logo
История "холодной войны"

3.1 Корейская и Вьетнамская войны, Афганистан

Корейская война - вооруженное столкновение между Южной Кореей и Северной Кореей, длившееся с 25 июня 1950 года по 27 июля 1953 года. Фактически, война велась не между Северной и Южной Кореей, а между двумя державами, которые стремились доказать свой приоритет любыми доступными способами. Это было противостояние между Америкой и коммунистическим блоком.

До окончания Второй мировой войны территория Кореи находилась под властью Японии. В результате боевых действий советской и американской армий в последние месяцы Второй мировой войны, территория Кореи была поделена на 2 части по 38 параллели: на Северную Корею - зону советской оккупации, и Южную Корею - зону американской оккупации. В декабре 1945 года Советский Союз и США подписали договор о временном управлении страной. В обеих частях страны были установлены правительства: в Северной Корее - коммунистическое правительство во главе с Ким Ир Сеном, в Южной Корее - проамериканское правительство во главе и Ли Сын Маном. Предполагалось, что обе части Кореи впоследствии будут объединены, но в условиях начинающейся холодной войны и нарастающих советско-американских противоречий, СССР и США не удалось прийти к единому соглашению о деталях воссоединения. В 1947 г. ООН приняла на себя ответственность за дальнейшую судьбу страны. При этом политический лидеры Северной и Южной Кореи стремились к территориальному воссоединению Кореи каждый под своим руководством.

К 1949 г. войска СССР и США были полностью выведены с территории Кореи. Политическая ситуация в Корее постепенно обострялась. При этом Ким Ир Сен неоднократно обращался к советским властям с просьбой оказать помощь в организации вооруженного наступлению на Южную Корею с целью объединения страны. Но Сталин, опасаясь начала нового вооруженного конфликта с США, отказал Ким Ир Сену в отправке войск, что не помешало СССР продолжать оказывать помощь Северной Корее, которая в это время активно наращивала свой военный потенциал и формировала боеспособную армию. Таким образом, военные силы Северной Кореи к 1950 году намного превосходили силы Южной Кореи. Более того, стремлению Ким Ир Сена к организации вооруженного наступления постепенно стал поддаваться и Сталин, который дал северокорейскому лидеру разрешение на проведение военной операции. Таким образом, 25 июня 1950 г. военные силы Северной Кореи вторглись на территорию своего южного соседа. Подготовленная, организованная по советскому образцу, Корейская народная армия поначалу вела успешные боевые действия и к августу заняла большую часть территории Южной Кореи [9].

После северокорейского нападения, 30 июня 1950 г. был отдан приказ послать в Корею американские войска, расположенные на Японских островах. Правительство США заявило, что будет стремиться предотвратить распространение коммунизма в Азии. Хоть официально военную помощь Южной Корее оказывала ООН, которая и должна была контролировать ситуацию в Корее, на деле всю военную компанию в Корее возглавляли США, фактически не считаясь с ООН и ее членами.

Активную поддержку Северной Корее оказывала КНР во главе с Мао Цзэдуном, которая была недовольна господством США на Тайване. 25 июня в Нью-Йорке был созван Совет Безопасности, на котором обсуждался корейский вопрос. Мнение членов ООН разделились: страны социалистического блока выступали против действий США в отношении Кореи, другие наоборот, поддержали сторону США и отправили помощь американским войскам для проведения операции в Корее. Ключевую роль сыграло отсутствие на заседаниях представителя СССР, который бойкотировал Совет Безопасности ООН в знак протеста против непризнания этой организацией КНР.

К июню 1951 года война достигла своей критической точки. Несмотря на большие численные потери, армии противников все еще располагали значительными силами и готовы были продолжать военные действия. Было очевидно, что война выходит из разумных пределов и дальнейшие боевые действия принесут слишком тяжелый ущерб сторонам. В этот момент противники впервые стали задумываться о переговорах, которые были начаты 8 июля 1951 года в Кэсоне, но даже во время переговоров военные действия продолжались. Силы ООН выступали за восстановление Южной Кореи в довоенных пределах, такой же позиции придерживалась вторая сторона [3].

Корейская война оказала сильное влияние на мировую обстановку в целом: ухудшились советско-китайские отношения, возрастала международная напряженность между двумя враждующими блоками, которые постепенно расширялись. Корейская война была первым серьезным вооруженным конфликтом времен холодной войны, и стала своеобразным прообразом всех последующих конфликтов двух сверхдержав, США и СССР, которые носили характер локальных войн.

Потери США в Корейской войне составили около 40 тысяч человек. Но более губительными последствиями оказались не количественные и людские потери, а моральное влияние, которое оказала Корейская война на американских политиков. Война в Корее показала, что американская армия была не готова к серьезным боевым действиям. С этого времени США приступают к созданию крупного военного потенциала: была значительно увеличена численность американской армии, началось активное строительство дополнительных военных баз, разработка новой военной техники, что требовало огромных затрат со стороны государства, вследствие чего расходы бюджета на военные нужды были значительно увеличены. Военные расходы 1953 года в три раза превысили военные расходы 1950 г. Корейская война, которую в то время американцы называли «войной господина Трумэна», серьезно ударила по экономике страны. Некоторые исследователи считают, что именно холодная война оказала сильнейшее негативное влияние на бюджетную политику государства и заложила основу все тех экономических проблем, с которыми сталкиваются власти США и в настоящее время.

