Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий.
Гераклит
Главной типологической особенностью античной культуры является ее космологический характер. «Вся античная культура связана с интуицией вечно и закономерно движущегося, живого и одушевленного космоса»110. Слово «космос» имеет два главных значения: «порядок» и «украшение». Соответственно им и в мифологической интуиции, которой космологическая идея обязана своим возникновением, и в рассуждениях о космосе античных философов присутствуют два аспекта. Первый из них характеризует космос как порождение мирового Разума, второй связан с представлением о нем как о прекрасном произведении искусства. Причем обе эти характеристики космоса – рациональная и эстетическая – рассматриваются в единстве и взаимной обусловленности. Характеризуя значение термина «космос», позднеантичный автор Плутарх называет его «известнейшим из имен». Начиная с Пифагора, которому предание приписывает то, что он был первым, кто «назвал Вселенную космосом по порядку, который ему присущ» (ФРГФ, с. 147), все греческие философы придавали ему предельно широкое и универсальное значение.
В доклассический период космос рассматривался как эманация (проистечение) мифа. В поэме Гесиода «Теогония», в которой было впервые проведено разграничение хаоса и космоса, мировой порядок представлен по аналогии с господствовавшими в общинно-родовом строе кровно родственными отношениями. Все боги и герои, представлявшие космос, характеризовались, прежде всего, исходя из их родственных отношений друг с другом. В это же время зарождается и представление о нем как о «живом организме», как о телесном объекте и живом мыслящем разумном существе, обладающем бессмертием, могуществом и совершенной красотой. Соответственно этим качествам космосу придавался статус божества.
Первые попытки каким-то образом определить происхождение и структуру космической организации были предприняты еще в архаическую эпоху в древнейших космогонических системах. Одна из них, наиболее известная и популярная, связана с именем мифического поэта и прорицателя Орфея и его учеников Мусея и Лина. Характеризуя их представления о происхождении космоса, Аристотель в своем трактате «Метафизика» (IV. 1091 b 6) пишет о том, что они считали, что мир был порожден не его правителем Зевсом, с которым связано представление о благом и прекрасном (гармонически организованным) начале, а в результате взаимодействия первобытных стихийных существ (начал): Ночи, Неба, Хаоса, Океана, и в этом они сходятся с философами (имеются в виду представители натурфилософии), которые также утверждают вторичность космоса (организованного мира) по отношению к первичному мировому хаосу. Одновременно с таким истолкованием идеи космоса этот термин употреблялся Орфеем для обозначения распорядка стихов у Гомера.
С началом классической эпохи эти архаические представления о космосе конкретизируются. Уже в период ранней классики космос, его происхождение и структура становятся предметом размышления. Оформление, моделирование космоса становится главной проблемой древнейшей греческой натурфилософии, среди которых были выдающиеся мыслители. Первый из них, милетец Фалес, утверждал, что исходным элементом космической структуры является вода. Анаксимандр утверждал, что космос образуется из бесконечного множества разнообразных элементов, из взаимосвязи которых образуется бесконечное количество миров-космосов. Великий создатель античной диалектики Гераклит характеризует космос как вечно возгорающийся и вечно угасающий огонь, возникающий и гибнущий в соответствии с присущим ему законом (логосом). Анаксимен в качестве такого первоначала называет воздух. Его ученик Анаксагор считал, что в основе космической организации лежит мировой ум. Его сочинение начиналось словами: «Все, что имеется, было совокупно, затем пришел Ум и установил в нем распорядок». За это утверждение самого Анаксагора прозвали Умом111. Такое понимание истока космического миропорядка потенциально содержало в себе возможность разграничения предметной и умопостигаемой (идеальной) модели космоса и было первым шагом к истолкованию этого термина в качестве философской категории.
