logo
Рим (19-39 билеты)

38. Правление Константина. Отношения римского государства к христианству. Историческая роль колоната.

Борьба за власть. В 306 августы отреклись. Хлор умер и на первый план вышел его сын Константин. Максимиан попытался вернуться к власти вместе со своим сыном Максенцием. В 312 Константин дал Максенцию решающее сражение у Красных Скал (у Мульвийского моста), в котором победил. В 324 Константин покорил и убил своего соправителя Лициния и стал единоличным правителем.

Константин. Вся политика Константина была прямым продолжение политики Диоклетиана.

Тетрархия. Как таковая упразднена, но деление на четыре части осталось – они называются префектурами и управляются префектами претория. Константин поддержал разделение властей и передал военную власть от префектов военным магистрам. Это делалось для того, чтобы засчет снижения самостоятельности местных властей усилить центральную.

Культ августа. Усилился невероятно: все, что было связано с императором, признавалось священным. При доминусе был создан консисториум, все придворные чины были разделены на 5 уровней, на высшем из которых находились люди, служившие непосредственно доминусу (часто эти должности были синекуриальны).

Денежная реформа. Воспользовавшись опытом предшественника, Константин более точно рассчитал стоимость монеты, в результате чего появилась единая в дальнейшем для всей империи денежная единица – солид. Экономика несколько оживилась, но глобального ничего не произошло. В основном это было для показухи.

Военная реформа. Иммобильная часть войска осталась без изменения, из мобильных подразделений была выделена дворцовая стража, расквартированная в столице империи. Когорты преторианцев расформированы.

Территориально-административная реформа. Просто было доведено до конца то, что начал Диоклетиан.

Варваризация империи. В связи с успешными пограничными войнами в плену оказывалось много варваров, становившихся потом колонами. Из варваров же пополнялась и армия, причем варварам был открыт путь повышений вплоть до высших чинов в империи.

Прекариальная практика. Мелкие крестьяне, куриалы, ремесленники и колоны, спасаясь от налогового и административного гнета, а также от административных притеснений, отдавали свои земли магнатам, взамен получая их в виде прекария. Свободу они меняли на защищенность.

Религиозная политика. В этом отношении Константин вел совершенно иную чем Диоклетиан политику. Он оценил популярность христианства среди всех слоев общества, понял, что гонения только укрепляют эту религию, и решил опереться на нее. Была выработана следующая политика. Мир и человеческое общество – дар Божий. Кто-то должен поддерживать в нем порядок. Кто это? Конечно император (Один Бог на небе – один Император на земле). Христиане ничего не имели против такой политики и в 311 гонения на христиан были прекращены. К 313 установился союз с христианами, несмотря на то, что сам император хритианство принял только перед смертью. В Медиолане принят эдикт о веротерпимости. Началось интенсивное развитие христианства – появилась иерархия (пресвитеры, диаконы, епископы). В связи с развитием христианства появляются разные толкования Св. писания и, как следствие, ереси (Африка – циркумцелионы, в Александрии – тринитарные и христологические споры, арианство (в Троице главный Отец, а Христос – не вполне Бог, т.к. не равен ему, будучи его творением)). Для предотвращения ересей собирается Вселенский Собор (1-й – 325 в Никее, 2-й – 381 в Константинополе); все, что кроме признанного на Соборе – ересь. Оформляется церковная иерархия во главе с 3 епископами (Александрийским, Антиохийским и Римским), которые называются папами, архиепископами в провинциях и епископами в городах.

Прелюдия. Появление и оформление колоната относится к I-II вв. Особое распространение он начинает получает с III в. Увеличение роли колонов идёт параллельно с кризисом рабовладельческой системы. Колон – фактически налогоплательщик, римский гражданин, во всех отношениях (суд, оборона, долги и т. д.) зависящий от владельца земли. После 3 века что-либо поделать с такой системой уже невозможно. Новый этап – поставить её на служение государству, что только способствует усилению земельных магнатов.

Колонатная политика Константина. Продолжается закрепощение всех слоёв населения. Что касается колонов – указ «О беглых колонах» (332). Если колон бежал с закреплённого за ним участка, то его насильно возвращали и заставляли работать закованными в цепях. Укрывающие колонов должны платить за них налог.