Корейская война во многом определила характер американской внешней политики в последующие годы холодной войны: продолжение продвижения в глобальном масштабе, допущение локальных войн, при этом стремление избежать прямого столкновения с Советским Союзом, размещение на территории некоторых держав и континентов американских военных баз с целью оказывать решающее воздействие на своих союзников в военных блоках.

Целью, преследуемой США во время войны с Кореей, была борьба с распространением коммунизма, о чем свидетельствует «Доктрина Трумэна», основными положениями которой были следующие положения:

1) Сдерживание СССР путем создания «полосы» подконтрольных Соединенным Штатам государств вокруг Советского Союза, которые бы стали мощной преградой на пути распространения советского влияния в мире.

2) Защита экономических интересов США. После Второй мировой войны страны Западной Европы оказались в сложнейшей экономической ситуации: разрушенная экономика, огромные долги (особенно перед США). В этих условиях в странах Европы все большую популярность набирали коммунистические партии. Возможный приход этих сил к власти привел бы к тому, что американские кредиты на вооружение и ведение войны не были бы отданы, США потеряли бы огромный и емкий рынок сбыта американских промышленых товаров и сфер приложения капиталов американских компаний. Нужды стран Западной Европы в промышленной продукции могла удовлетворить советская промышленность. Америка не могла этого допустить.

3) Создание нового мирового порядка. Своей доктриной Трумэн объявлял весь мир - сферой исключительных интересов только лишь США. В этом мире «свободные народы будут сопротивляться внешнему давлению», США «должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу». И средством этой помощи могло стать даже применение ядерного оружия, которым на тот момент обладали только лишь США.

Практически по тому же политическому сценарию прошла и война во Вьетнаме 1957-1975 г. Вьетнам после 1954 года был разделен на две части. В Северном Вьетнаме у власти находились коммунисты, а в Южном Вьетнаме политические силы, ориентирующиеся на США. Каждая из сторон стремилась объединить Вьетнам. С 1965 года США оказывали открытую военную помощь Южновьетнамскому режиму. Регулярные американские войска наряду с армией южного Вьетнама участвовали в военных действиях против северовьетнамских войск. Скрытую помощь Северному Вьетнаму оружием, техникой и военными специалистами оказывали СССР и Китай.

К началу 1968 война зашла в тупик: ни одной из сторон не удалось решить поставленные задачи. В мае 1968 гг. начались мирные переговоры в Париже, первоначально только между США и ДРВ, а затем, с января 1969, с участием представителей сайгонского режима и НФОЮВ. Однако военные действия на территории Вьетнама продолжались и во время Парижских мирных переговоров по Вьетнаму.

После более чем четырех лет переговоров, 27 января 1973 администрация США, возглавляемая Ричардом Никсоном ослабленная внутриполитическим кризисом,пошла на подписание соглашения с ДРВ о выводе своих войск изВьетнама.

В феврале-марте 1973 г. в Париже состоялась международная конференция по Индокитаю,закрепившая Парижские мирные соглашения о прекращении войны и поддержании мира во Вьетнаме,подписанные США и Республикой (Южный) Вьетнам, с одной стороны, и ДРВ и НФОЮВ, с другой. Война закончилась победой коммунистов Северного Вьетнама в 1975 году [2].

Точно так же и Афганистан стал площадкой для выяснения отношений между СССР и США. Однако на этот раз конфликт имел открытый характер сражения.

С начала 1979 г., когда в Афганистане начались беспорядки, последовала просьба афганского руководства о прямом советском вмешательстве. Просьба была отклонена, но вскоре советскому руководству пришлось принять решение об укреплении советско-афганских границ, а после и о высадке советских войск на территорию Афганистана.

Согласно официальной версии, США начали действовать после ввода на территорию Афганистана советских войск, но из мемуаров бывшего директора ЦРУ Роберта Гейтса следует, что американские спецслужбы начали помогать афганским моджахедам за шесть месяцев до советского вмешательства. Президент Картер подписал первую директиву о тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле 3 июля 1979 года.

Весь период пребывания советских войск в Афганистане принято делить на четыре этапа:

1. с декабря 1979 по февраль 1980 -- ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам;

2. с марта 1980 по апрель 1985 -- ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, работа по реорганизации и укреплению вооружённых сил ДРА;

3. с апреля 1985 по январь 1987 -- переход от активных действий преимущественно к поддержке афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями при том, что подразделения спецназначения продолжали вести борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. В этот период был осуществлен частичный вывод советских войск с территории Афганистана;

4. с января 1987 по февраль 1989 -- участие советских войск в проведении политики национального примирения при продолжающейся поддержке боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к выводу и полный их вывод

Это было первым открытым противостоянием двух паритетных сверхдержав, только в отличие от предыдущих войн, война в Афганистане продолжилась и после вывода американских и советских войск [8].

Таким образом, вооруженные конфликты являлись одной из форм противостояния СССР и США, где каждая из сторон стремилась к мировому лидерству в идеологическом, политическом и экономическом аспектах.