logo search
Бакина и Локтионова - Общий курс Истории Казахс

Образование и литература. Шокан уалиханов.

Во второй половине XIX века на ход изучения Казахстана русскими учеными повлияли потребности освоения богатств края.

Востоковед, академик В.В.Радлов, владея казахским языком, собирал произведения казахской народной литературы и опубликовал Образцы народной литературы тюркских племен.

Историю Казахского ханства в XV-XVI вв. и историю Младшего жуза в середине XVIII в. написал русский ученый, востоковед В.В.Вельяминов-Зернов.

Украинский кобзарь Т.Г.Шевченко в 1847-1857 гг. отбывал ссылку на полуострове Мангышлак, в стихотворении Мои думы он сравнивает жизнь казаха и украинца.

Годы жизни великого казахского ученого Шокана Уалиханова 1835-1865 гг. Имя, данное Шокану Уалиханову при рождении Мухаммед-Канапия.

В 1847 г. 12-летний Шокан поступил учиться в лучшее учебное заведение Сибири - Сибирский кадетский корпус в городе Омске. В 1853 г. 18-летний Шокан закончил Омский кадетский корпус в офицерском звании корнета. Труды крупного востоковеда Н.И.Березина побудили Шокана Уалиханова заняться изучением восточных средневековых хроник.

Фундаментальный научный труд О состоянии Алтышара..., в котором содержится анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана, является результатом путешествия Шокана Уалиханова в Кашнарию. Ш.Уалиханов записал эпический цикл Манас и тем самым сохранил его для киргизов. Последний труд Ш. Уалиханова, посвященный восстанию дунган в Цинской империи, опубликован в 1865 г.

Казахский ученый второй половины XIX века Ш. Уалиханов за огромный вклад в исследовании народов Центральной Азии заслужил мировое признание.

До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали без ограничений. Для борьбы с распространением исламской религии в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в мектебах и медресе. Представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления для открытия мектебов при мечетях.

Примером давления на исламские школы являются Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России принятые в 1867 г. Оренбургским губернатором. Еще более усложнило работу мектебов и медресе правительственное решение от 26 марта 1870 г. Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан, которое внесло изменение в деятельность религиозных школ. Специальным Положением от 26 марта 1870 г. было признано обязательным преподавание русского языка в мектебах при мечетях. Открытие в Казахстане конфессиональных школ, в частности, мектебов и медресе, санкционировалось только генерал-губернатором. В конце XIX в. при инспектировании религиозных школ (мектебов и медресе) внимание чиновников уделялось, прежде всего, преподаванию русского языка. Мектебы и медресе, где не было налажено преподавание русского языка, закрывались распоряжениями военных губернаторов. Правительство следило за преподавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадников пантюркизма и панисламизма.

В конце XIX века правительство на просвещение в Казахстане тратило от 5,5 до 19,5 копеек на душу населения.

В начале XX в. пойти на уступки в расширении сети просветительских, в том числе и мусульманских учреждений в Казахстане правительство вынудила революция 1905-1907 гг.

Концепция о двухпроцентной грамотности казахского народа в конце XIX в. учитывала лишь грамотных лиц, получивших образование в русских и русско-казахских школах. В 1896 г. в различных учебных заведениях России обучались 50 казахских стипендиатов только от Тургайской области.

В 1883г. первая общественная библиотека в Казахстане была открыта в городе Семипалатинске. Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в городе Орске Оренбургской губернии.