logo
Материалы по ИТД и ТПР для Мб 2014-2015

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Либерализация таможенно-тарифной системы в период НЭПа сменилась жесткой административно – командной системой таможенного регулирования в конце 20-х годов. Это отразилось в таможенном тарифе 1930 года. Произошло резкое сокращение товарной номенклатуры. По сравнению с тарифом 1927 года вдвое уменьшилось число статей. Осуществлен переход на метод ценовых пошлин. Наметившаяся тенденция снижения роли таможенного дела во внешнеторговом обороте окончательно закрепилась в 30-е годы. Система управления таможенным делом последовательно упрощалась. Сложившаяся к концу 30-х годов структура таможенных органов с незначительными изменениями просуществовала до середины 50-х годов.

В условиях Великой Отечественной войны, несмотря на уничтожение таможен по западной границе, советская таможенная система продолжала функционировать и, в частности, обслуживать грузы по лендлизу. Восстановление таможенных органов после освобождения советской территории и развитие торговых связей с Европейскими государствами привели в послевоенный период к пятикратному росту товарооборота. Создание СЭВ (1949 г.) отразило внешнеторговые приоритеты Советского Союза.

В послевоенный период, в условиях расширяющейся торговли СССР как со странами, Восточной Европы, так и со странами Запада, советская таможенная политика стала приближаться к международному порядку осуществления таможенных процедур. Вновь актуальными стали такие традиционные вопросы, как, например, борьба с контрабандой. Постепенная интеграция СССР в мировую экономику привела к выделению трех направлений во внешнеторговом сотрудничестве: взаимоотношения со странами СЭВ, с западными странами и с государствами «третьего мира». Эти направления таможенной политики отразились в таможенных тарифах 1961 и 1981 гг. Развитие таможенного сотрудничества со странами СЭВ выразилось в принятии Соглашения о сотрудничестве в области таможенного дела (1962 г.). Несмотря на то, что более половины советского товарооборота приходилось на страны СЭВ, с начала 1960-х годов усилилась зависимость СССР от импорта товаров, в том числе продовольствия, и технологий из стран Запада. Постепенно внешнеторговое сальдо нашей страны стало пассивным, лишь рост цен на нефть в 70-е годы помог исправить эту ситуацию.

Таможенная организация СССР в послевоенный период была законодательно закреплена в Таможенном кодексе 1964 г., который также установил порядок осуществления таможенного контроля и меры по борьбе с контрабандой.

Перестройка таможенной системы 1986-1991 гг. была связана с отходом от принципа государственной монополии внешней торговли. Следует обратить внимание, как происходила либерализация внешнеэкономической деятельности, и в какой мере происходивший распад СССР отразился на организации таможенного дела. Поэтому целесообразно сравнительное изучение следующих документов Таможенных кодексов СССР 1964 и 1991 годов и Таможенных тарифов 1961 и 1981 годов.

В период «перестройки» было образовано Главное управление государственного таможенного контроля. В Южном регионе в это время расширилась сеть таможенных учреждений: были воссозданы Ростовская (1986 г.) и другие таможни. Вместе с тем, к началу 1990-х годов наблюдается распад системы таможенных учреждений, связанные с выходом из состава СССР союзных республик. Этот процесс были призваны остановить новые Таможенный кодекс СССР и Таможенный тариф 1991 г.