Наиболее значительный вклад в философское осмысление идеи космоса был сделан Пифагором. Развивая мысль о том, что космос является порождением мирового Ума, великий мыслитель стремился придать ему математически обоснованный характер и утверждал, что его конкретным выражением является число, «благодаря которому произошло все». С помощью различных числовых отношений он пытается объяснить не только различие между вещами, но и людьми. По свидетельству Аристотеля, с этой целью он попытался создать и числовое определение добродетели. По мнению Пифагора, основу космической организации составляет гармония, которая может быть выражена в системе арифметической и соответствующей ей музыкальной пропорции. Пифагор «учил, что счастье (эвдемония) заключается в знании совершенства числа»112. Свое завершение натурфилософская концепция космоса нашла в учении великого античного философа Демокрита, который рассматривал природный космос как совокупность порядка, состоявшую из атомов, и распространял это понятие на государство, объявляя присущий ему порядок космосом, а человека называл «микрокосмосом»113.
Несмотря на все эти новации, связанные с попыткой выработать философское определение космоса, создателям натурфилософии не удалось решить эту задачу. В этот период термин «космос» все еще рассматривается преимущественно в своем «бытовом» нефилософском значении, как определяющий правильный порядок и устройство вещей, человеческого поведения, языка и, наконец, всего мира.
Философское определение космоса было дано в период высокой классики Платоном. В его знаменитом диалоге «Тимей», все известные еще со времен ранней классики элементы космической организации (эйдос, логос, число) были представлены в качестве диалектических обоснованных категорий, характеризующих космос как единое целое.
Категория единого была предметом постоянного интереса и у представителей ранней натурфилософии (Анаксагора, Гераклита, Эмпедокла, пифагорейцев), однако подлинный переворот в этих представлениях произошел позднее, в период средней классики, и был связан с деятельностью Сократа (учителя Платона), который перестал, как это делали натурфилософы, «рассматривать вещи сами по себе», и начал их расчленять и обобщать, т.е. сделал их предметом логического анализа.
Платон попытался объединить в своих рассуждениях о космосе результаты интуитивных прозрений ранних натурфилософов и новую логико-философскую методологию Сократа. В результате ему удалось создать в своем диалоге универсальную (идеальную) модель античного космоса. «Отсюда, - пишет А.Ф.Лосев, - в античной философии возникла диалектика такого единого, которая охватывала всю действительность и тем самым оказалась выше ее»114. Учение Платона о «едином» стало в эпоху завершения классического периода тем идейным основанием, которое придало античной культурной традиции целостность. Благодаря разработанной великим мыслителем диалектике все, известные еще со времен ранней классики, смыслообразующие элементы античной культуры приобрели значение философских категорий.
- Г.К. Пондопуло
- Формирование культурной традиции востока и запада.
- Культура образца
- Материалы к лекциям
- Словарь 98
- Классические культуры древнего востока
- I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
- II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
- III. Культура китая в период древних империй
- Формирование китайской парадигмы культуры
- Теогония
- Космогония и космология
- Культурологический миф
- Конфуцианство. Жэнь и ли
- Даосизм. Дао и дэ
- Чжуан цзы
- Приложение
- Классическая культура древней индии. Культура ом
- I. Ведическая традиция
- Для миров
- Пространство, время, закон в системе ведического знания
- II. Период упанишад
- 28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
- Учение о Брахмане-Атмане
- Санкхья-йога
- Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
- Ведический образец и классическая культура индии
- Приложения словарь а
- Часть 1 (главы 1,4,9,13)
- Часть2( глава 23)
- Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)
- Часть 7 (главы1-15,25,26)
- Глава 6. О месте пребывания разума
- __________________________________________________________________________________________
- Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
- III античная культура логоса и греческая пайдейя
- Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
- Греческий полис и античный идеал
- Ранние формы калокагатии. Арете
- Лучшее для смертных – здоровье –
- Греческая мифология и античная культура
- Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
- Основные смыслообразующие элементы античной культуры
- Исходный принцип и доминанта античной культуры
- В. Татаркевич. Античная эстетика.
- Притоком грязным, свежей не испить воды.
- Такой завет навеки положила я
- Пайдейя
- Приложения