плебса выступала за отмену долговой кабалы и уменьшение ссудных процентов. Названные проблемы вызвали ожесточенную борьбу между патрициями и плебеями, благодаря которой в VI–III вв. до Р. Х. формировалась республиканская государственность.

Решающую роль в борьбе сыграла военная сила плебеев. Патрициев было немного, и они гибли в результате многочисленных войн, поэтому, согласно реформе Сервия Туллия, все плебеи включались в военное ополчение наряду с патрициями, пополнявшими за их счет свое войско.

Законы 12 таблиц. Наиболее ранней формой борьбы стал уход плебеев из Рима, так называемые сецессии. Плебеи покидали Рим и обосновывались на Священной горе близ города. Первая сецессия произошла в 494 г. до Р. Х., после чего патриции согласились на создание новой государственной должности плебейских трибунов.

Законы о правах плебеев. В том же, 449 г., был издан закон Валерия и Горация, согласно которому решения плебейских собраний приобретали силу закона и для патрициев – первый шаг к равноправию патрициев и плебеев.

Первая половина IV в. в течение десяти лет была ознаменована ожесточенными столкновениями обоих слоев общества по поводу отмены долгового рабства. И в 367 г. появился важный закон Лициния и Секстия. В него включались три важных решения. Согласно первому, плебеи допускались к должности одного из двух консулов. Затем они наряду с патрициями получали право пользоваться общественными землями и в этом смысле уравнивались с аристократией. Наконец решался самый больной вопрос о долгах: выплаченные проценты вычитались из общей суммы долга, а ссудный процент был еще раз снижен.

В 326 г. плебейский трибун Петелий добился отмены долговой кабалы по отношению к гражданам. Человек не отвечал своей личностью за одолженную сумму и мог отдавать ее деньгами и имуществом, но не ценой собственной свободы. Таким образом, за плебеями признавалось право гражданской личности.

В 300 г. был принят закон братьев Огульниев. Плебеи могли избираться на занимаемые патрициями жреческие должности, хотя полного уравнения патрициев и плебеев в области выполнения сакральных функций так и не произошло.

Борьба плебса и патрициата в основном завершилась к 287 г. в связи с законом диктатора Гортензия, появившегося после очередного ухода плебеев на Священную гору. Он повторял закон Валерия и Горация 449 г. о том, что решения плебейских сходок (плебисцитов) имеют статус общегосударственного собрания, то есть становятся обязательными и для патрициев. Поскольку закон Валерия и Горация не исполнялся в полной мере, требовалось дополнительное подтверждение его юридического статуса. С римских времен понятие плебисцит перекочевало и в европейское законодательство.

Становление римской civitas, т.е. единство Populus Romanus (по другой версии он изначально был един): если раньше патриции были коренными жителями Рима, а плебеи – пришлыми или завоеванными, то теперь плебеи и патриии – это социальные категории, т.е. патриции – это аристократия, а плебеи – это народ. Разбогатевшие плебеи и богатые патриции объедтняются в новую аристокртию – нобилитет (небольшая часть сенаторского сословия, рулящая делами). Середнячки – всадники. Прочие – новый плебс. То есть аристократия окончательно превращается из родовой в имущественную. Начинает разлагаться общинная собственность на землю и происходит концентрация земли. Перед лицом внешней опасности (264 – начало Пун 1) Рим предстает монолитным.