logo search
Материалы по ИТД и ТПР для Мб 2014-2015

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

При изучении данной темы следует обратить внимание на взаимосвязь таможенных преобразований Петра Великого с другими внутриполитическими мероприятиями, которые были инициированы Северной войной. В силу этого на таможню возлагалась практически одна задача - пополнение казны государства. Политика Петра I означала переход к меркантилизму и протекционизму, который выразился в знаменитом «арифметический расчете» по защите российской промышленности, который лег в основу Тарифа 1724 г. Упорядочение таможенного дела в начале правления Петра Великого связано с перестройкой системы таможенной службы. Реорганизация административного аппарата и создание новой системы государственной службы отразились и на организации таможенного дела. Появление таможенных бурмистров (1700 г.), создание Сената и Коммерц-коллегии привели к повышению роли центрального государственного аппарата в управлении таможнями. На смену натуральной служебной обязанности пришла профессиональная таможенная служба - обер-цолльнеры и цолльнеры. Введение этих должностей означало начало процесса становления кадровой таможенной службы. Для установления четкого порядка досмотра судов и грузов в мореплавании в портах России был принят «Морской торговый регламент и устав» 1724 г. С его принятием был осуществлен (первоначально только в морских портах Российской империи), переход к европейской практике досмотра.

При приемниках Петра I произошел пересмотр жесткого протекционизма, что отразилось в принятии Тарифа 1731 г. Необходимо выяснить, почему преемники первого российского императора сочли созданную им тарифную систему с ее крайним протекционизмом преждевременной для экономики нашей страны. «Морской пошлинный регламент и устав» 1731 г. продолжил регламентацию таможенного досмотра. Однако масштабные таможенные реформы начались лишь спустя четверть века, в правление Елизаветы Петровны по инициативе П.И. Шувалова. Особого внимания заслуживает ликвидация внутренних таможен и сборов в эпоху Елизаветы Петровны, означавшая радикальный разрыв со всей предшествующей традицией организации таможенного дела и переход к режиму внешней таможенной границы. Именной указ Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов» (20 декабря 1753 г) объявлял ликвидацию внутренних таможен и введение единого дополнительного сбора на пограничных таможнях. Принятие первого Таможенного устава 1755 г. было дополнено введением пограничной стражи и таможенных объездчиков по западной границе государства. Создание Темерницкой таможни (1749 г.) и крепости св. Дмитрия Ростовского (1761 г.) положило начало таможенному делу на Дону и в Приазовье. В 1757 г. был принят новый Таможенного тариф, отчасти означавший возвращение к политике протекционизма.

В середине XVIII в. была ликвидирована откупная система, поводом которой явились злоупотребления, выявленные у откупщика Н. Шемякина, которому в 1758 г. были переданы почти все пограничные таможни России.

Принятие таможен в казенное ведомство (1762 г.) при Екатерине Великой начало новую эпоху реформ, связанную с либерализацией таможенного дела и попытками внедрения принципов фритредерства. Эти принципы были изложены в Наказе Уложенной комиссии. Регламентация торговых прав дворян и купцов в «Жалованных грамотах» дворянству и городам 1785 г. была увязана с ограничением по приему купцов на государственную службу. Либеральные и фритредерские тенденции в тарифно-таможенной политике российской власти нашли воплощение в Тарифах 1766 и 1782 гг. Одновременно происходило создание таможенной пограничной цепи и стражи, призванной более эффективно бороться с контрабандой. Был сформирован институт таможенных объездчиков, охранявших западную границу государства от тайного провоза товаров.