V. Контрольные вопросы для самопроверки
Как происходило знакомство русских купцов с организацией таможенного дела в соседних государствах?
Какие преференции получили русские купцы по договорам с «греками» 907-945 гг.?
Какие торговые преференции предоставлялись немецким купцам «Правдой» Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 г.?
Какие таможенные пошлины были введены на Руси после монголо-татарского нашествия?
Как происходила дифференциация пошлин в русских землях в Ордынский период?
Какие новые пошлины упоминаются в «духовной грамоте» Ивана Калиты?
Выполните тестовые задания:
1. Договор 907 года с «греками» (Византией) для русских купцов:
а) отменил взимание таможенных пошлин со всех товаров
б) установил пошлины только на драгоценные ткани-«паволоки»
в) установил единую ставку таможенных пошлин в 10% от стоимости товара
2. В каком году был заключен договор Руси с Византией («греками»), установивший ограничения на покупку русскими купцами византийских тканей-«паволок»?
а) 907 год
б) 911/912 год
в) 944/945 год.
3. Древнейшая пошлина на Руси именовалась __________.
4. В каком году был заключен торговый договор («Правда») Смоленска с Ригой и Готским берегом?
а) 1191 год
б) 1229 год
в) 1339 год.
5. Таможенная пошлина, введенная монголами и происходящее от наименования знака родовой или племенной принадлежности: ____________.
6. Соотнесите наименования таможенных пошлин на русских землях в Ордынский период и их описания:
1) | гостинное |
| а)
| пеня за неявку товара в таможенном пункте или в таможне на рынке |
2) | заповедь |
| б) | пошлина за право пользования гостиным двором |
3) | осмичее |
| в) | сбор с продажи хлеба и других мерных товаров, обычно равный 1/8 их заявленной продажной цены |
4) | протамга |
| г) | штраф за неуплату пошлины при купле-продаже лошадей. |
7. Что такое «головщина»?
а) плата за переправу через реку или проезд по мосту
б) пошлина за куплю-продажу холопа
в) сбор с каждого человека, едущего на возу через мытницу.
8. Что такое «костки»?
а) сбор с проводников товаров
б) сбор с торговцев мясом
в) единица меры мясных товаров.
9. Как в Московском государстве называлась система таможенных сборов, при которой таможенники избирались из местного населения, не получали государственного жалования, но отвечали за недоборы пошлин своим имуществом?
а) верная служба
б) корчемная служба
в) откупная система.
10. Купцы какой страны получили в 1555 г. право свободной торговли в Московии и были освобождены от уплаты таможенных сборов?
а) Англии
б) Священной Римской империи
в) Шведского королевства.
- Рабочая программа учебной дисциплины
- Цели и задачи дисциплины
- Место дисциплины в структуре основой образовательной программы
- Требования к результатам освоения дисциплины
- Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план дисциплины
- Содержание дисциплины модуль 1. Введение в курс «история таможенного дела и таможенной политики россии».
- Тема 1.1. Предмет, задачи, периодизация курса «История таможенного дела и таможенной политики России» и его место в профессиональной подготовке студентов.
- Тема 2.1. Возникновение таможенных отношений в Древней Руси. Таможенное дело в IX—XV вв.
- Тема 2.2. Таможенное дело в Московском централизованном государстве (XVI—XVII вв.)
- Тема 2.3. Таможенное дело и таможенная политика Российской империи в XVIII в.
- Тема 2.4. Эволюция российской таможенной организации и таможенно-тарифной политики в XIX — начале XX вв.
- Тема 3.1. Становление советской таможни (окт. 1917-20-е гг. XX в.)
- Тема 3.2. Таможенная организация и таможенная политика ссср (1930- авг. 1991 г.)
- Тема 3.3. Таможенная служба и таможенная политика России 90-е гг. XX вв.
- Тема 3.4 Современное состояние таможенного дела в России и перспективы его развития.
- Образовательные технологии
- Контроль знаний студентов. Оценочные средства
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Литература
- Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Методические указания по изучению дисциплины
- Дополнения и изменения в рабочей программе
- 344002, Г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20.
- Самостоятельная работа студентов.
- II. План практического занятия
- III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
- IV. Рекомендуемые источники
- V. Контрольные вопросы для самопроверки
- Модуль 2. Возникновение таможенных отношений в Древней Руси. Таможенное дело в Московском государстве и Российской империи.
- Тема 2.1 Возникновение таможенных отношений в Древней Руси. Таможенное дело в IX-XV вв.
- I. Задания для самостоятельной работы
- II. План практического занятия
- III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
- IV. Рекомендуемые источники
- V. Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 2.2 Таможенное дело в Московском централизованном государстве (XVI—XVII вв.)
- I. Задания для самостоятельной работы
- II. План практического занятия
- III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
- IV. Рекомендуемые источники
- V. Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 2.3 Таможенное дело и таможенная политика Российской империи в XVIII в.
- I. Задания для самостоятельной работы
- II. План практического занятия
- III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
- IV. Рекомендуемые источники
- V. Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 2.4 «Эволюция российской таможенной организации и таможенно-тарифной политики в XIX — начале XX вв.»
- I. Задания для самостоятельной работы
- II. План практического занятия
- III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
- IV. Рекомендуемые источники
- V. Контрольные вопросы для самопроверки
- Модуль 3. Таможенное дело в отечественной истории советского
- IV. Рекомендуемые источники
- V. Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 3.2 Таможенная организация и таможенная политика ссср 1930 г. - август 1991 г.
- I. Задания для самостоятельной работы
- II. План практического занятия
- III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
- IV. Рекомендуемые источники
- V. Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 3.4. Современное состояние таможенного дела в России и перспективы его развития.
- I. Задания для самостоятельной работы
- II. План практического занятия
- III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
- IV. Рекомендуемые источники и литература
- V. Контрольные вопросы для самопроверки
- Примерная тематика докладов (эссе)
- Примерная тематика рефератов
- Учебно-методические указания
- Содержание
- §1. Структура реферата
- § 2. Этапы работы над рефератом Выбор темы
- Составление предварительного плана реферата
- Поиск источников для написания работы
- Создание текста реферата
- § 3. Оформление реферата
- Общие правила по оформлению реферата
- Правила оформления библиографических ссылок
- Примеры оформления ссылок
- § 4. Сроки выполнения и предоставления контрольной работы
- § 5. Критерии оценки реферата
- Пример офорМления титульного листа реферата
- Собранной информации»